Евгения Тетерина
Развитие у детей логического мышления и речи через опытно экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей с ОВЗ логического мышления и речи через опытно-экспериментальную деятельность.
Воспитатель 1категориии
Тетерина Е. Ю.
Воспитатель 1 категории
Тетерина О. Ю.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способности сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев.
Актуальность
Публикация «Развитие у детей логического мышления и речи через опытно экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Старший дошкольный возраст-важный этап развития познавательной активности ребёнка, который включает в себя не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его руководством. Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет возможность дошкольникам самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?», «Зачем?». Ребёнок стремится познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно даёт детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами и, что самое главное, происходит на глазах у ребёнка, при осуществлении практических действий. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы, в том числе логическое мышление. Необходимость предоставления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи. Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности. Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии :
-снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов);
-ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов);
-низкая речевая активность;
-не сформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.
Перечисленные особенности затрудняют умение детей выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.
В своей группе я работаю над проблемой: «Развитие у детей 7 года с ОВЗ логического мышления и речи через опытно-экспериментальную деятельность»
В результате этой работы:
-Идет обогащение памяти детей, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта: живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.); неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, свет, звук и т. д.); человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.) о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Детям 7-го года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится.
-Развивается речь детей, так как им необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Дети старшего возраста, особенно подготовительной группы, способны делать выводы о не воспринимаемых непосредственно свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать подробное описание увиденного.
-В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера детей, творческие способности, формируются трудовые навыки. Так как педагог практикует такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, продумывают методику его осуществления, самостоятельно его выполняют и сами формулируют выводы, описывая полученный результат.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно быть регулярным и постоянным, поскольку это наиболее эффективный путь ознакомления детей с окружающим миром, развития у детей всех мыслительных процессов. Также нужно учитывать уровень развития детей, поскольку среди них имеются индивидуальные различия. Подход в этом случае индивидуальный, так как степень овладения навыками экспериментирования определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался ребёнок, а также его индивидуальными особенностями.
Цель: создание условий для формирования основного целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста, развитие речи и логики средствами физического экспериментирования.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности
1. Формировать способность видеть и воспринимать многообразие окружающего мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости.
2. Развивать личный познавательный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, символов, заместителей, моделей).
3. Расширить понимание опытно-экспериментальной задачи способом включения мыслительных, речевых, моделирующих и преобразующих действий.
4. Поощрять инициативу, сообразительность, самостоятельность, ответственность; расширять кругозор.
5. Закреплять умения выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов.
6. Продолжать учить фиксировать результаты экспериментов.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
8. Привлекать родителей к совместной деятельности.
Этапы работы:
1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.
3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
4. Определение основных форм работы с детьми.
5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.
6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования :
- специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
- природный материал (камешки, песок, семена, шишки, и т. п);
- утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, пробки, поролон) - прочие материалы – зеркала, лупы, термометры.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
7. Подборка практического материала, включающего:
Работу с детьми:
- конспекты НОД с элементами экспериментирования;
-перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;
- диагностику детей
- картотеку опытов и экспериментов.
Работа с родителями:
- консультации для родителей по данной теме; памятки
Ожидаемые результаты:
- Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
- Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.
Непосредственно образовательная деятельность.
Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
Совместная деятельность - наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.
Позитивные моменты:
- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 20-25 минут.
Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Методика проведения опытов и экспериментов.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем я выбираю объект, с которым знакомлюсь заранее – и на практике, и по литературе.
Предлагая детям поставить опыт, сообщаю цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Дается время на обдумывание, и затем дети привлекаются к обсуждению методики и хода эксперимента.
Для поддержания интереса к экспериментированию, я предлагала детям какую-либо проблемную ситуацию, которую им нужно решить, (помочь какому-либо персонажу, дети становились «сыщиками» или «учеными» и решали эту задачу, «расследовали дело»- выявляли свойства, качества, того или иного вещества, материала, явления. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе по экспериментированию. Дети изучали тот или иной объект в соответствии с темой. Юным исследователям давались задания для стимулирования самостоятельности, но при обязательном контроле, как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, направления в нужную сторону, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода. Я старалась подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента, излагать свою точку зрения. В процессе экспериментирования каждый ребенок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т. е. оформление в рисунках, схемах.
Работа с родителями.
Мы привлекаем родителей к активной помощи и сотрудничеству с детьми.
Так, например, предлагалось родителям и детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Кроме этого, родители помогали в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика показала динамику развития детского экспериментирования. Это позволит спланировать дальнейшую работу по этой теме.
Работа коллектива ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников :
1) разработка рабочих программ дополнительной образовательной деятельности для воспитанников старшего возраста «Секреты живой природы»;
Выводы:
Работая по данной теме, мы сумели достигнуть более высокого уровня познавательной активности у воспитанников, усвоения основ целостного видения окружающего мира. У детей улучшился познавательный интерес к занятиям, речевое развитие, т. к. дети учились делать выводы, углубились знания, умения, навыки, предусмотренные основной образовательной программой ДОУ. А также пополнилась предметно – развивающая среда в группе.