МААМ-картинки

Развитие у детей логического мышления и речи через опытно экспериментальную деятельность

Евгения Тетерина
Развитие у детей логического мышления и речи через опытно экспериментальную деятельность

Развитие у детей с ОВЗ логического мышления и речи через опытно-экспериментальную деятельность.

Воспитатель 1категориии

Тетерина Е. Ю.

Воспитатель 1 категории

Тетерина О. Ю.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способности сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном

уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев.

Актуальность

Публикация «Развитие у детей логического мышления и речи через опытно экспериментальную деятельность» размещена в разделах

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.

Старший дошкольный возраст-важный этап развития познавательной активности ребёнка, который включает в себя не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его руководством. Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет возможность дошкольникам самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?», «Зачем?». Ребёнок стремится познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно даёт детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами и, что самое главное, происходит на глазах у ребёнка, при осуществлении практических действий. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы, в том числе логическое мышление. Необходимость предоставления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи. Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности. Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии :

-снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов);

-ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов);

-низкая речевая активность;

-не сформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.

Перечисленные особенности затрудняют умение детей выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.

В своей группе я работаю над проблемой: «Развитие у детей 7 года с ОВЗ логического мышления и речи через опытно-экспериментальную деятельность»

В результате этой работы:

-Идет обогащение памяти детей, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта: живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.); неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, свет, звук и т. д.); человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.) о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Детям 7-го года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится.

-Развивается речь детей, так как им необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Дети старшего возраста, особенно подготовительной группы, способны делать выводы о не воспринимаемых непосредственно свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать подробное описание увиденного.

-В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера детей, творческие способности, формируются трудовые навыки. Так как педагог практикует такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, продумывают методику его осуществления, самостоятельно его выполняют и сами формулируют выводы, описывая полученный результат.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно быть регулярным и постоянным, поскольку это наиболее эффективный путь ознакомления детей с окружающим миром, развития у детей всех мыслительных процессов. Также нужно учитывать уровень развития детей, поскольку среди них имеются индивидуальные различия. Подход в этом случае индивидуальный, так как степень овладения навыками экспериментирования определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался ребёнок, а также его индивидуальными особенностями.

Цель: создание условий для формирования основного целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста, развитие речи и логики средствами физического экспериментирования.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

1. Формировать способность видеть и воспринимать многообразие окружающего мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости.

2. Развивать личный познавательный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, символов, заместителей, моделей).

3. Расширить понимание опытно-экспериментальной задачи способом включения мыслительных, речевых, моделирующих и преобразующих действий.

4. Поощрять инициативу, сообразительность, самостоятельность, ответственность; расширять кругозор.

5. Закреплять умения выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов.

6. Продолжать учить фиксировать результаты экспериментов.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

8. Привлекать родителей к совместной деятельности.

Этапы работы:

1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.

3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

4. Определение основных форм работы с детьми.

5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования :

- специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);

- природный материал (камешки, песок, семена, шишки, и т. п);

- утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, пробки, поролон) - прочие материалы – зеркала, лупы, термометры.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

7. Подборка практического материала, включающего:

Работу с детьми:

- конспекты НОД с элементами экспериментирования;

-перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;

- диагностику детей

- картотеку опытов и экспериментов.

Работа с родителями:

- консультации для родителей по данной теме; памятки

Ожидаемые результаты:

- Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;

- Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

Непосредственно образовательная деятельность.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Совместная деятельность - наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 20-25 минут.

Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Методика проведения опытов и экспериментов.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем я выбираю объект, с которым знакомлюсь заранее – и на практике, и по литературе.

Предлагая детям поставить опыт, сообщаю цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Дается время на обдумывание, и затем дети привлекаются к обсуждению методики и хода эксперимента.

Для поддержания интереса к экспериментированию, я предлагала детям какую-либо проблемную ситуацию, которую им нужно решить, (помочь какому-либо персонажу, дети становились «сыщиками» или «учеными» и решали эту задачу, «расследовали дело»- выявляли свойства, качества, того или иного вещества, материала, явления. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе по экспериментированию. Дети изучали тот или иной объект в соответствии с темой. Юным исследователям давались задания для стимулирования самостоятельности, но при обязательном контроле, как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, направления в нужную сторону, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода. Я старалась подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента, излагать свою точку зрения. В процессе экспериментирования каждый ребенок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т. е. оформление в рисунках, схемах.

Работа с родителями.

Мы привлекаем родителей к активной помощи и сотрудничеству с детьми.

Так, например, предлагалось родителям и детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогали в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика показала динамику развития детского экспериментирования. Это позволит спланировать дальнейшую работу по этой теме.

Работа коллектива ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников :

1) разработка рабочих программ дополнительной образовательной деятельности для воспитанников старшего возраста «Секреты живой природы»;

Выводы:

Работая по данной теме, мы сумели достигнуть более высокого уровня познавательной активности у воспитанников, усвоения основ целостного видения окружающего мира. У детей улучшился познавательный интерес к занятиям, речевое развитие, т. к. дети учились делать выводы, углубились знания, умения, навыки, предусмотренные основной образовательной программой ДОУ. А также пополнилась предметно – развивающая среда в группе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы "Забывчивый художник" на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей логического мышления и речи через опытно экспериментальную деятельность
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 08:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД