Юрьева Александра
Развитие навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Формирование у детей навыков, необходимых в жизни связано с деятельностью, в значительной мере, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.
Публикация «Развитие навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Согласно классификации М. И. Земцовой к детям с нарушениями зрения относятся :
– слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
– слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;
– дети с косоглазием и амблиопией [13,с. 11].
В рамках работы мы остановимся на характеристике слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией, так как это наиболее часто встречающиеся заболевания в дошкольном возрасте. По определению Л. И. Плаксиной, слабовидение – это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05-0,2 или выше 0,3 при использовании оптической коррекции. К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует. Чаще всего причиной слабовидения является аномалии рефракции. Наиболее распространенная ее форма миопия (близорукость, достаточно часты гиперметропии (дальнозоркость) и астигматизм.
Миопия – недостаток преломляющей способности глаза, в результате которого фокус лежит впереди сетчатки. При миопии, детали удаленных предметов видны хуже, чем более близких. Миопия может быть компенсирована очками с отрицательными линзами [31,с. 21].
Гиперметропия – отклонение от нормальной рефракции глаза, заключающееся в том, что параллельные лучи света после преломления их в глазу, собираются в фокусе, расположенном как бы позади сетчатой оболочки глаза. Л. И. Солнцева утверждает, что изображения на сетчатке при этом получаются неясными, расплывчатыми. Гиперметропия обусловлена или тем, что преломляющие среды глаза (роговая оболочка и хрусталик) слабо преломляют свет, или тем, что передне-задняя ось глаза коротка [36,с. 5].
Согласно определению Л. И. Плаксиной, астигматизм – недостаток оптической системы, получающийся вследствие неодинаковой кривизны оптической поверхности в разных плоскостях сечения падающего на неё светового пучка. Кроме сниженной остроты зрения у слабовидящих могут быть отклонения в цветоощущении, периферическом и бинокулярном зрении. Нарушение функции цветоразличения проводит к невозможности различения одного из 3 цветов (красного, синего, зеленого) или смешения зеленого и красного цветов. Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к трудностям в пространственной ориентировке [31,с. 2].
Исследования Л. И. Солнцевой показали, что наиболее часто встречающееся нарушение зрения у детей дошкольного возраста – это косоглазие. Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение (девиацию) глазного яблока.
Различают следующие виды косоглазия.
Сходящееся косоглазие – самая распространенная форма косоглазия у детей, при которой один или оба глаза косят внутрь, то есть в сторону носа. Обычно появляется в возрасте до года. Дети с изотропией в дальнейшем склонны к развитию дальнозоркости.
Расходящееся косоглазие обычно появляется между 1 и 6 годами и чаще связана с появлением близорукости через несколько лет.
Под влиянием неблагоприятных условий высокая и точная согласованность деятельности обеих половин зрительного анализатора может нарушаться, что приводит к расстройству бинокулярного зрения. Функции зрения выполняет один глаз. Острота зрения отклоненного глаза понижается, развивается амблиопия этого глаза. Термином «амблиопия» обозначаются такие формы поражения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефракционной основы [35,с. 24].
Социальное благополучие человека обеспечивает его умение адаптироваться к окружающей среде и событиям, происходящим вокруг него. Чтобы гармонично существовать в социуме, человеку нужно осознавать свои возможности и уметь грамотно их использовать. Для детей с нарушением зрения это особенно актуально.
Наибольший процент информации человек получает посредством зрительного анализатора. Ребёнок, имеющий нарушение зрения, лишается данного источника знаний. Также у него нет возможности контролировать посредством зрения собственные движения и элементарные предметно- практические действия. Таким образом, нарушенное зрение у ребёнка является фактором, сильно ограничивающим его чувственное познание. Специальные исследования проблемы обучению навыкам самообслуживания детей с нарушением зрения проводились Л. И. Солнцевой, которая изучала начальные формы трудовой деятельности самообслуживания и выявила отставание их в предметно-практической деятельности, диспропорциональность в развитии самооценки у этих детей, и оценки достигнутых ими результатов [57,с. 11].
По данным Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой самообслуживание, как часть хозяйственно бытового труда, имеет важное значение в дошкольном возрасте, так как оно направлено на формирование у детей волевых, трудовых усилий, навыков самостоятельности [5,с. 32].
Дефект зрения обуславливает трудности формирования навыков самообслуживания. Такие особенности зрительного восприятия, как замедленность, фрагментарность, узость и недифференцированность зрительного восприятия не позволяют детям обладать точной и достоверной информацией о действии, а это осложняет выполнение культурно- гигиенических навыков. Причиной недостаточности развития предметно- практических действий у детей с нарушением зрения является взаимосвязь анализирующих действий с характером моторных движений руки и глаза. В результате у детей с нарушениями зрения труднее, чем у нормально видящих, формируются навыки самообслуживания, у них страдает координация движений, нет зачастую необходимых навыков пространственной ориентировки [35,с. 22] .
У детей отмечается неуверенность в выполнении действий, их замедленность и недостаточная четкость. В результате плохого зрительного анализа и контроля за собственными действиями у дошкольников появляется много ошибок в выполнении действий по самообслуживанию. Детям дошкольного возраста с нарушениями зрения свойственны скованность движений, слабость мышечного тонуса, затруднения в переносе жеста с одной руки на другую, диффузный характер движений. Также нарушенное зрение затрудняет ориентировку в пространственном расположении предметов, оценку их качества, возможность планировать захват предмета и действия с ним. Все это затрудняет формирование трудовых навыков [34,с. 20].
Нормально развивающийся ребёнок уже после года может обслуживать себя в некоторых вещах. Например, он может надеть и снять шапку, снять варежки или носки, может самостоятельно пить из кружки и есть ложкой. Данными навыками ребёнок овладевает самостоятельно, подражая окружающим его людям. В дальнейшем навыки формируются при помощи взрослых, по их образцу. Родители или воспитатель одобряют правильное действие и указывают на ошибки, одновременно обучая ребёнка оценивать свои действия и сверять их с образцом. У ребёнка с нарушением зрения по данным Е. В. Моржиной, формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случаи полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушение интеллектуального развития [22,с. 8].
Наблюдая за детьми с нарушением зрения, можно заметить, что не все имеют устойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Всё это требует систематического контроля и помощи со стороны педагогов и родителей. Только через овладение практическими действиями по самообслуживанию может развиваться и игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Сначала ребенок знакомится с ложкой при кормлении, учится действовать с нею, лишь после этого становится способным «кормить» куклу. В разработанной специальной методике обучения детей действиям по самообслуживанию на первом этапе обучения взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками. Взрослый должен максимально расчленить каждое действие на отдельные операции и, выполняя действие руками ребенка, постоянно придерживаться определенной последовательности. Например, обучая ребенка пользоваться чашкой, взрослый показывает (руками ребенка, как одной рукой взять чашку за ручку, другой поддерживать ее; как поднести чашку ко рту и затем, отпив, аккуратно поставить на стол. [7,с. 9].
Каждая операция обязательно сопровождается объяснением, например: — Возьмем свитер, найдем воротник. Положим свитер перед собой. Теперь проденем руки в рукава и т. д. Очень важно не упускать ни одной попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное движение. Малейшее стремление к самостоятельности должно поощряться. Со временем взрослому уже не нужно выполнять все действия руками ребенка. Он начинает выполнение действия, а затем в нужный момент направляет руки ребенка. Его помощь также нужна и по окончании выполнения действия при контролировании результата его выполнения. Иначе говоря, взрослый вместе с ребенком проверяет, правильно ли выполнено действие: застегнута ли кофта, хорошо ли надеты колготки, осталась ли еда в тарелке, положена ли на место ложка, чисто ли вымыт рот и т. д. [2,с. 8].
В итоге все действия выполняются ребенком самостоятельно. Для его начала и для осуществления контроля, за выполнением действия становится достаточным лишь словесное побуждение или помощь взрослого (просьба, объяснение, наводящие вопросы). При обучении слабовидящих детей действиям по самообслуживанию и бытовому труду необходимо использовать не только осязание, но и остаточное зрение. При этом следует учитывать, что эти дети не могут и не умеют его использовать, не знают многих зрительных качеств предметов, на которые они могли бы ориентироваться. Поэтому при наличии любых остатков зрения (если есть форменное зрение) необходимо учить детей зрительно распознавать предметы, наряду с показом и выделением осязательных и других ориентиров.
У детей с нарушениями зрения наблюдается снижение контроля над качеством одевания, умывания и причёсывания. Также это можно продемонстрировать на примере умения детей заправлять постель. Навыки и умения заправлять постели у детей с нарушением зрения значительно отстают в развитии от нормально видящих детей. При этом у них снижен интерес к контролю и анализу своих действий, оценке результатов выполнения работы. Также стоит отметить, что их речь бедна формулировками, которые представляли бы качественный анализ труда.
Специальные исследования Л. Н. Лосевой, проведенные с детьми с нарушениями зрения, показывают, что на отработку навыков самообслуживания эти дети затрачивают значительно больше времени, чем их нормально видящие сверстники. Так, при шнуровке ботинок дети с нарушением зрения в 12 раз больше затрачивают времени на определенную процедуру, допустив при этом в 4 раза больше ошибок. [44,с. 8].
При поступлении в специальное дошкольное учреждение у детей с нарушением зрения часто бывают несформированы навыки самообслуживания. Причиной может быть недооценка возможностей детей со стороны их родителей. Поэтому в дошкольном учреждении следует обеспечивать условия для преодоления таких недостатков и проводить систематическую работу по формированию навыков самообслуживания и воспитанию самостоятельности [13,с. 16].
Ребенок с нарушением зрения, как и любой другой ребенок, испытывает различные желания и потребности. Пока он маленький все его потребности удовлетворяет взрослый, он же при этом остается пассивным. Взрослея, ребенок с нарушением зрения начинает сам удовлетворять своим потребностям, обслуживать себя. Но если зрячие дети овладевают навыками самообслуживания, наблюдая за взрослыми, то детей с нарушением зрения надо последовательно, шаг за шагом учить каждому действию, и поэтому процесс овладения навыками самообслуживания несколько затягивается. Но при правильной организации обучения и постоянной тренировке ребенок с нарушением зрения сможет к 5-6 годам научиться самостоятельно умываться, чистить зубы, вытираться, пользоваться туалетом, одеваться, есть. [40,с. 8].
Обучение ребенка с нарушением зрения навыкам самообслуживания и бытового труда – важная и обязательная задача взрослого, так как чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а, следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо вредного воздействия, ребенку волей-неволей приходится обследовать различные предметы и орудия. [36,с. 10].
Уровень развития умений и навыков по самообслуживанию целесообразно оценивать в ходе наблюдения за ребенком в процессе одевания, раздевания, еды, умывания, пользования туалетом. Во время наблюдения необходимо отмечать стремление ребенка к самостоятельности, а также конкретное ее проявление в самообслуживании. При этом следует фиксировать:
• умение следить за своим внешним видом;
• самостоятельность выполнения микропроцессов по самообслуживанию (надеть и снять майку, носки, колготы, платье, намылить руки и т. д.);
• самостоятельность выполнения целостных процессов по самообслуживанию, связанных с определенными физическими нагрузками (одеться на прогулку, умыться, сложить аккуратно вещи, в необходимой последовательности и т. д.);
• развитие мелкой моторики (расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков, развязывание и завязывание шнурков, платков, шарфов);
• сформированность контрольно-проверочных действий (заправлена ли рубашка, одернута ли юбка, кофта, подтянуты ли носки, гольфы, колготки);
• необходимость помощи со стороны взрослых и сверстников;
• время, затраченное ребенком на выполнение бытового процесса по самообслуживанию. [21,с. 25].
Постоянное участие детей в трудовой деятельности повышает общее развитие дошкольников со зрительной патологией, придает им уверенность в своих силах, изменяет положение ребёнка в среде сверстников и его взаимоотношения с окружающими взрослыми. У детей появляются простейшие формы сотрудничества: помощь сверстнику, участие в труде взрослых. Очевидно, что навыки самообслуживания необходимы в повседневной жизни. Овладение данными навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, без проблем обслуживать себя дома и в дошкольном учреждении, когда это необходимо [37,с. 60].
Таким образом, имеющиеся особенности развития детей с нарушениями зрения обуславливают трудности формирования навыков самообслуживания.