Папки-передвижки

Реализация тематических проектов как условие комплексного решения образовательных задач в ДОУ

Ольга Насонова
Реализация тематических проектов как условие комплексного решения образовательных задач в ДОУ

Реализация тематических проектов как условие комплексного решения образовательных задач в ДОУ

В настоящее время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Публикация «Реализация тематических проектов как условие комплексного решения образовательных задач в ДОУ» размещена в разделах

Исходя из практического опыта работы с детьми, считаю, что одним из эффективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей.

Опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Ребенок мыслит конкретно, следовательно, он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями.

Коллективная работа детей дает им возможность проявлять себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает у детей любознательность, коммуникативные и нравственные качества.

Проектная деятельность позволяет ребенку почувствовать себя исследователем – помогает максимально раскрыть возможности каждого ребенка. Помогает охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, не имеет четких границ, дети свободны в своем творчестве.

Рассмотрим использование метода проектов на примере реализации задач экологического образования старших дошкольников.

Для осуществления работы с детьми по экологическому воспитанию в рамках проектной деятельности определила для себя следующие цели: дать детям дошкольного возраста знания о ценности природы, практические навыки и умения; заложить основу экологической культуры личности.

Задачи :

1. Обогатить опыт детей элементарными экологическими знаниями о ценности природы и правилах поведения в ней.

2. Развивать познавательный интерес детей к миру природы.

3. Способствовать воспитанию гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

4. Развивать у детей познавательную активность, навыки самостоятельности, умение работать в коллективе.

5. Сформировать осознанное отношение к живой и неживой природе и желание ее уберечь.

6. Помочь осознать, что человек и любое другое существо в природе являются ее частью, они взаимосвязаны друг с другом и имеют право на жизнь.

7. Активизировать участие родителей в реализации различных экологических проектов.

Для формирования экологических представлений дошкольников мною организовано множество проектов, различных по своей продолжительности. Реализация проектов проходила через все виды деятельности воспитанников – непосредственную образовательную деятельность, совместную и самостоятельную деятельность детей.

В ходе работы над проектами использовала разнообразные формы работы с детьми: закаливающие мероприятия, экскурсии, выполнение работ из природного материала, разнообразные игры (подвижные, дидактические, спортивные, игры – путешествия).

Все задания в проектах старалась направить на формирование у детей способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видение неизвестного в известном. Я заранее моделирую проблемную мотивацию, дети самостоятельно предлагают различные пути решения проблем.

В своей работе я применяю разные типы проектов. Одним из них является познавательно – исследовательский проект «Волшебное превращение воды или путешествие капельки», целью которого было познакомить детей с водой, как веществом, с его свойствами и превращениями, показать огромное значение в жизни человека и всего живого.

В ходе данного проекта мы с детьми постоянно играли с водой, исследовали воду, снег, лед, рассматривали, как изменяется вода в природе при различных погодных условиях, устанавливали причинно-следственные связи, читали художественные произведения о воде, снеге и т. д.

Продуктом данного проекта стала иллюстрированная книга «Берегите воду» и картотека опытов с водой.

Проектную деятельность я рассматриваю как особый механизм взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Прежде, чем приступить к работе с детьми по проектной деятельности, провожу просветительскую работу с родителями. На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылаясь на занятость, нехватку времени. Но позже они осознали, как это важно для самого ребенка, их самих увлек процесс нахождения ответов на вопросы.

Родители, участвуя в реализации проекта, не только становятся источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в работе над проектом, но также являлись непосредственными участниками образовательного процесса.

В процессе работы над проектами дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и сами подсказывают проблемы и возможные пути их решения.

Одним из таких проектов с детьми старшей группы стал творческий проект «Пернатые друзья».

Проект был направлен на помощь птицам, которые гибнут во время холодов от недостатка пищи. Дети совместно с родителями изготовили кормушки из различного материала. Затем дети, родители и педагоги развешали кормушки на участке детского сада. В течение всего зимнего периода дети постоянно носили корм для птиц и кормили их.

В ходе проекта дети изучили особенности поведения птиц в зимнее время, получили знания о перелетных и зимующих птицах. Делали выводы, какие именно кормушки нравятся птицам (с крышей – защитой от снега, с бортиками – защитой от ветра). Исходя из наблюдений, предлагали варианты изготовления кормушек. Совместно с родителями подбирали материал для изготовления.

Итогом проекта стала акция «Покормите птиц зимой» и презентация кормушек на участке группы. Дети самостоятельно стали следить за состоянием кормушек, ежедневно кормить птиц.

Самым значимым для детей подготовительной группы стал проект «Наш друг – природа!». Проект носил комплексный характер –включал в себя исследовательскую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. К концу проекта планировала, что дети научатся видеть и понимать красоту природы, овладеют определенными знаниями в области экологии. Увидят, как человек воздействует на животный и растительный мир, как должен вести себя человек, чтобы сохранить природу. Данный проект формирует экологическую грамотность детей, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности. Этот проект был долгосрочным и очень насыщенным по своему содержанию. Проводилась предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций о планете Земля, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные, пальчиковые игры о живом мире нашей планеты, беседы «Какая она – наша планета», «Правила поведения в природе», экологические сказки о загрязнении нашей планеты, НОД «Планета Земля в опасности», «Наша планета», «Солнечная Система» и др.

Основным направлением данного проекта было нравственное и экологическое воспитание детей. Осознание ими своей принадлежности к нашей планете, принятие планеты как общего дома, о котором надо заботиться и ухаживать. И каждый человек может внести посильный вклад в общее дело всех людей на Земле.

При подборе материала для проведения образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы усвоение новых знаний приносило детям радость, провожу образовательную деятельность с использованием игр, музыкального, телевизионного сопровождения. Это разнообразные игры, фильмы о животных и природных явлениях

Применяя принцип зонирования группового помещения, совместно с родителями создала предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе.

Включаясь в проектную деятельность, дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя исследователями, первооткрывателями. Радует, что даже очень застенчивые, сомневающиеся ребята в проекте почувствовали удовлетворение от совместной работы. Ведь то, что они не решались осуществить в одиночку, в группе друзей спокойно выполнили! Проект увлек детей основательно. Ребята продолжали свою исследовательскую работу и в выходные дни.

В результате проекта была создана книга «Правила друзей природы». Работая над этим проектом дети сделали шаг к новому проекту. Они узнали, что мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам долго, а есть такие, которые становятся ненужными и которые тоже загрязняют природу. Их называют бросовым материалом. Но оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что–то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение.

Экологические проекты это для детей увлекательная игра в «ученых», «исследователей», «защитников природы».

Тематические проекты, объединяющие все способы познания, дают возможность каждому ребёнку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своём направлении (кто-то лепит, рисует, читает, "пишет” книжки, делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон. Таким образом, проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Совершенно очевидно что – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, в которой ребёнок развивается как субъект с правом свободы выбора. Используя личностно-ориентированные технологии, мы способствуем гуманизации образовательного процесса в ДОУ.

Кроме того, организация деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Публикации по теме:

Стендовый доклад «Организация работы с родителями по воспитанию детей на традициях народной культуры» Как говорил Толстой Алексей Николаевич: «Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам и через сказку раскрывается.

Создание условий для развития математических способностей у детей посредством решения проблемных задач и навыков самооценки Особую ценность сегодня приобретает развитие способности детей самостоятельно и творчески мыслить. Представьте себе следующую картину. Все.

Доклад «Этнопедагогические аспекты формирования здорового жизни обучающихся новые взгляды и решения» Здоровье человека – это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит.

Невербальные способы взаимодействия как средство решения творческих задач развития ребенка. ВВЕДЕНИЕ. Еще с давних времен многих ученых волновала проблема эмоционального благополучия в творчестве, такие как яркие впечатления, живое.

НОД в подготовительной к школе группе «В гостях у сказок» (Занятие по математике с элементами решения логических задач) Программное содержание: - Развивать внимание, мышление, память, при решении логических задач. - Закреплять состав чисел из двух меньших.

План творческой группы «Игровые технологии, используемые для решения образовательных задач» Тема: «Игровые технологии используемые для решения образовательных задач» Руководитель группы: Неценко В. А. Состав группы: Ревенко С. Г.

Реализация образовательных задач в процессе организации режимных моментов Цель: - Закрепление песенки и игры на прогулке. Помогать замечать красоту природы в разное время года. Задачи: - Закрепить текст песенки,.

Семинар-практикум «Метод проектов в решении задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Семинар-практикум «Метод проектов в решении задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода.

Сообщение «Теория решения изобразительных задач в изодеятельности» Немного истории. В конце 50-х годов 20 века появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Автор ТРИЗ изобретатель Г. С. Альтшуллер.

Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)» Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)». Цель – развитие умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация тематических проектов как условие комплексного решения образовательных задач в ДОУ
Опубликовано: 27 июля 2015 в 16:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД