Лучший педагог года

Реализация в ДОУ познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Ольга Палагичева
Реализация в ДОУ познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Тема «Реализация познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)»

Разработала: Палагичева О. Н. - педагог МБУ «Лицей №51» структурное подразделение детский сад «Реченька» г. Тольятти.

Историко-краеведческое воспитание является одним из направлений патриотического воспитания граждан, согласно основным документам федерального и регионального уровней. Так, в Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области историко-краеведческое воспитание определено, как формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края. Мы под историко-краеведческим воспитанием дошкольников понимаем формирование представлений у детей о Малой Родине, ее историческом прошлом, настоящем и будущем; изучение культурных традиций родного края, знакомство с его достопримечательностями; формирование чувства гордости за свой край, воспитание бережного отношения к природе, народному достоянию.

Публикация «Реализация в ДОУ познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений.

Обращение к данной проблеме обусловлено следующим:

– анализ возрастных психологических особенностей (образность мышления, подражательность, внушаемость, эмоциональность, непосредственность и т. д.) дает основание утверждать, что старший дошкольник «открыт» для воздействий окружающей действительности и способен проявлять адекватное отношение к ней (отношение к людям, самому себе, Родине и т. д.). Именно через систему этих отношений реализуется гражданская позиция личности. Однако формирующим среди них является отношение к природе родного края, людям, живущим в родной местности, традициям, обычаям, культуре отчего дома.

– ребенок, усваивая культуру, накопленную человечеством, постепенно становится социальным существом, на его позицию большое влияние оказывают те социальные институты, где он живет, развивается.

– в жизни дошкольника родной край занимает одно из важных мест, и от того, какое отношение сложится у него к этому «Дому» будет зависеть его дальнейшее становление, как личности.

– характер и содержание процесса приобщения к родному краю определяются в дошкольном возрасте прежде всего взрослыми. Они учат понимать окружающий мир, определенным образом к нему относиться, наконец, учат способам участия в нем.

Ознакомление детей с краеведением ориентировано на развитие интегративных качеств дошкольника, его познавательных интересов и эмоциональной сферы. Материал используется в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей и взаимодействии с родителями.

Календарно-тематический план на один день

Группа: старшая.

Тема недели «Я живу в Тольятти»

Организуемая культурная практика: познавательная

Цель:

Формировать представления детей о природной уникальности Самарской Луки, развивать познавательный интерес к изучению родного края, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности.

Утро

Выставка:

- фотографии с изображением достопримечательностей Самарской Луки

- герб Самарской губернии;

- гербы городов Самарской губернии.

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес.

Просмотр видеосюжета «Красота Самарской Луки»

Цель: познакомить детей с датой создания Самарской губернии, формировать у детей элементарные представления об истории возникновения Самарской губернии, о том, что Самарская область включает в себя несколько городов, которые в свою очередь имеют собственную историю, о многообразии животного и природного мира края, промышленных предприятий.

Чтение «Сказки Самарской Луки»

Цель: способствовать развитию художественного восприятия текста.

Прогулка № 1

Наблюдение за березой.

Цель: знакомить с деревом, ставшим символом России, закреплять умение отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Художественное слово. Чтение стихотворений о березе.

Цель: формировать умение детей понимать смысл прочитанного стихотворения. Обращать внимание детей как посредством поэтического слова автор выражает свое отношение к березе.

Дидактическая игра «Подбери словечко».

Цель: Формировать умение детей подбирать слова, описывающие березу.

Дидактическая игра «Из чего состоит»

Цель: Закрепить знания о частях дерева.

Подвижная игра «Беги к тому, что назову»

Цель: Закрепить знания детей о названиях деревьев.

Подвижная игра «Найди свое дерево»

Цель: формировать умение детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве; быстро действовать по сигналу воспитателя.

Трудовые поручения: собрать сломанные ветки на участке детского сада.

Подвижная игра «Погода».

Цель: Развивать творческие способности и мыслительные операции на основе представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных.

Обед

Чтение х/л

цель: воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.

Вечер

Дидактическая игра «Что я видел и где был».

Цель: Определить, в каких местах Самарской области были дети и что интересного они там видели, есть ли родственники, живущие в городах Самарской области.

Экспериментирование «Как очистить воду?»

Цель: формировать ценностное отношение к природе, обогащать личный опыт экологически грамотного воздействия с природой.

Д/и «Берегите Землю» (изготовление природоохранных знаков)

Цель: приобщать детей к природоохранной деятельности, формирование патриотических чувств; совершенствовать изобразительную деятельность детей.

Прогулка № 2

Наблюдение «Улицы любимого города»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях города (Автоваз, Памятник В. Н. Татищеву, Спасо-Преображенский собор, Парк Победы, Парк развлечений «Фанни», Дворец спорта «Волгарь» и т. д). Продолжать воспитывать любовь к родному краю, родному городу, месту, где родился.

Художественное слово.

Цель: Формировать умение внимательно слушать стихотворение о Тольятти.

Подвижно игровое упражнение «На речке – Волге».

Цель: Совершенствовать умение координировать речь с движениями.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: Упражнять в умении двигаться по кругу в игре; ритмично двигаться в соответствии с текстом.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Цель: Закреплять умение детей подбирать слова к предложениям, касающихся города Тольятти.

Игра малой подвижности «Найди и промолчи»

Цель: Формировать умение детей находить предмет, ориентируясь на слова педагога.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Тольятти»

Цель: Формировать умение детей использовать полученные знания про родной город, в организации сюжетной ролевой игры. Закреплять умение детей распределять игровые роли и выполнять игровые действия, в соответствии с выбранной ролью.

Трудовые поручения. Собрать мусор на участке детского сада.

Цель: Вызвать в детях желание соблюдать чистоту и порядок не только на территории детского сада, но и за его пределами.

Самостоятельная деятельность детей в освоении культурной практики:

-Фотографии, открытки достопримечательностей городов Самарской области и промышленных предприятий;

- Герб Самарской губернии;

- Гербы городов Самарской губернии;

- Фотографии видов городов, главных достопримечательностей;

- Карта Самарской области, флажки;

- Фотографии с изображением праздника «День города»;

Наборы различных памятных подарков и сувениров (открытки, календари, значки, чашки, часы, вазы, магниты и т. д.)

- Наглядно-демонстрационный материал «Растительный мир"

-Набор дидактических игр и наглядно демонстрационного материала по теме «Наш Самарский край»

-Экспериментирование с водой

-Наглядно-дидактическое пособие «Самара – многонациональный край», «Природа родного края»;

-Различные вырезки из журналов с изображением видов городов самарской области и достопримечательностями.

-Фотографии, открытки достопримечательностей города, промышленных предприятий

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

-Проведение интервьюирования родителей «Есть ли у вас интересная история, связанная с Самарской областью».

-Привлечь родителей к созданию фотоальбома «Путешествие по Самарской Луке»

-Организация выставки художественной литературы

о Самарской области

Публикации по теме:

Экспресс-диагностика познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Статья Я,Варданян Виктория Анатольевна, педагог-психолог МБУ «Центра Психолого-Педагогической Медицинской и Социальной Помощи» в рамках.

Формы культурных практик Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Школьный урок» Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе. Задачи: Развивать произвольное внимание, память, мелкую.

Консультация для педагогов ДОУ «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ» Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно.

Методическая разработка «Организация предметно-развивающей среды для реализации национальных культурных практик детей в ДОО» Национальные культурные практики являются особенным видом детской деятельности, способствующей усвоению и передаче культурных норм и правил,.

Организация и реализация экспериментирования старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет познавательно-исследовательскую деятельность воспитанников.

Применение культурных практик в НОД на тему «Образ Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?»Применение культурных практик в НОД на тему «Образ Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?» Применение культурных практик в НОД на тему: ««Образ-Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?» в подготовительной к школе.

Развитие культурных практик у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкального воспитания Музыкальное воспитание в детском саду - одно из ярких средств формирования личности и эмоциональности детей, развитие их творческих способностей.

Реализация культурных практик С целью проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация в ДОУ познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 14:09
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД