Лучший педагог года

Рефлексия. Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями

Маргарита Кудина
Рефлексия. Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями

Автор: учитель-логопед, высшая категория

Кудина Маргарита Васильевна

Рефлексия.

Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями.

Что же такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Публикация «Рефлексия, Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями» размещена в разделах

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными.

Именно рефлексия помогает формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности для родителя как субъекта учебной деятельности

У рефлексии можно условно выделить на следующие этапы:

1 этап-анализ своего настроения, анализ своих успехов

2 этап-анализ работы одноклассников

3 этап-анализ работы группы как своей, так и других.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать :

цель занятия;

содержание и трудности учебного материала;

тип занятия;

способы и методы обучения;

возрастные и психологические особенности учащихся.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия как способ обратной связи.

«Светофор»

Родители выбирают один из цветов для того, чтобы высказать своё мнение

Красный – нет (что не понравилось, ошибки, желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

"Чемодан, Корзина, Мясорубка"

Родителю предлагается 3 изображения: чемодан, мясорубка, корзина. К каждому изображению крепят листочки, на которых написано: что было интересно, что нужно додумать, что не нужно.

«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, родителям раздаются лучики двух цветов жёлтого и коричневого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого – мне понравилось, получили много интересной информации; коричневого цвета – не интересно, не было полезной информации.

«Солнышко и тучка»

Родителям предлагаю сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если хорошее настроение, выбирают солнышко, если не очень, то тучку.

«Гномики»

Для того, чтобы выразить своё мнение можно выбрать одного из гномиков.

Радостный – всё хорошо, грустный – не понравилось.

Рефлексия «7 гномиков». 1 гномик: мне понравилось, 2гномик: задания были трудные для меня, 3: я узнал много нового, было интересно, 4: мне было безразлично, 5: скучал, 6: мне грустно, 7: всё перепуталось в голове.

«Букет настроения»

При помощи бумажных цветов красного или голубого цвета родителям предлагается выразить эмоции. На доске изображена ваза. Если понравилось, и узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой». «Наряди ёлочку» - На доске из

«Идеал»

Прием развития критического мышления.

Стратегия позволяет формировать:

умения определять пробу, находить и формулировать пути решения проблемы, выбирать сильное решение.

Пример.

Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.

Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

«Шесть шляп» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

Белая — нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная — эмоции. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

А также:

Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

"Острова"

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов" : о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.

«Опросник»

Предлагает толстые и тонкие вопросы, при котором «тонкие» предполагают краткие ответы, а «толстые» - проблемные, требующие глубокого осмысления, рассуждений, поиска дополнительной информации и знаний, аргументированного ответа. Они используется на стадии вызова (вопросы до изучения темы, т. е. вопросы, на которые родители хотели бы получить ответы

Толстые вопросы: Дайте 3 объяснения, почему.? Объясните, почему.? Почему Вы думаете.? Почему Вы считаете.? В чем различие.? Предположите, что будет, если.? Что, если.? и др. Тонкие вопросы:

«Рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения мероприятия, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

«Яблоня»

Способ организации рефлексии в конце какого-либо мероприятия. Участники пишут на символических яблоках:

на красных – то, что унесут с собой (сложить их в символическую корзину);

на зеленых – то, что они не поняли (повесить яблоко на символическое дерево);

на жёлтых– то, что не понравилось (положить его под дерево).

«Химс»

способ организации рефлексии обратной связи в конце занятия. Каждый родитель на карточках пишет : Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой. Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам, лежащим на полу.

приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

«Рефлексивый ринг»

Обычно в конце мероприятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Родители по кругу высказываются одним предложением,

«Корзина идей»

Родители записывают на листочках свое мнение о мероприятии, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Публикации по теме:

«Лэпбук» в работе учителя-логопеда В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, мне как учителю – логопеду приходится.

«Проектная деятельность в работе учителя-логопеда». Эссе МБДОУ детский сад 2-й категории №1 солнышко Эссе на тему «Моя педагогическая философия» Учитель – логопед : Жмаева Елена.

Шарики Марблс и их применение в работе учителя-логопеда АЛЬМАНАХ ШАРИКИКИ МАРБЛС И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА учитель-логопед Аникина Ольга Яковлевна МБДОУ «ЛУКОМОРЬЕ» Цель: - рассмотрение.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда Слайд 1 Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда Слайд 2 Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным.

Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда Муниципальное образовательное учреждение г. Мурманска № 34 Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Использование кругов Луллия в.

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школеО коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Приемы автоматизации звуков в коррекционной работе учителя-логопеда. Игры с песком, логопедическая игра «Ходилки» ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ с песком Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную.

Экспериментальная деятельность в работе учителя-логопеда Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуют особых усилий, но оптимизируют процесс коррекции речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рефлексия. Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 09:18
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД