Получи документы

Рекомендации участникам образовательного процесса, включая детей с ОВЗ по развитию психофизических процессов

Прасолова Екатерина Андреевна
Рекомендации участникам образовательного процесса, включая детей с ОВЗ по развитию психофизических процессов
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации участникам образовательного процесса,

включая детей с ОВЗ по развитию психофизических процессов

Педагог-психолог :

Прасолова Е. А.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Публикация «Рекомендации участникам образовательного процесса, включая детей с ОВЗ по развитию психофизических процессов» размещена в разделах

Называйте ребёнку различные слова, не связанные между собой: стул, кровать, белка, чашка, карандаш, конь, тетрадь, книга, окно, воробей, вилка и т. д. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда услышит слово, обозначающее, например, животное. Если ребёнок сбивается, повторяйте упражнение вновь.

Во второй серии возможно предложить, ребенку вставать каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т. е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

2. Упражнение на развитие концентрации внимания

Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.

3. Упражнение на развитие устойчивости внимания

Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, "а").

Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.

Если вы делали всё правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребёнка с ними, порадуйтесь вместе с ним.

Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: "В каждой строке зачеркни букву "а", а букву "б" подчеркни".

4. Упражнение на развитие произвольного внимания

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

3. Упражнение на развитие представлений о частях суток

Подготовить рисунки, посвящённые каждому времени суток, - утро, день, вечер, ночь. Затем ребё нку задают вопросы: "Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?", и т. д.

После этого покажите ребёнку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь в каждой. Ребёнок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток.

4. Упражнение на развитие представлений о временах года

Покажите ребёнку 4 картинки с изображением явлений природы в четырёх временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины; жёлтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одежде идут с корзинками в лесу; деревья с желтыми листьями; убранное поле; астра.

Расспросите ребё нка о временах года: "Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы строят гнёзда? и т. д.

Через 1-2 дня ребёнку последовательно показывают 4 картинки с изображением времён года и просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает?

Если ребёнок затрудняется в определении времён года, продолжайте эту игру дальше, подготовьте другие картинки, постарайтесь вносить разнообразие в вопросы.

Такой же подход можно использовать и в развитии у ребёнка представлений о месяцах.

5. Упражнение на развитие пространственных представлений

Подготовьте заранее 5 игрушек (например, кукла, зайчик, мишка, уточка, лиса); картинку с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3 ; лист бумаги в клеточку, карандаш.

Ребё нку предлагают выполнить несколько заданий:

1. Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.

2. На столе перед ребёнком располагают игрушки следующим образом : в центре – мишка, справа – уточка, слева – заяц, впереди – кукла, сзади – лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: "Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?"

3. Ребё нку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?"

4. Ребёнка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре – круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над треугольником – 2 маленьких кружка, под прямоугольником – маленький кружок. Задание ребёнок выполняет последовательно.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

1. Для развития анализа, синтеза и классификации.

Положите перед ребёнком 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ребёнок должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет.

2. Для развития анализа и обобщения.

Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

- чашка, ложка, тарелка, вилка; (посуда)

- яблоко, груша, лимон, банан; (фрукты)

- голубь, павлин, утка, цапля; (птицы)

- собака, корова, свинья, баран; (домашние животные)

- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш; (цветы)

- зима, весна, лето, осень (времена года).

3. Игра: «Бывает - не бывает»

Вариант игры “съедобное - несъедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить.

Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.

4. Игра: «Как это можно использовать»

Предложите ребё нку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово "карандаш", а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

5. Игра: "Говори наоборот".

Предложите ребё нок игру: "Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький". Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫИ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ

ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

1. "Бусы" - Развитие зрительной памяти, восприятия, внимания.

Предложите ребёнку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.

2. "Выполни движения"- Развитие внимания, зрительной и двигательной памяти.

Ход игры: ведущий показывает несколько действий, не называя их.

Задание: ребёнку надо повторить действия в той последовательности, в которой они были показаны.

Вариант 1

1. руки поднять вверх;

2. сделать хлопок над головой;

3. руки развести в стороны;

4. Сделать вращательное движение руками;

5. руки опустить вниз.

6. Упражнение на развитие объё ма кратковременной слуховой памяти: "Каскад слов"

Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Расположите их именно таким образом :

1. ОГОНЬ

2. ДОМ, МОЛОКО

3. КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА

4. ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ

5. КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА

6. КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ

7. ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН

8. ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД

9. МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ

10. ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК

То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

8. Игра на развитие памяти : "Я положил в мешок"

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.

Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут…" (Порядок тот же.)

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

1. Игра "Пантомима"

Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.

Попросите ребёнка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолёт) или какое-либо действие (умывание, расчёсывание, рисование, плавание).

Если с первого раза не получается, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в "угадайку" : ребёнок угадывает, что вы изобразили, а затем наоборот – вы должны догадаться, что изображают жесты и мимика ребёнка. Старайтесь придумывать смешные варианты.

3. Упражнение: "Точки"

Покажите ребёнку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно.

4. Упражнение на развитие вербального (словесного) воображения

Предложите ребё нку игру: "Попробуй представить, что будет, если, например, представь себе, что открыли школу для кошек! Или люди научились летать, или собаки стали разговаривать на человеческом языке и т. д.

Чем больше развита фантазия у ребёнка, тем больше он предлагает интересных и оригинальных вариантов.

5. Упражнение "Укрась слово"

Предложить ребёнку подобрать как можно больше определений к данному слову.

Осень (какая она…

Дом (какой он…

Зима (какая она…

Лето (какое оно…

Бабушка (какая она…

Цветок (какой он…

Мама (какая она…

Игра (какая она…

6. Игра "Волшебные превращения"

Ребёнок должен изобразить какое-либо животное или предмет. В кого или во что превратился ребёнок, должен отгадать взрослый. Играть можно несколько раз. Это будет зависеть от желания ребёнка.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса»Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса» Педагогическая студия - элемент методической системы города (городское методическое объединение, объединяющий творчески работающих педагогов.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации участникам образовательного процесса, включая детей с ОВЗ по развитию психофизических процессов
Опубликовано: 11 марта 2024 в 08:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации участникам образовательного процесса, включая детей с ОВЗ по развитию психофизических процессов» (включая файлы) размещена пользователем Прасолова Екатерина Андреевна (УИ 2629564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД