МААМ-картинки

Рекомендации для родителей по организации исследовательской деятельности детей

Светлана Борисовна Патрушева
Рекомендации для родителей по организации исследовательской деятельности детей

Рекомендации родителям

Исследовательская деятельность

(при работе на огородных участках)

1. Выращивая растения на грядках, понаблюдайте с детьми, какие из них растут быстрее, сравните форму и цвет листьев.

2. Таким же способом изучите семена. Зачем вы замачиваете некоторые из них перед посадкой?

3. Какие насекомые прилетают на ваш огород и зачем? Какие насекомые, пачки и другие животные обитают на вашем огороде, как на растениях, так и под землей? Рассмотрите их через лупу.

Публикация «Рекомендации для родителей по организации исследовательской деятельности детей» размещена в разделах

4. оберите коллекцию огородных семян, рассортировав их по баночкам или по ячейкам конфетной коробки.

5. Много ли в почве дождевых червей? Обсудите с детьми, для чего вы рыхлите землю.

6. Проведите опыт: возьмите немножко почвы с огорода и с тропинки, опустите эти образцы в баночки с водой. В какой почве больше воздуха и почему? Кто еще, кроме вас рыхлит землю?

7. Рассмотрите землю под лупой: из чего она состоит? (Корешки, старые листики, песок, глина). Какого цвета земля на вашем огороде? Хорошо ли она лепится? В какую землю легче сажать растения? (В сухую или влажную)

8. Предложите детям подумать, откуда на огороде взялись морковка и картошка? (Мы посадили.) А можно ли такие растения найти на лугу, в лесу? (В наших края их нет, это растения – пришельцы. Сделайте карточки растений на липучках и прикрепите их на географическую карту мира, обсудив, из какой страны кто пришел). Ее можно назвать картой путешествий растений.

9. Вспомните сказки, в которых идет речь, о ваших огородных подопечных. На основе наблюдений сочините о них загадки.

10. Выращенные овощи необязательно сразу отравлять в суп, из них можно сделать забавные поделки, они могут превратиться в различных героев сказок и даже в актеров овощного театра.

КОНСУЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ПРИРОДЕ

Родители приезжают с ребенком на дачный участок, где ребенка можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, попросите его помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более что он действительно окажет вам помощь. Если вы делаете посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: «Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить, и нагрет землю, семечку станет тепло, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зленный расточек, вот такой. (При этом нужно показать какую-нибудь травинку.) Если росточку понравиться, он будет становиться все больше и больше и может превратиться в такое дерево (показать ребенку одно из деревьев на участке) или поменьше. Еще я хочу, чтобы он принес нам вкусный плод, и ты его будешь кушать».

Каждый раз, когда вы приезжаете с ребенком на свой участок, первым делом нужно предложить ему посмотреть, не появился ли росточек. Как только вы увидите появившийся росточек, обрадуйтесь. Когда вы сажаете не семена, а рассаду, необходимо также объяснять ребенку свои действия. Если высаживаете рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руки сломанный стебелек и скажите: «Я думаю, это не будет жить и не принесет нам плода, он сломался, но давай попробуем все, же его посадить». И посадите наряду с другими хотя бы один сломанный. Через несколько дней, когда вы снова подойдете со своим ребенком к грядке с уже окрепшими стеблями помидоров, покажите ему на сломанный стебелек и напомните, что он был сломан при посадке. При этом не разговаривайте с ребенком назидательным тоном.

На следующий год ребенку нужно предложить свою собственную грядку, чтобы дать возможность делать на ней все, что он захочет. Ни в коем случае нельзя ребенка заставлять или исправлять сделанное им. Можно лишь спрашивать у него, чего бы он хотел. Оказать помощь можно, лишь спросив у него разрешение, поработать с ним совместно. Когда вы будете высевать злаковые, дайте ему бросить на грядку своей ручкой зерна.

Так ребенок проявит интерес к растительному миру. Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное – он начнет думать, анализировать.

Занятие 1

Это занятие можно преподать, играя с ребенком ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ, ПО ДОРОГЕ В МАГАЗИН, В ТРАНСПОРТЕ И ДАЖЕ КОГДА ВЫ ЗАНЯТЫ ПРИГОТОВЛЕНИЕМ ОБЕДА.

* Назовите ребенку что-нибудь из того, что он видит. Составьте с этим, словом словосочетание. Предложите ребенку подобрать слово, противоположное по значению (аноним).

Например:

1. Люди ИДУТ на работу – люди ВОЗВРАЩЮТСЯ с работы.

2. СТАРОЕ дерево – МОЛОДОЕ дерево.

Понаблюдайте вместе с ребенком за природой и сезонными изменениями природы. Помогите ему ответить на вопросы:

- КОГДА ЗАЦВЕТУТ В ПАРКЕ (НА ДАЧЕ) ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ?

- КОГДА НА ЗНАКОМОМ ДЕРЕВЕ ВО ДВОРЕ ПОЯВИТСЯ ПЕРВЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЛИСТ?

- КОГДА МОЖНО БУДЕТ КАТАТЬСЯ НА САНКАХ И ЛЕПИТЬ СНЕЖНЮ БАБУ?

* Следите вместе с ребенком за «превращениями» облаков. На что они похожи? (замок, а теперь конь с развевающейся гривой, а вот уже большой корабль и. д.)

Занятие 2

Пойдите с ребенком в ЗООПАРК и вместе определите, какое животное самое большое.

Выясните у ребенка, что значит «самое большое» (самое старшее, самое тяжелое, а может быть, самое высокое или самое длинное)

Это поможет ребенку точнее подбирать слова для выражения своих мыслей и чувств (в дальнейшем имен этот навык пригодится ему в школе при решении различных нестандартных задач).

• Попросите ребенка назвать папу, маму и детеныша ого или иного животного.

Например:

Волк – волчица – волчонок.

• Спросите ребенка, какое животное или птица ему больше всего понравилось. Попросите рассказать о нем: чем питается, где живет, как себя ведет.

Придя домой, достаньте карту мира, глобус и докажите ребенку, где водится это животное.

Пусть ребенок нарисует своего любимца, после чего напишет его название (скопирует с вашего оригинала).

Занятие 3

Гуляя в лесу, покажите ребенку некоторые приметы, позволяющие определить стороны света. Посмотрите вместе с ним, с какой стороны ствола деревьев больше обросли мхом (обычно это бывает на северной стороне). Найдите большой муравейник (открытые дорожки его обитателей обычно с южной стороны, а с севера он прикрыт кустом, камнем и т. п.). Найдите старое дерево, возвышающееся над остальными (с северной стороны крона его должна быть менее густой, чем с южной).

* Объясните ребенку, что если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа – восток, слева – запад.

* Чтобы закрепить понятия «справа», «слева», «сзади», «спереди», предложите ребенку рассказать, что он видит перед собой, справа от себя, слева.

Прислушайтесь к звукам, наполняющим лес. Выделите какой-нибудь из них. Попытайтесь воспроизвести его. Пусть ребенок определить, чья это «любимая мелодия»?

Например: У-у-у-у-воет ветер. Ш-ш-ш-шлестит листва. Ж-ж-ж-жужжат насекомые.

Покажите ребенку буквы, соответствующие этим звукам (можно палочкой на земле).

* Поиграйте с ребенком в «Один и много» :

Например: На берегу растет сосна, а рядом с нею….(сосны).

Горит прекрасная звезда. А рядом с нею….(звезды).

* В цивилизованном мире есть обычай: каждый идущий в лес берет с собой пластиковый пакет и собирает в него мусор, который попадается ему по дороге. Сделайте этот обычай своим семейным ритуалом. А придя домой, почитайте с ребенком «Маленького принца» Сент-Экзюпери. Обратите внимание малыша на слова Маленького принца: «Встал утром рано, привел себя в порядок, приведи в порядок свою планету».

Занятие 4

Летним вечером выйдите с ребенком на улицу, посмотрите на небо. «В небе таял лунный серп.

Серп склонялся на ущерб.

И поэтому с небес

Нам светилась буква «С».

Пусть ребенок произнесет звук (С) с различными интонациями, продолжительностью, громкостью.

* Найдите знакомые созвездия, вспомните легенды, связанные с их названиями.

Занятие 5

* Предложите ребенку дать имена домашним цветам и каждое утро здороваться с ними, ласково прикасаясь к их листочкам и называя их по именам.

*Пусть ребенок принимает участие в высадке рассады и вместе с вами наблюдает все фазы жизни растения.

* Пусть ребенок заведет дневник наблюдений за своим питомцем (котенком, хомяком и пр.).

Уважаемые родители!

Предлагайте свои игры-занятия, которые вы проводите с детьми дома и на улице.

Поделитесь своим опытом с нами и другими родителями.

МИР ПРИРОДЫ ИНТЕРЕСЕН ВСЕМ!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

ЦЕЛЬ: развить способность удивляться и удивлять, интересно и увлекательно познакомить ребенка с объектами окружающей природы, поддержать его любознательность.

СОБИРАЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ

• Определите маршрут, учитывая возможность каждого члена семьи, остановки для отдыха в пути.

• Рассчитайте время прогулки, предусмотрев время для наблюдений, игр в лесу.

• Создайте у ребенка радостное ожидание предстоящей прогулки, сделайте его неповторимой и удивительной. Выучите песенку, чтобы весело было идти.

• Пусть малыш вместе с вами участвует в сборах. Возьмите с собой:

- аптечку;

- второй завтрак;

- легкий коврик;

- фотоаппарат;

- блокнот с карандашом.

Одежда ребенка и взрослых должна быть легкой, проветриваемой, косынка или панами удобной, обувь по размеру.

ПРОГУЛКА В ЛЕС:

Начиная прогулку с ребенком, поприветствуйте природу. «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!»

По ходу прогулки любуйтесь окружающим. Рассматривая деревья, кусты, обращайте внимание на стволы, ветви, листья. Тонкий ствол дерева (березы, клена, рябины) можно обхватить руками одному, толстый ствол можно обхватить, если всей семьей взять за руки.

Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную игру «Раз, два, три к дереву беги».

Обратите внимание на кору деревьев. Рассмотрите кору на березе. С южной стороны кора березы гладкая, белая; с севера – грубая, с трещинами, с наростами. Знание этих особенностей помогает человеку ориентироваться в лесу.

Под деревьями можно найти желуди, шишки, которые пригодятся для создания интересных поделок.

Встретив на прогулке в лесу ручеек, остановитесь, прислушайтесь, как журчит вода, спойте вместе с ребенком песенку воды. Бросьте в воду лист дерева, понаблюдайте за его движениями по течению. Уходя из леса, наведите порядок на месте стоянки, поблагодарите за гостеприимство, радость, испытанную от общения с лесными обитателями. Объясните ребенку, что лес дает чистый и свежий воздух, спасает летом от зноя, дает грибы и ягоды.

Дома предложите ребенку зарисовать свои впечатления от прогулки, из лесных находок смастерите поделки, которыми можно украсить дом.

СЧАСТЛИВОЙ ПРОГУЛКИ ВСЕЙ ВАШЕЙ ДРУЖНОЙ СЕМЬЕ!

Публикации по теме:

Доклад «Особенности организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» "Особенности организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе". В пояснительной записке Федерального Государственного.

Конспект НОД по организации поисково-исследовательской деятельности в средней группе «В гости к сказочным героям» Конспект НОД Автор разработки: воспитатель Короткова Елена Сергеевна Тема: организация поисково-исследовательской деятельности в средней.

Занятие по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Одуванчик» ГБОУ СОШ №947, г. Москва Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Одуванчик» (первое.

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «В замке Снежной королевы» Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В замке Снежной королевы». Цель: Развитие у детей.

Методические рекомендации по организации досуговой деятельности Методические рекомендации по организации досуговой деятельности. Решению задач физического воспитания в детском саду «Солнышко» г. Уварово.

Рабочая программа по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» в первой младшей группе Содержание - «Живая природа» - «Неживая природа» - «Физические явления» - «Человек» - «Рукотворный мир» Форма организации работы с детьми.

Рекомендации педагогам по организации конструирования Существует ряд принципов и закономерностей формирования конструктивной деятельности, учет и реализация которых существенно повысят эффективность.

Методические рекомендации для воспитателей по организации совместной деятельности с детьми Совместная деятельность взрослых и детей Памятка воспитателю Совместная деятельность взрослых и детей – деятельность двух и более участников.

Современные подходы к организации совместной исследовательской деятельности педагога с детьми В федеральных государственных образовательных стандартах определены принципы и подходы построения образовательного процесса на основе интеграции.

Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов»Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов» Тренировочное занятие по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В стране волшебников-следопытов». Цель: Ознакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей по организации исследовательской деятельности детей
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 11:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД