РИММА БЕЛОВА
Полезная гимнастика после сна в домашних условиях для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье-
это важнейший труд взрослых.
От жизнерадостности, бодрости детей
Зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы
В. А. Сухомлинский
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.
Публикация «Полезная гимнастика после сна в домашних условиях для детей 4–7 лет» размещена в разделах
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Важно на этом этапе сформировать у детей базу практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в домашних условиях. Физкультурно - оздоровительная работа с ребенком в домашних условиях осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, занятия в спортивных секциях по возрасту, совместные со взрослыми спортивные игры, оздоровительный бег, закаливание и др.
Немаловажную роль в укреплении здоровья маленького ребенка играет гимнастика после сна.
Гимнастики после сна “Маленькая колдунья”.
Жила-была в маленькой пещере маленькая колдунья. (Просыпаемся и делаем из одеяла пещеру.)
Она жила одна, и ей было скучно. Тогда колдунья решила: “А приготовлю-ка я волшебное зелье, которое всех детей на земле усыпит. И пока они будут спать, я буду играть в их игрушки. Вот повеселюсь!” И однажды темной ночью колдунья собралась готовить колдовское усыпительное зелье.
Посмотрела, нет ли кого рядом, выбралась наружу. (Открываем один глазик, другой, высовываем голову.)
Сделала пещеру с помощью заклятья невидимой и отправилась за разным снадобьем. (Выбираемся из-под одеяла, расправляем его.)
“Темнота! Ничего не видно! Где же луна? Вот она! (Повороты головы вправо-влево, вверх-вниз.) Соберу-ка лунный свет, он в колдовстве очень нужен. (Тянемся вверх, встаем на цыпочки.) А теперь для зелья мне нужны травки. Эта травка для невидимости. Эта – для превращений. Эта – для того, чтобы летать. (Наклоны вперед. Берем травку, выпрямляемся, “кладем в карман”.) Без чего еще не сварить колдовской отвар? Без лягушек! На болото нужно идти. Какая трясина! С кочки на кочку, чтобы не засосало. (Ходим “по кочкам” : это может быть скамеечка, на небольшом друг от друга расстоянии стулья, разложенные листки бумаги или пакеты.)
Где мои лягушечки? Сейчас поймаю! Ага! Еще одна! (Присев, прыгаем за лягушками, хлопая вытянутыми вперед руками.)
Ой, опять луна за тучку спряталась. Ничего, а где же лягушечки? Фу, все спрятались. И кочек болотных не видно. (Отжимание от пола. Если хватит сил, то упираемся только на пальцы ног и ладони, либо на носочки, колени и ладони. Простой вариант: лежа на животе, поднимаем переднюю часть туловища.)
Болото меня засасывает! Нужно выбираться! (Высоко тем ноги, махи ногами.) Теперь пора бежать домой, варить отварчик колдовской. Мимо болота, мимо луга, травами богатого. В кухню колдовскую”. (Бег.)
На пол упала и захохотала. (Лежа на спине, болтаем руками и ногами, “едем на велосипеде”, перекатываемся на спине, обхватив руками колени. Усложнить : подъемы в сидячее положение, держась руками за живот.)
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Оптимальный вариант выполнения такой:
Комплекс гимнастики после дневного сна длится 5 -7 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей.
1. Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой самомассаж пальчиковую гимнастику.
2. Далее дети могут выполнять общеразвивающие упражнения (см. примеры) в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнять упражнения с тренажерами (если есть дома).
3. Заканчивается гимнастика после дневного сна умыванием.
В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на детскую самостоятельность. Дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.
“Забавные котята”
на кровати:
1) “Котята просыпаются”. И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. В. : поднимают правую руку, затем левую, потянуться, в и. п. (потянули передние лапки).
2) “Потянули задние лапки”. И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. В. : приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.
3) “Ищут маму-кошку”. И. п. : лежа на животе. В. : приподнять голову, поворот головой влево-вправо, и в и. п.
4) “Котенок сердитый” И. п. : стоя на четвереньках. В. : приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.
5) “Котенок ласковый”. И. п. : стоя на четвереньках. В. : голову вверх, спину прогнуть, "повилять" хвостом.
на полу:
1) Ходьба на месте с высоким подниманием колена.
а) подтянуться на носках, руки вверх;
б) присесть, сгруппироваться;
в) выпрямиться.
2) Прыжки, бег на месте.
3) “Кто быстрее спрячется”. Игра с одеялом.
Сигнал: Раз, два, три под одеялом лежи.
Встали. Подскоки на месте.
“Ожившие игрушки”
на кровати:
Сначала игрушки лежали тихо и спокойно на своих местах. Но затем они стали шевелиться и оглядываться вокруг.
1) И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища; слегка приподнимаем голову; поворот вправо-влево, на подушку.
2) Затем они стали потягиваться и разминаться: дети заводят руки за голову, потягиваются, сгибают руки, ноги в коленях, делают скручивающиеся движения.
3) “Ванька-встанька – неваляшка”. Весело раскачиваются в разные стороны; лежа на спине, обхватив колени, дети раскланиваются вперед-назад.
4) “Плюшевые мишки" : встать на высокие четвереньки, ходьба на месте, имитируют движения медведей.
на полу:
5) “Куколки”. Дети шагают вокруг себя на прямых ногах, руки внизу, кисти рук слегка в стороны.
6) “Резвые лошадки”. Бег на месте, высоко поднимая колени, держа воображаемые вожжи.
7) “Заводные лягушата”. Дети “заводят” себя воображаемыми ключиками и прыгают как лягушки.
8) Упражнения на дыхание, закрывают и открывают глаза, расслабляются.