Елена Воронова
Родительское собрание «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»
▼ Скачать + Заказать документы
Неуспеваемость младшего школьника : причины и способы решения проблем
Родительское собрание в 3 классе
Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости :
ознакомить с причинами плохой успеваемости;
помочь в поиске способов повышения успеваемости учащихся.
Ход собрания
Почему же учиться трудно?
Публикация «Родительское собрание „Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Уже в начале обучения в школе становиться ясно, что дети по-разному реагируют на учебную нагрузку: одни очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые возлагают на них мама и папа, другие совсем не справляются. Некоторые часто болеют, пропускают занятия, отстают.
Как возникают школьные проблемы? А главное – что делать, как помочь своему ребёнку преодолеть их?
Первичные причины
Они не зависят от личности ребёнка, от отношений в семье.
1. У ребёнка может быть задержка психического развития, недостаточное интеллектуальное развитие.
2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от занятий.
3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять своё время.
4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
5. Речевые нарушения.
6. Нарушения слуха, зрения.
7. Общая ослабленность организма. Частые простудные заболевания или длительные хронические заболевания.
Прежде всего, большая часть школьных трудностей тесно связана с особенностями раннего развития ребёнка и состоянием его здоровья. Состояние ребёнка родителями оценивается в настоящий период времени без учёта того, каким оно было до школы.
И уж никак родители не связывают плохой почерк, неуспеваемость, плохое поведение с этими проблемами, а потому требуют невозможного и от ребёнка, и от школы.
Много хлопот доставляют родителям и школе гиперактивные дети.
В данном случае ребёнок совершенно не может сосредоточиться, вертится, мешает другим детям. Это нарушение поведения свидетельствует о расстройстве нервной системы. И надо, не откладывая, проконсультироваться с детским психоневрологом.
Чем больше родители наказывают таких детей, тем хуже становиться их поведение. К тому же ребёнок становиться всё более нервным и раздражительным, жалуется на головные боли, плохо спит ночью.
Для гиперактивных детей необходимы упражнения на релаксацию, расслабляющий массаж
Полезны эти упражнения и вполне здоровым школьникам, т. к. они позволяют снять последствия школьных нагрузок, предупредить возникновение переутомления.
Ещё одна причина проблем в обучении – наши родительские амбиции.
Мы требуем от ребёнка порой невозможного. Прежде чем упрекать сына или дочку в нерадивости, посмотрите, всё ли вы сделали, чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причём речь идёт не об отдельной комнате, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребёнка (пусть даже заслуженно) – интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ребёнок порой не способен разобраться в самом простом материале.
Трудности в школьном обучении испытывают дети из неблагополучных семей. (пьющие родители)
Нередки случаи, когда именно семейная ситуация, дефекты семейного воспитания становятся основной причиной школьных бед не обязательно только в неблагополучных семьях. Внешне семья может быть даже очень хорошей, но вот ребёнку в ней живётся не очень сладко. Психологическое напряжение между членами семьи создаёт неблагоприятный для развития ребёнка фон, формирует неправильное поведение. В таких семьях часто не могут найти единую линию: бывает мать наказывает, отец жалеет, и наоборот. Ребёнок очень быстро находит выгодный для себя стиль поведения, приспосабливается, выкручивается.
В бесконфликтных семьях также могут быть свои ошибки воспитания. Бывают мамы, принимающие все проблемы ребёнка близко к сердцу, легко расстраиваются, постоянно беспокоятся за него. Они вместе с ним делают уроки – и очень огорчаются, если всё равно нет желаемой оценки.
Фактически мама боится школьных проблем и утяжеляет ситуацию, а у ребёнка укрепляется чувство неуверенности в своих силах, в своих знаниях.
Ситуации, когда успехи детей не соответствуют ожидания родителей, могут быть самыми разными. Бывает, что ребёнок, по мнению родителей, «хуже всех», и вместо поддержки его отторгают эмоционально, психологически, наказывают физически. Часто родители ошибочно полагают, что лучший способ заставить хорошо учиться маленького ученика – страх. Они не бьют ребёнка, а всего лишь пугают: тем, что он получит двойку, что его выгонят из школы, что он никем не может стать. А ведь психологическое битьё ничем не лучше физического наказания. Страх парализует волю ребёнка, ослабляет активность, уверенность в себе.
Чем же могут помочь родители, если всё же появились школьные трудности?
Первое. Не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача – помочь ребёнку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.
Второе. Не рассчитывайте на мгновенный успешный результат. Он появится не сразу и будет, может быть, незначительным на ваш взгляд.
Третье. Ваша задача: поддерживать уверенность ребёнка в своих силах, снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать – это не помощь, а основа для новых конфликтов.
Четвёртое. Не перегружайте ребёнка тем, что у него не получается.
Пятое. Никогда не торопитесь заставлять ребёнка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите всё, убедитесь, что ему всё понятно, что и как нужно делать, а затем «не стойте над душой» – этим вы только убеждаете ребёнка в его беспомощности.
Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 30 мин.
Шестое. Не считайте зазорным обратиться за помощью к учителю.
Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех, подчеркните.
Седьмое. Самое важное при оказании помощи ребёнку – это вознаграждение, причём не только на словах, а на деле.
Восьмое. Ребятам с трудностями в обучении необходим размеренный и чёткий режим дня. Не начинайте день с нотаций, ссоры, а, прощаясь перед школой, пожелайте хорошего дня.
Итак, внимание и понимание – самая большая помощь, которую вы можете оказать ребёнку. Несмотря на неудачи в учёбе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут.
Подведение итогов собрания
Так что же делать? Единственный выход – каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане «понять».
Возможное решение собрания
1. Обсудить причины неуспеваемости ребёнка с членами семьи.
2. Контролировать свою речь в конфликтных ситуациях с ребёнком.
3. Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интереснее и богаче.