МААМ-картинки

Родительское собрание учителя-логопеда «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Селезнева
Родительское собрание учителя-логопеда «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на родительском собрании учителя-логопеда.

Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание :

Особенности речевого развития детей 5-6,6-7 лет

Публикация «Родительское собрание учителя-логопеда „Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

У ребенка шестого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4,5 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Словарь ребенка составляет в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст. Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает логоневроз, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно. Каковы же особенности развития речи детей шестого года жизни. На что нужно обратить внимание?

1. Объем и характеристика словаря

2. Состояние грамматического строя.

3. Состояние звуковой культуры речи.

4. Особенности связной речи.

1. Словарь. Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т. д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т. п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т. п.) В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т. п. Вы показываете картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением. Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных : лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т. д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; и т. п.

2. Формирование грамматического строя речи. Что же это такое? Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т. к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши, но и само слово (ухо – уши). Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет? с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей. Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)». Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)». Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)». Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу». «Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо). Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно- ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка. Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное). Учим составлять из слов словосочетания и предложения. ( Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще моет мама?»

3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.

4. Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию. У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как: -связные высказывания короткие; -отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку; -фрагменты высказываний логически не связаны между собой. Для исправления этих недостатков необходимо: -развивать связную речь детей; -научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы; -познакомить с простыми приемами запоминания; -развивать логическое мышление; -уметь формулировать свою мысль; -уметь понимать речь окружающих. Развитие речи ребенка. Есть ли поводы для беспокойства? О необходимости развития речи у детей говорят все. Но как понять, что ребенку действительно нужны занятия с логопедом? Ведь милые коверкания слов и нечеткое произношение присущи почти всем детям дошкольного возраста. Сложнее всего разобраться, есть ли у ребенка проблемы с речью, когда он еще в младшем дошкольном возрасте. Как определить норму для трехлетнего ребенка, если он говорит без году неделю? Конечно, на звуки тут обращать внимание бесполезно, большинство из них могут быть неправильными. Главное, ребенок в этом возрасте уже должен говорить предложениями, в том числе сложноподчиненными. Например: «Мама сказала, что мы пойдем гулять». Задача родителей в этот период – просто почаще разговаривать с ребенком, причем не односложно, чтобы он пополнял лексический запас и учился говорить грамотно и красиво. В четыре года дефекты произношения тоже вполне допустимы, если вы сами видите прогресс. К примеру, вы заметили, что многие звуки ребенок стал произносить правильно, а «незачетные» остались в меньшинстве. И очень важно обращать внимание на согласования в речи. Предлоги, местоимения, окончания существительных и прилагательных – все это ребенок, в общем и целом, должен активно употреблять в правильной форме. В 5 лет ребенку уже следует употреблять все грамматические формы с нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. Просто понаблюдайте, как ребенок рассказывает о событиях дня. Может ли он держать «нить повествования»? В этот же период заканчивается формирование произношения согласных, хотя допустимы «проблемы» со звуками «р» и «л». А окончательно все звуковые дефекты должны уйти в 6 лет. В этом же возрасте дети обычно умеют подбирать общие слова для предметов и слова с заданным звуком. Это самые общие ориентиры. К тому же, специалист посоветует подходящие именно вашему ребенку упражнения. Развитие речи ребенка : умение грамотно и ясно выражать свои мысли. Думая о речи ребенка, мы в первую очередь вспоминаем, как он выговаривает слова. Конечно, правильное звукопроизношение очень важно. Но не забывайте и о богатстве речи. Ведь это – важный показатель умственного развития. Малыш растет, получает первые знания об окружающем мире и в ходе простого наблюдения развивает свои умственные способности. Это сказывается и на его речи. Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения. Для этого малышу не надо обладать особыми склонностями. Нужно просто чаще заниматься с ребенком, ведь детский мозг обладает удивительной способностью впитывать информацию. Запомните простое правило – что бы вы ни делали, обязательно рассказывайте об этом. Занимаясь делами по дому, говорите вслух, что сейчас, например, вы будете поливать цветы, и объясняйте, почему это нужно делать. В принципе, для того чтобы ребенок говорил грамотно, достаточно постоянно с ним беседовать. Кто еще подаст пример лучше родителей. Отлично работает чтение. Прочитав сказку перед сном, расспрашивайте ребенка о сюжете. Отвечая на вопросы, ребенок делает первые шаги в умении анализировать информацию и четко формулировать мысли. Также просите ребенка пересказать сказку. Это развивает и речь, и одновременно память. Большинство дошкольников говорят быстро, их речь можно назвать «потоком сознания». Ругать за это ребенка, конечно, не нужно. Просто старайтесь разговаривать с ним ровным, спокойным голосом, чтобы «погасить» ненужную торопливость. Еще для того чтобы ребенок не «спотыкался» в предложениях и спокойно доводил мысль до конца, практикуйте с ним скороговорки. Забавные стишки нравятся детям, и они неосознанно учатся повторять или переставлять одни и те же звуки и слоги, трудные для произношения. Как видите, занятия очень простые. Но их хватает для пополнения «интеллектуального багажа» ребенка, что тут же влияет и на его навыки общения. Развитие речи ребенка : исправление звуков и языковая гимнастика Многие дети начинают говорить позже «срока», да к тому же потом шепелявят и картавят. Это обусловлено различными нарушениями и этиология их различна.

Итак, на шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом и со взрослыми. Поэтому основная задача родителей- вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвращая трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

Приведу примеры речевых игр, в которые можно поиграть дома:

1. «Скажи наоборот».

Белый. (чёрный, светлый. (тёмный, длинный. (короткий, день. (ночь, вчера. (завтра, тепло. (холодно) и т. д.

Прилагательные (мокрый-сухой,добрый-злой,горячий-холодный,кривой-прямой)

Существительные (день-ночь,добро-зло,мальчик-девочка,богатство-бедность)

Глаголы (бежать-стоять, смеяться-плакать, кричать-молчать, открывать-закрывать)

2. «Кто что делает?»

лает. (собака, мычит. (корова, жужжит. (пчела) и т. д.

Слова для определения действий:

Какими словами можно сказать про то, что может делать котёнок? (лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть и т. д.)

Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит и т. д.)

3. «Кто больше?»

По очереди взрослый и ребенок называют по одному предмету одежды или посуды, насекомых или животных,

фрукты, овощи, растения (цветы, деревья,., то есть любые обобщающие понятия.

4. «Загадки».

Придумываем загадки про разные предметы. Сначала придумывает взрослый, ребёнок отгадывает, затем наоборот.

Например: дом охраняет, чужих кусает.

Не обязательно, чтобы загадка была в рифму, главное, чтобы было интересно и вам и ребёнку.

5. «Да и нет не говори».

По очереди задаёте друг другу вопросы, нельзя отвечать словами «да» и «нет». Если сказал «да» или «нет» - проиграл. Например: «Ты сегодня в хорошем настроении?»; «После детского сада мы идём домой?»

6. «Что я вижу». Рассказываете друг другу, что вы видите сейчас.

Например: «Я вижу деревья, покрытые снегом».

«А я вижу, что по дороге едет легковой автомобиль». Главное, чтобы в предложении было несколько слов, а не одно.

7. «Чья мама?».

Называешь животное, ребёнок должен назвать его детёныша или, наоборот, вы называете детёныша, а ребёнок должен назвать его маму.

Например: телёнок, ягнёнок, цыплёнок, бегемотик, попугайчик, воробьишка, поросёнок, лягушонок, …

8. «Кто где живёт?»

Называете животное, ребёнок должен сказать, где оно живёт.

Например: акула (в море, щука (в реке, корова (в хлеву, верблюд (в пустыне, пингвин (в Антарктиде,

белый медведь (на севере, лев (в Африке) и т. д.)

9 Слова-определения.

О чём можно сказать, используяслова: круглая (тарелка, сковорода.).

-круглый (шар,мяч,обруч….)

-круглое (колесо, зеркало….)

-красный (флаг, мяч….)

-красная (косынка, майка….)

-красное (знамя, яблоко….)

10 Слова-наречия

Как передвигается черепаха (медленно,спокойно,плавно)

Как падают листья на землю? (бесшумно,тихо,легко,медленно,красиво….)

Как вы играете в д. с. (весело, дружно,шумно,интересно,увлеченно,.)

11. Родственные слова

Какие слова можно образовать от слова кот, солнце, мама,.

Какие клички можно придумать о лисе, что бы было понятно, что она рыжая

(рыжуля,рыжик,рыжулька,рыжка,рыжонок,рыжоночек и т. д.)

Как сказать о цыплёнке,чтобыпонять,что он пушистый?

12. Сравнения

На что похоже солнышко?

На что похож ёж?

На что похож ручеёк (ленту,змейку,дорожку,зеркало)

(Раздача памяток с играми)

Речевые игры-помощницы

1) Скажи наоборот:

Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой, высокий- низкий, длинный- короткий, толстый- тонкий, чистый-грязный, богатый-бедный)

Существительные (день-ночь, доброта-злость, мальчик-девочка, богатство-бедность)

Глаголы (бежать-стоять, смеяться-плакать, кричать-молчать, открывать-закрывать, покупать- продавать, приходить- уходить, закрывать-открывать)

Наречия (высоко-низко, громко-тихо, быстро- медленно, чисто- грязно, весело- грустно, мягко-твердо, широко-узко, мокро - сухо, тепло- холодно, солнечно- пасмурно)

2) Слова для обозначения действий:

Какими словами можно сказать про то, что может делать котёнок? (лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть и т. д.)

Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит, шипит, фыркает и т. д.)

3) Слова-определения. Согласования существительных и прилагательных.

О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковорода.).

-круглый (шар, мяч, обруч….)

-круглое (колесо, зеркало….)

-красный (флаг, мяч….)

-красная (косынка, майка….)

-красное (знамя, яблоко….)

4) Слова-наречия

Как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно)

Как падают листья на землю? (бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….)

Как вы играете в детском саду? (весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно.)

5) Сравнения

На что похоже солнышко?

На что похож ёж?

На что похож ручеёк (ленту, змейку, дорожку, зеркало)

6) Обобщающие слова

Назови фрукты (виноград, яблоко, груша)

Назови предметы мебели (стол, стул, диван, кровать, шкаф)

Домашних животных (лошадь, корова, собака, овца, свинья)

Профессии (врач, учитель, воспитатель, продавец, летчик, сталевар, шофер, почтальон, плотник)

7) Определи наличие звука в слове и место звука в слове

/Р/ : роза (в начале слова, поворот (в середине слова, мир (в конце слова)

/С/ : сок, массаж, золото, сказка, снегирь. (в слове «золото» звука /С/ нет.

/Д/ : дом, картина, дача, мода (в слове «картина» звука /Д/ нет)

8) Один-много

Лошадь- много лошадей

Кошка- много кошек

Ухо- много ушей

Карандаш- много карандашей

Публикации по теме:

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возрастаНетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление.

Родительское собрание для старшего дошкольного возраста «Растить любознательных»Родительское собрание для старшего дошкольного возраста «Растить любознательных» Цели: раскрыть значение познавательного интереса ребёнка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность. Подготовила.

Родительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возрастаРодительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возраста Тема:"Играем в сюжетно-ролевые игры" Цель:Дать родителям знания о значении сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка Задачи: Способствовать.

Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группеРодительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста Задачи: • познакомить родителей.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание учителя-логопеда «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 марта 2021 в 15:45
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД