МААМ-картинки

Родительское собрание «Проектная деятельность и музейная педагогика»

Светлана Сафарова
Родительское собрание «Проектная деятельность и музейная педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

Тема: Проектная деятельность и музейная педагогика

Цель и задачи родительского собрания. [/b][/b]

Цель: познакомить родителей с технологиями: проектная деятельность, музейная педагогика, помочь родителям в организации совместной творческой деятельности в семье.

Публикация «Родительское собрание „Проектная деятельность и музейная педагогика“» размещена в разделах

Задачи:

1. Развивать творческие способности детей и взрослых.

2. Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога.

3. Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности

4. Налаживание эмоционального контакта.

5. Использовать инновационные формы работы с родителями.

Ход собрания

- Добрый день, уважаемые родители. Мы рады встрече с вами. Разрешите огласить повестку нашего собрания.

Повестка

1. Включение родителей в проектную деятельность и музейную педагогику.

2. Фильм «Это мой ребенка»

3. Разное

Ход собрания:

Ассоциации.

Каждому участнику кидается мяч и предлагается назвать слово – ассоциацию на слово «проект».

Вед. Какие разные ассоциации у вас возникли, но никто их вас не назвал словосочетание «детский сад». И правда, на первый взгляд, проектная деятельность и дети дошкольного возраста не совместимы. Однако это не совсем так!

1. Определение проектной деятельности.

Итак, что такое проект?

- В переводе с греческого – проект – это путь к исследованию

Проект – от лат. выброшенный вперед, бросающийся в глаза

Проект - реалистический замысел о желаемом будущем

- Проект — это работы, планы, мероприятия направленные на создание уникального продукта. Выполнение проекта составляет проектную деятельность

- Мы в педагогике понимаем под проектом самостоятельную и совместная со взрослыми деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» (древняя китайская мудрость).

Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы.

Метод проектов возник давно, еще в 20-х прошлого века философом. Педагогом, психологом Джоном Дьюи.

Что же такое проектная деятельность, в которой участвуют дошкольники?

- Это прежде всего погружение в какую-либо проблему, тему. А что значит «погружение»?

Это рассмотрение проблемы со всех сторон, в разных видах деятельности, приобретая знания, навыки, которые ему пригодится в дальнейшем.

2. Актуальность метода проектов в ДОУ.

3. В соответствии с требованиями ФГОС к ДО:

Основными принципами дошкольного образования являются:

• содействие сотрудничеству детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• развитие творческой и самостоятельной личности;

• сотрудничество ДОУ с семьёй;

• Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Действительно данная тема стала очень актуальной в нашей жизни. Ребенок любознательный с рождения. Ему все интересно, все хочется попробовать, изучить принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. В раннем детстве интересно абсолютно все. Наша главная задача состоит не в том, чтобы удовлетворить любознательность ребенка, а предоставить детям возможности самостоятельно приобрести знания при решении практических задач или проблем. А это возможно используя проектную деятельность.

3. Особенность проектной деятельности в ДОУ.

Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что ребенок в силу ограниченного кругозора, он еще не может самостоятельно найти противоречие в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, ответить на все вопросы. Поэтому проектная деятельность в детском саду носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители.

4. Значение проектной деятельности:

Проектная деятельность оказывает большое значение для разностороннего развития ребенка:

1. Расширяются знания ребенка об окружающем мире.

2. Развиваются познавательные и коммуникативные способности.

3. Развивается умение регулировать свое поведение.

4. Развиваются нравственные качества.

5. Развивается творческое мышление, творческое воображение.

6. Развивает наблюдательность и любознательность.

7. Развивается умение определять этапы реализации проекта, планировать и следовать задуманному плану.

8. Развивает самостоятельность в ребёнке;

9. Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

10. Проектная деятельность позволяет воспитывать активного деятеля, а не исполнителя.

Проекты классифицируются в соответствии с целевой установкой, сроками реализации, участниками проекта и темой проекта

Виды проектов:

Исследовательский проект

По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социол. опрос.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования:

Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей.

Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки.

Ролевой проект

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Проект может выполняться индивидуально или группой.

Практико-ориентированные или нормативные проекты. В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели. Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни ДОУ. Продуктом может стать дизайн группы

Творческие проекты. Дети овладевают видами творческой деятельности. предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности. Это может быть стенная газета, сценарий праздника и т. п. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты.

По длительности:

- долгосрочные (свыше 1 месяца);

- среднесрочные (свыше 1 недели и до 1 месяца);

- краткосрочные (от 1 дня до 1 недели).

Этапы проектной деятельности:

1 этап – Организационный (целеполагание):

- выбор темы проекта;

- формируется проблема, цель, задача, актуальность проекта, вводится игровая ситуация, выводится гипотеза (предположение, догадка);

- удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей.

Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую

ситуацию. Принятие задачи.

2 этап – Разработка проекта (планирование):

- воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы: «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать).

- составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).

- планирование проектов (конечный продукт). Дети могут объединиться в рабочие группы. Распределение амплуа (ролей, действий).

3 этап – Основой (реализация проекта):

- воспитатель или родители организовывают деятельность детей в центрах (образовательных областях, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление.

- дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4 этап – Заключительный (подведение итогов):

- дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности;

- возможно - определение задач для новых проектов;

- педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации;

- представление презентации.

Таким образом проект можно представить как «Шесть П»:

Проблема – проектирование проекта – поиск информации – продукт – презентация – портфолио проекта.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Участие родителей в проектной деятельности:

Дошкольник, еще не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Но Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.

Роль родителей в проектной д-ти можно выразить в 5 видах поддержки

1. Мотивационная поддержка.

Может потребоваться ребенку на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребенка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребенка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством.

2. Информационная поддержка.

Актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребенка, может порекомендовать определенные источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет. Сделать подборку художественной литературы, картин или иллюстративного материала

3. Организационная поддержка.

Одна из самых необходимых для детей дошкольного возраста в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться разных сторон выполнения проекта (например, сопровождение ребенка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации, Могут сами участвовать целевых прогулках, игровой деятельности, экспериментировании

4. Техническая поддержка.

Эта помощь может потребоваться на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, ее обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъемок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом. Изготовить поделку, аппликацию, рисунок

5. Поддержка в самооценке проекта.

Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в ее процессе, чтобы ребенок мог своевременно скорректировать свои действия. Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное, полезное в выполнении конкретного проекта. В конце работы желательно вместе обсудить ее достоинства и недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперед.

И, конечно же, взрослому необходимо стремиться к постепенному уменьшению своего участия в пд и тем самым оздавать условия для становления инициативности и самостоятельности в дальнейшем.

Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

• Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

• Благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Дети становятся более раскре-пощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

• У детей формируется способность коллегиально принимать решения и следовать их выполнению. Все это, несомненно, создает предпосылки для их успешного дальнейшего развития в будущем.

Практическая часть «как рождается проект?»

2. Мы хотим рассказать вам о технологии, которая может оказывать помощь в реализации проектов, стать самостоятельным проектом, а так же помочь детально изучить какую-то тему.

В какой-то момент маленького философа начинают интересовать вечные вопросы: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?", «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы на планете Земля разные?» и т. п. Бывает не просто ответить ребенку на подобные вопросы, да еще и говорить при этом простым, доступным, ясным языком. Необходимо так же заметить, что наш город не имеет достаточное количество музеев, выставок, галерей. Поэтому наши дети не имеют возможности в полной мере приобщаться к миру искусства.

И тут на помощь взрослым приходит музейная педагогика. Музейная педагогика в детском саду не только помогает ответить на бесконечные "Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь времен, культур и историю народа, духовный опыт человечества. Кроме того, музей - это еще и прекрасная среда, в которой организуется патриотическое воспитание дошкольников.

Понятие «музейная педагогика» впервые было введено в научный оборот в начале ХХ века в Германии и связано с именами А. Лихтварка, А. Рейхевена, Г. Фройденталя.

Слово «музей» - происходит от греческого и латинского слова – храм муз;

место посвященное наукам и искусствам.

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показам предметов и документов, характеризующие различные природы человеческого общества и представляющих историю; научную или художественную ценность.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Учитывая то огромное значение, которое оказывают музеи в становлении личности, в дошкольных учреждениях решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Детский музей в детском саду назвали мини- музей.

Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены и размеры экспозиций, и определенную организованность и тематику.

Важная особенность «мини- музеев» - участие всех в создании: и родителей, и воспитателей и детей.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующими требованиями музейного дела. Поэтому преимущества мини- музея для детского сада очевидны:

- они занимают очень небольшое пространство, при желании их можно разместить в самых стесненных условиях.

- мини- музеи не отвечают многим строгим правилам. В настоящих музеях ничего нельзя трогать руками, а вот в мини- музеях можно и нужно брать в руки экспонаты, переставлять, исследовать.

- экспозиции мини- музея постоянно открыты для маленьких посетителей

- в создании экспозиций принимают участие все желающие: как дети, так и взрослые

- в обычном музее ребенок лишь пассивный наблюдатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его папа, мам, бабушка и дедушка.

Мини- музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

этапы создания мини- музеев.

1 этап: подготовительный 1. Выбирается место для размещения музея, оформляется.

2. Определение тем и названий мини – музеев, разработка их модели, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини – музея.

3. Подбор литературы по теме. и вот работа закипела!

2 этап: практический. Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок и т. д. Изготовление музейных экспонатов.

В группе создается выставка картин, иллюстраций, открыток, буклетов, схем-зарисовок, коллекционирование, моделей –дети узнают интересные факты о каких-то исторических событиях. При рассматривании картин дети составляют описательные рассказы, что способствует развитию связной, монологической речи, активизируется словарный запас. Наши экспонаты можно и нужно трогать, пояэтому конечно же разворачивается игра. В сюжетно-ролевых играх мы активно используем экспонаты: «Семья», «Магазин», «Лаборатория», «Экскурсовод»

3Этап. Ну, вот мини-музей уже создан, но есть еще и завершающий этап, который заключается в демонстрации своих работ. Наши дети приглашают на экскурсию в свой мини-музей сверстников из других групп и выступают в роли экскурсовода (показывают и рассказывают им о своих поделках, рисунках, экспонатах, вообщем демонстрируют плоды своего труда, тем самым у ребенка повышается самооценка, уважение к своему труду, к труду взрослых, дети учатся общаться со сверстниками в доброжелательной форме, дают им свои советы, рассказывают, что нового они узнали). С другой стороны мы тоже посещаем музеи других групп и сада.

Наши мини-музеи возникают по предложению детей и помогают нам в изучении темы недели, раскрыть появляющуюся проблему. Стать часть или самостоятельным проектом.

У нас действует и постоянный музей. Рассказывающий современным детям уклад старой русской избы «Горница». Ведь многие дети даже не представляют что такое русская печь, ухват, самовар. Но это тоже не статичный музей, мы его используем для обогащения среды группы, сада, атрибутики и декораций при театрализации. Предметы музея используют дети других групп.

Хочется обратиться к родителям – быть активными участниками, не сторонними пассивными наблюдателями. Проявляйте заинтересованность, когда получаете какое-то задание и тогда вы будете формировать у наших детей устойчивый познавательный интерес.

3. Фильм «Это мой ребенок»

4. Разное.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Родительское собрание «Театральная деятельность в детском саду и дома»Родительское собрание «Театральная деятельность в детском саду и дома» Цель: Познакомить родителей с театрализованной деятельности ребёнка в семье и детском саду. Задачи: 1. Пробудить интерес детей и родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Проектная деятельность и музейная педагогика»
Опубликовано: 11 октября 2022 в 18:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Проектная деятельность и музейная педагогика»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сафарова (УИ 532828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД