Алена Белохвост
Роль дидактической игры в семье и дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактической игры в семье и дошкольном учреждении
В игровой деятельности ребенок развивается физически, приучаясь преодолевать поставленные трудности в игре. Так же у него развивается сообразительность, он ставновится более находчивым, проявляет инициативу в игровой деятельности.
Сама по себе дидактическая игра это одно из средств обучения и воспитания детей, особенно применимо в дошкольном возрасте.
Публикация «Роль дидактической игры в семье и дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Дидактические игры, в теории и практике воспитания, в основном подразделяются на дидактические игры с игрушками и предметами, настольные и печатные дидактические игры и словестные дидактические игры.
К проведению дидактических игр большие требования устанавливает «Программа воспитания в детском саду». Как я понимаю эту программу, что воспитатель именно с помощью дидактических игр осуществляет сенсорное развитие. У детей происходит развитие позновательных процессов, а именно понимание взаимосвязь простейших явлений, проявляют сое любопытство и любознательность и т. п. Именно развитие мышления, речи, воображения, памяти происходит через игровую деятельность. Ребенок совместно с воспитателем через игровую деятельность расширяет и закрепляет представление об окружающей жизни.
Вводя постепенно новые игры, мы должны учитывать, чтобы они были доступны и понятны детям, вместе с этим требовать от игры определенной сложности, способствующей развитию и самоорганизации ребенка дошкольного возраста.
В большинстве случаев игры создаются взрослыми, с целью воспитания и обучения детей, однако, они остаются играми, созданными в дидактических целях. Это является их характерной особенностью. Играя ребенок незаметно для себя решает дидактическую задачу, через игровую ситуацию привлекающую ребенка дошкольного возраста. Она тесно взаимосвязанна с программой занятий. Остальные компоненты подчинены этой задаче и реализует ее выполнение.
Сами по себе дидактические задачи бывают различные. В зависимости от рассматриваемой темы. Если взять развитие речи, то дидактические задачи можно сформулировать так: обогощение словарного запаса, закрепление правильного звукопроизношения, развитие связной речи и мышления. Если взять тему ознакомление с окружающим миром: люди и их быт, трудовая деятельность, события общественной жизни, животный и растительный мир, природа и т. д. Так же дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Окружающая действительность является содержанием многих дидактических игр.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. С их помощью определяется кто, что и как должен делать в игре каждый персонаж (ребенок, указывая путь к достижению цели. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением, помогая развивать способности торможения, особенно в младшем дошкольном возрасте.
Именно в младшем дошкольном возрасте возникают трудности в соблюдении очередности. Каждому играющему ребенку очень хочется вынуть первым игрушку из чудесного сундучка, получить карточки, ответить на вопрос, назвать предмет и т. п. Но желания играть и играть совместно с другими постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться ребенка правилам игры.
К более глубокому овладению зананиями, умениями, навыками, помогая повысить произвольное внимание детей, благодаря наличию игровых действий дидактической игры, применяемые на занятиях, делают обучение более эмоциональными, занимательными, помогая, при этом, повысить произвольное внимание детей.
Таких психических качеств, как внимание, памяти, наблюдательности, сообразительности способствую дидактические игры, обучая детей применять имеющиеся знания в различных игровых ситуациях, активизируя, тем самым, разнообразные умственные процессы и доставляя эмоциональную радость детям.
С помощь дидактической игры прекрасно можно воспитать правильное взаимоотношения между детьми, где ребята проявляют чуткое отношение друг другу, учатся быть справедливыми, помогать в беде, уступать в случае необходимости и т. п. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Способствуя художественному воспитанию дидактические игры помогают совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Дети любят играть в куклы, в не зависимости от возраста. Такие игры как : угощение куклы, укладывание куклы спать, купание куклы, игры в семью и т. п., используется для закрепления и уточнения в расширении бытового словаря, а так же такие игры способствуют развитию связной речи. Дети с куклой обращаются как мама с ребенком, в свою очередь дети дарят любимой кукле нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. По игре с куклой можно отследить отношение в семье, как обращаются с ребенком, если взрослые не будут прививать в процессе игр положительные качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет относиться к кукле агрессивно. Постепенно сформированные положительные моральные качества будут переноситься на взаимоотношения самих детей.
Через дидактические игры дети обучаются обобщающим понятиям, употребляют новые слова, классифицируют обобщенные понятия такие как: чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты.
Для детей дошкольного возраста игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия, отни являются незаменимым средством обучения детей и по преодолению ими различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.