Папки-передвижки

Роль сознания и эмоций при обучении движениям

Анастасия Викторовна
Роль сознания и эмоций при обучении движениям

Движение - это результат двигательной деятельности человека, обеспечивающий перемещение тела или его частей по отношению к внешним предметам или друг к другу.

Для физической культуры имеют значение произвольные движения, которые характеризуется следующими признаками:

• движение всегда является функцией сознания;

• движение приобретается в процессе жизненного опыта

Двигательный навык - это оптимальная степень овладения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (то есть при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надёжностью исполнения.

Публикация «Роль сознания и эмоций при обучении движениям» размещена в разделах

Двигательный навык - одна из форм двигательных действий ребенка. На основе знаний и опыта он приобретает умение выполнять то или иное двигательное действие, научается практическим способам и приемам его применения. При неоднократных повторениях умение переходит в навык. Двигательный навык представляет собой такие формы двигательных действий ребенка, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики. Таким образом, двигательный навык - автоматизированная форма приобретенного двигательного действия.

Характерные признаки:

1. Выполнение отдельных движений, входящих в двигательное действие, без сосредоточения на них внимания ученика. Достигается это за счет наступившей автоматизации процесса выполнения движений.

2. Автоматизированное выполнение движений является приобретенным в результате обучения или жизненной практики.

3. Автоматизация не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. При формировании двигательных навыков автоматизируются не содержание, не смысл действий, а процесс исполнения некоторых движений, некоторых элементов их структуры (например, координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязи двигательных и вегетативных компонентов). Поэтому нельзя противопоставлять сознательное автоматизированному. Сознательное и автоматизированное в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве.

4. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на учет изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи. По необходимости обучаемый берет под контроль выполнение каждого движения, вводя необходимые коррективы в исполнение или переключаясь на выполнение другого действия (например, при потере равновесия в стойке на голове и руках ученик группируется и делает перекат вперед).

5. Двигательный навык обладает высокой устойчивостью. Это означает, что двигательное действие может выполняться с меньшей возможностью нарушений в других условиях (в ином спортивном зале, на других снарядах и пр., при действии на учеников непривычных раздражителей (зрителей, сильного шума, повышенной температуры и пр.).

6. Для двигательного навыка свойственна определенная системность в движениях. Это выражается объединением отдельных движений в целостное двигательное действие с устранением лишних движений, задержек. Повышается точность движений, совершенствуется их ритм, укорачивается время действия в целом. Достигается это за счет того, что проприорецептивные сигналы об окончании каждой предыдущей части действия становятся автоматическим пусковым импульсом для каждой последующей части.

7. Формирование двигательного навыка сопровождается перераспределением функций анализаторов. Повышается роль двигательного анализатора, так как мышечное чувство приобретает ведущее значение в контроле за движениями и в этом смысле отчасти замещает функции зрительного анализатора. Зрительный анализатор переключается на контроль обстановки и результативности деятельности.

Сознание - представление субъекта о мире и о своём месте в нём, связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности. Сознание является формой психической активности и элементом высшей нервной деятельности, основа которой - головной мозг.

Эмоции - особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие, явлений и событий в течение жизни.

Роль сознания и эмоций при обучении движениям

При обучении ребенка движениям большое значение имеет воспитание в нем осознанного и эмоционального отношения к движению, создание у него мотивации, обеспечивающей целеустремленное выполнение упражнений, творческое его выполнение. Обучая движению, необходимо создать у ребенка положительное эмоциональное состояние, заинтересовать в выполнении этого движения, вызвать желание качественно выполнить его.

Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Основными мотивами двигательной активности у детей являются: общение с товарищами, положительное отношение к инструктору по физической культуре, внетренировочные факторы (разнообразие досуговой деятельности). Чтобы общение с товарищами было для детей значимым на мотивирующем уровне, необходим хороший, «теплый», благоприятный микроклимат в группе.

Для формирования устойчивой мотивации к занятиям физической культуры у детей также необходимо:

Повышать эмоциональную насыщенность (например, включать большее количество подвижных игр и соревнований, актуализировать положительные эмоции у дошкольников, поскольку радость и удовольствие - одни из наиболее значительных факторов привлечения детей к двигательной активности.

Очевидно, что для развития двигательной активности старших дошкольников, прежде всего, необходим мотивационно - эмоциональный компонент, который является главным формообразующим, так как развитие потребности в физической активности и мотивации двигательной активности напрямую определяют и самостоятельность в двигательной деятельности.

При формировании двигательных навыков педагог учитывает индивидуальные типологические особенности нервной системы ребенка, подбирает методические приемы, обеспечивающие индивидуальное формирование навыка, психофизических качеств. Успешность усвоения детьми знаний и двигательных навыков зависит от условий, в которых происходит обучение. Обучение двигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевого напряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойной обстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решении обучающих задач. Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения. И об этом следует позаботиться педагогу.

Список источников:

1. Э. Я. Степаненкова - Теория и методика физического воспитания и развития ребенка - https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_4903.pdf

2. Википедия - свободная энциклопедия - https://ru.wikipedia.org

3. Е. М. Захарова - Формирование мотивов двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста - https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/02/01/formirovanie-motivov-dvigatelnoy-aktivnosti-u-detey

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Дидактическое пособие для развития эмоций «Сундучок эмоций»Дидактическое пособие для развития эмоций «Сундучок эмоций» Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Чем заняты в свободное от детского сада времени современные дети? Играют в классики? Прыгают.

Фотоотчет «Удивительный мир Эмоций» ко Дню хороших эмоций на МAAMФотоотчет «Удивительный мир Эмоций» ко Дню хороших эмоций на МAAM Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют.

Конспект мастер-класса по обучению воспитателей танцевальным движениямКонспект мастер-класса по обучению воспитателей танцевальным движениям Конспект мастер – класса по обучению воспитателей танцевальным движениям Цель мастер класса: повышение профессионального уровня и обмен.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Роль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗРоль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.

Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга Выступление на педагогическом совете на тему: «Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга».Все методы обучения взаимосвязаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сознания и эмоций при обучении движениям
Опубликовано: 15 мая 2022 в 10:18
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.

13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД