Роль экспериментальной деятельности для познавательного и личностного развития детей

жилинская татьяна
Роль экспериментальной деятельности для познавательного и личностного развития детей

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

2. В ходе наблюдений за деятельностью детей разных возрастных групп определить доминирование игровых и познавательных мотивов (обследовать не менее 5 детей, данные запротоколировать, сделать соответствующие выводы

3. Письменно представить связь экспериментирования с другими видами деятельности и привести примеры и обосновать роль экспериментирования для личностного развития детей дошкольного возраста

Классификация видов детского экспериментирования

№ Принципы классификации Виды экспериментов

1 По характеру объектов, используемых в эксперименте. — опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2 По месту проведения опытов. — в групповой комнате;

— на участке;

— в лесу, в поле и т. д.

3 По количеству детей индивидуальные (1—4 ребенка);

— групповые (5—10 детей);

— коллективные (вся группа).

4 По причине их проведения. — случайные;

— запланированные;

— поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5 По характеру включения в педагогический процесс — эпизодические (проводимые от случая к случаю);

— систематические.

6 По продолжительности — кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7 По количеству наблюдений за одним и тем же объектом — однократные;

— многократные, или циклические.

8 По месту в цикле — первичные;

— повторные;

— заключительные и итоговые.

9 По характеру мыслительных операций — констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно со­стояние объекта или одно явление вне связи с другими объек­тами и явлениями);

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдель­ным этапам).

10 По характеру познавательной деятельности детей — иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

11 По способу применения в группе — демонстрационные;

— фронтальные.

Содержание деятельности воспитателя и детей в процессе экспериментирования

Этапы постановки эксперимента Содержание деятельности воспитателя Содержание деятельности детей

Осознание того, что хочешь узнать

Формулирование задачи Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. Познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму

Продумывание хода эксперимента Продумывает материал, оборудование, расположение,безопасность. Последовательность заданий

Прогнозирование результата С помощью эксперимента закрепление знаний о свойствах воды. Практическое умение пользоваться пипеткой.

Выслушивание инструкций выполнения Даются по ходу эксперимента. Правило: ничего не пробуем, если это не разрешено.

Узнать, можно ли с помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой

Выполнение этого же задания с помощью пипетки Выслушивают задание, выполняют

Выполнение работы Налить в стаканчики воду, рассмотреть ее. Какая вода? Подсказки-схемы способов обследования (на карточках нарисованы: нос, глаз, рука, язык).

Имеет ли вода вес? Как это проверить?

Имеет ли вода форму?

Чем можно воспользоваться, чтобы не пролить воду?

Как можно убедиться, что вода прозрачная?

Предлагает детям узнать, можно ли с помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой. Выставляются картинки-подсказки

Предложить выполнить этот опыт еще с пипеткой. Что вам напоминает работа нашей соломинки? Какой прибор из домашней аптечки? По такому принципу работает пипетка.

Наливают воду, рассматривают, нюхают, пробуют на вкус

Дети сравнивают пустой стакан и стакан с водой.

Берут разные сосуды и наливают в них из ведерка по одной банке воды (банка 0,2 бутылка 0,3 л).

Дети сначала наливают воду из таза в ведерки, а из него — в сосуды с помощью воронки.

Смотрят сквозь воду в стаканчиках на игрушки, картинки.

Рассматривают задание и выполняют его по алгоритму:

Поставить рядом два стакана - один с водой, другой пустой.

Опустить соломинку в воду.

Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести к пустому стакану.

Снять палец с соломинки — вода вытечет в пустой стакан.

Проделывают это несколько раз, перенося воду из одного стакана в другой.

Наблюдение результатов Наблюдают по ходу выполнения заданий воспитателя

Фиксирование результатов Предлагает нарисовать сосуды с водой

• Игра «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты пипеткой и соломинкой». Результаты фиксируются в рабочем листе Дети зарисовывают сосуды с водой.

Результаты переноса воды пипеткой фиксируются в рабочем листе.

Словесный отче об увиденном Побуждает в ходе экспериментальной деятельности комментировать свои действия, высказывать свои наблюдения. По ходу экспериментирования комментируют свои действия и свои наблюдения

Формулирование выводов Помогает правильно сформулировать выводы. Вода не имеет запаха, прозрачна, безвкусна.

Вода имеет вес.

Можно перелить с помощью воронки.

Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму.

Вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вода чистая, прозрачная.

Выводы С помощью эксперимента дети закрепили свойства воды: может быть прозрачна, не иметь запаха и вкуса и т. д. в ходе практических действий научились пользоваться пипеткой. Свои наблюдения активно обсуждали, фиксировали.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений

окружающего мира является метод экспериментирования, который относится

к познавательно – речевому развитию.

Основная задача ДУЗ поддержать и развить в ребенке интерес к

исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Основным оборудованием в уголке являются:

• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

• При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В пособии представлены тематическое планирование и конспекты занятий по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет в соответствии с программой "Детство". Наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, исследования и эксперименты с предметами и материалами, игровые проблемные ситуации позволят активизировать познавательную деятельность детей, сформировать у них эмоционально-ценностное отношение к природе. Предназначено воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, педагогам-экологам, может быть полезно студентам педагогических учебных заведений, рекомендовано родителям для занятий с детьми.

3. Письменно определить роль уголков экспериментирования для познавательного и личностного развития ребенка.

В каждой группе ДУЗ создаются условия для исследовательской деятельности детей, где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в создается предметно – развивающая среда, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода для исследовательской деятельности и которые предназначены для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности «Детская лаборатория».

Задачи уголка экспериментирования: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

4. Проанализировать содержание уголков экспериментирования в разных возрастных группах и представить сравнительный анализ в соответствии с различными видами деятельности (можно оформить таблицу).

Таблица1.

Содержание уголков экспериментирования в разных возрастных группах

Содержание уголков экспериментирования младшем дошкольном возрасте Содержание уголков экспериментирования в среднем возрасте Содержание уголков экспериментирования в старшем дошкольном возрасте

Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- семена бобов, фасоли, гороха.

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени, "Ткани". - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

- бусинки, пуговицы.

- веревки, шнурки, тесьма, нитки.

- пластиковые бутылочки разного размера.

- разноцветные прищепки и резинки.

- камешки разных размеров.

- винтики, гайки, шурупы.

- пробки.

- пух и перья.

- фотопленки.

- полиэтиленовые пакетики.

- семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

- спилы дерева.

- вата, синтепон.

- деревянные катушки.

- киндер-сюрпризы

- глина, песок.

- вода и пищевые красители.

- бумага разных сортов.

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки

- половинки мыльниц, формы для льда.

-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается);

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

5. Об эталоне "1 минута".

6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т. д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т. д.).

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол);

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки, форме (шарф - платок - косынка, цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные, материалу (платье шёлковое - шерстяное, плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т. п.).

4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный, антонимами (лёгкий - тяжёлый, а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

Публикации по теме:

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей Бондаренко Наталья Михайловна Должность: воспитатель, 1 категория Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №3» Населенный пункт: г. Михайловск,.

Интегрированная ООД «Использование экспериментальной деятельности для развития речи детей младшего дошкольного возраста». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 комбинированного вида городского округа Власиха Открытая интегрированная.

Мастер-класс для воспитателей ДОО «Использование игр и упражнений с детьми в процессе социально-личностного развития детей» «Использование игр и упражнений с детьми в процессе социально-личностного развития детей дошкольного возраста» За последнее время можно.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Роль экспериментальной деятельности для познавательного и личностного развития детей
Опубликовано: 11 января 2019 в 17:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета» (Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...
Фотоотчёт по выставке «Город снеговиков»
У него морковный нос, И к метели он привык. Любит зиму и мороз. Это белый снеговик. ( Н. Сергиянская) Трудно представить детские площадки зимой без...
Новогоднее оформление группы «В гостях у Снегурочки»
Новый год – это всегда ожидание чуда! А детский сад именно то место, где дети больше всего ждут чудес, волшебства, сказки. И как важно при этом сделать все...
Оформление участка «Зимние забавы».
Зима шагает весело по городам и сёлам. С Новогодними праздниками, кучей подарков, интересными и весёлыми развлечениями для детей и взрослых. Много снега,...
Фотоотчёт «Знакомство с техникой рисования «Оттиск смятой бумагой»
На занятиях по кружковой работе художественно-эстетической направленности мы продолжаем знакомство с новыми техниками рисования. На очередном занятии...