МААМ-картинки

Самообразование на тему «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Елена Шакирова
Самообразование на тему «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Самообразование на тему : «Развитие речи детей с использованием

пальчиковых игр и упражнений»

Выполнила: Шакирова Елена Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1) Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;

Публикация «Самообразование на тему „Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений“» размещена в разделах

2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей 1 младшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Актуальность:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский»

В раннем возрасте речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе

Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстовс использованием «пальчиковой» гимнастики стимулиру-ет развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

У ребенка улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость.

Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепная автоматическая память и запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не составляет особого затруднения. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот- жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Если подросшему ребенку напомнить известную потешку: «Сорока, сорока кашку варила…», он сразу начнет выполнять движения руками.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движе-ний пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей двух-трех лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научим его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию).

Формы работы:

• совместная деятельность педагога с детьми;

• индивидуальная работа с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

пальчиковый театр;

конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка;

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрешки, пирамидки;

Ожидаемый результат:

- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

- Расширение словарного запаса у детей.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

1 Диагностика уровня развития мелкой моторики рук и речи детей.

2 Изучение научной и учебно-методической литературы.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Сроки выполнения

Октябрь месяц

1, Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2. Пальчиковая игра

«Спрячь в ладошки».

3. Обучение детей игре «Шнуровка».

4. Конструирование из палочек «Заборчик»,

«Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика».

6. Игра «Я катаю мой орех».

7. Игры на развитие тактильного восприятия:

«Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

раннего возраста».

Ноябрь месяц

1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2. Пальчиковая игра

«Переложи игрушки».

3. Изображение

пальцами различных фигур :«Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул»,«Замок»

4. Рисование пальчиками

«Дождик»

5. Настольная игра

«Найди фигуре место».

6. Повторение игр на развитие тактильного восприятия:

«Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений по возрастам Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Декабрь месяц

1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5 Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).

Январь месяц 1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш»,

«Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4. Конструирование из палочек «Флажок»

5 Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6. Настольная игра «Мозаика» (крупная).

Февраль месяц 1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

3. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

4. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

5. И/у «Сделаем матрешке бусы».

6. Игра-практикум «Использование пальчиковых игр в режимных моментах»

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию

мелкой моторики рук детей

Март месяц

1. Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4. Конструирование из палочек «Окно»

6. Игра «Прищепки»

7. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

8. Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)

Апрель месяц

1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4 Рисование на крупе «Светит солнышко в окошко»

5. Проигрывание с детьми пальчиковым театром р. н. сказок.

6. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

7. Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Май месяц

1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

2. Учить детей инсценировать руками стихи.

3. Продолжать учить

детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4. Учить детей изображать пальчиками

Различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Боч-ка», «Крыша».

5. Учить детей способу обрывания по нарисован-ным линиям (полоски, треугольники, квадраты).

6. Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

7. Отчёт о проделанной работе по самообразованию. Создание

пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Используемая литература

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз»,2007

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006

3 Елена Данилова «Пальчиковые игры»

4. Кольцова М. М «Развитие моторики»

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

6. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.

7. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка»

9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007

10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996»

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Дидактическая игра с элементами пальчиковых упражнений «Дождик и цветочки» для детей младшего возрастаДидактическая игра с элементами пальчиковых упражнений «Дождик и цветочки» для детей младшего возраста «Дождик и цветочки» (игра изготовлена из подручных материалов за 1,5 часа во время сна детей в детском саду) Цель: закрепление основных.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование на тему «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Опубликовано: 9 июня 2021 в 13:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД