Самообразование. Творчество калмыцких писателей

Хаваева Саглара
Самообразование. Творчество калмыцких писателей

Самообразование.

Тема: Ознакомление детей с творчеством калмыцких писателей.

Старшая группа № 4 «Зара».

Подготовила воспитатель этнокультурной группы: Хаваева Саглара.

Дошкольное детство - Это важный этап становления морального облика ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие личности. Богатый материал нравственного и патриотического воспитания детей хранится в произведениях наших калмыцких поэтов и писателей: Боси Сангаджиевой, Григория Кукареки, Веры Шуграевой, Николая Санджиева и др. Любовь к родному языку и культуре прививается детям при изучении творчества поэтов и писателей калмыцкой литературы. Через стихи, рассказы, сказки и поэмы мы воспитываем в детях нравственные качества: любовь к ближнему, уважение к старшим, к труду, к учебе, бережное отношение к природе.

Уже начиная с первой младшей группы мы знакомим малышей с короткими четверостишьями Веры Шуграевой: «Нарн, нарн, наар!», «Зунар», «Бамб цецг» ; Егора Буджалова: «деер цаган», «Дулан хур», «Миисин кичг»; Влодимира Нурова: «Темян», «Зара» и др.

В следующих возрастных группах количество и оббьем стихов увеличивается, а так же идет знакомство с поэзией Боси Сангаджиевой «Гацур», «Кап! Кап! Хур», «Бамб цецг» ; Григория Кукареки: чтение «Осенняя степь», заучивание «Тюльпан», «Сайгачонок на руках».

Поэты пишущие для детей- это глубокие знатоки детской психологии. Например; Бося Сангаджиева хорошо знала и тонко чувствовала детскую душу и окружающий их мир. Детские стихи Сангаджиевой неравноценны, сюжеты их просты, но они содержат для ребенка познавательный материал, и не просто рассказывают о чем-либо, но и воспитывают. Бося Бадмаевна серьезно и доброжелательно разъясняет маленьким читателям- «Что такое хорошо и что такое плохо». Например: В стихотворение «Чай моей бабушки» ярко ощущается национальный аромат, рисуя в стихах весеннюю степь, она восхищена ее широтой и раздольем. Стихотворение «Бамб цецг» свидетельствует о тонком восприятии поэтессой красоты родной природы. Но особенно она любила нежные, яркие тюльпаны. В стихотворение «Матери» воссоздан образ женщины- матери, великой неустанной труженицы. «Калмыцкий чай»-истинное достижение поэзии Боси Сангаджиевой, ритм стихотворения напоминают неторопливую, задушевную беседу за чаем. Поэзия Б. Сангаджиевой- красивая лирическая история современной жизни ее народа.

Для дошкольного возраста рекомендуется рассказы о природе родного края. Рассказы лирического поэта и писателя Григория Григорьевича Кукареки, воспевающего красоту природы нашего края, знакомят детей с миром степи. Это рассказы «Беречь тюльпаны», «Венценосная птица», «Медовая трава», «Потешный зверек». Григорий Кукарека пишет стихи для детей. В библиотечке журнала «Баир» вышли его книжки: «Шел Егорка на рыбалку», «Степная колыбель» «Ласточки береговушки2Которые с удовольствием читают детишки. Творчество Кукареки воспринимается как творчество, настоянное на цветах и красках степи.

Немало для детей написал Николай Джамбинович Санджиев. Он с 1988 г. -главный редактор детского журнала «Баир». Автор сборника стихов «Теенгрин саадг», «Хатхмр зег», «Эцкин баир», «Дождь», «Крылья жизни моей». Несколько его стихов включены в хрестоматию «Нарн». Это «Кок цецг», «Мини Ээх», «Хаври тег», «Бамб цецг», и др. Санджиев лауреат Международной премии «Золотой жеребенок»; на его стихи написано 30 песен. В данный момент он советник председателя Правительства Республики Калмыкии.

Вера Шуграева – народный поэт Калмыкии, заслуженный работник культуры РК, лауреат Государственной премии им. Э. Деликова, автор творческих сборников: «Я живу в степи». «Пламя мечты», «Повседневность», «И все что я люблю» и др.

Вера Шуграева родом из очень музыкального и литературного края- села Цекерта Черноземельского района. Она родилась в многодетной семье, родители были простыми сельскими тружениками. Интерес к книгам, поэзии и литературе у нее пробудилась еще в школе. После окончания школы В. Шуграева в Ставропольский педагогический институт, на калмыцкое отделение филологический факультет.

После окончания вуза В. Шуграева работала в школе, в калмыцком книжном издательстве.

В 1967г. Была издана первая книга – сборник стихов для детей «Где ночует солнце?». Это можно считать событийным явлением в калмыцкой литературе. Только человек, влюбленный в детей, знающий их запросы и интересы, может написать так:

«Пусть придут в мой дом счастливый

Дети мира, я их жду …»

Главная читательская аудитория поэтессы - детская. Около 10 поэтических сборников она посвятила своим маленьким друзьям.

О чем пишет В. Шуграева в детских стихах?

О том, что нужно преданно любить свою Родину, свой народ, природу; о том, как важно быть настоящим Человеком.

Большинство ее стихотворений стали хрестоматийными, вошли в учебники, а многие из них переложены на музыку и стали популярными песнями.

Вершиной творчества В. Шуграевой стал Гимн Республики Калмыкия, написанный в соавторстве с композитором Аркадием Манджиевым.

Стихи и рассказы калмыцких писателей являются неотъемной частью воспитания национального самосознания. У детей формируется уважительное отношение к культуре своего народа, создается эмоционально- положительная основа для развития чувства любви и преданности Родине.

Поэтому очень важно знакомить детей с народным творчеством, а именно с творчеством поэтов и писателей Калмыкии.

Публикации по теме:

Спортивный досуг на основе калмыцких игр для детей старшей группы Цель: укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей посредством использования национальных калмыцких игр. Задачи: продолжать.

Игра–путешествие «В мире детских писателей». 2–3 класс Ведущий (в образе библиотекаря): Слайд 1. - Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. Здравствуйте, уважаемые взрослые. Мы рады приветствовать.

Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста Задачи Образовательные : Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. Бианки. Прививать любовь к художественной.

Методические рекомендации педагогам. Самообразование Большую трудность для воспитателя представляет составление плана работы по самообразованию. Предлагаю Вашему вниманию один из вариантов.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Самообразование. Мелодекламация «Услышать музыку в стихах» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливым.

Самообразование на тему «Проектная деятельность» АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется.

Самообразование «Нетрадиционная техника рисования с младшими дошкольниками» Цель: Формировать у детей художественно-творческие способности через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Спортивный досуг на основе калмыцких народных играх (старшая группа) Спортивный досуг на основе калмыцких народных играх (старшая группа) Цель: приобщить детей к культуре калмыцкого народа посредством использования.

Творчество детских писателей и поэтов К середине 19 в. прогрессивные революционно – демократические идеи в критике и литературе для детей одержали победу и укрепили свои позиции.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Самообразование. Творчество калмыцких писателей
Опубликовано: 24 марта 2016 в 19:02
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика
Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это интегративное...
Консультация «Традиции и обычаи казаков»
Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в...
Фотозарисовка «Музей кукол»
Недавно мы с семьей были на экскурсии во Владимире ( об этом я сделала фоторепортаж. А сегодня не могу удержаться от фото-зарисовки частного музея кукол...
Консультация «Развиваем творчеством»
Природа совершенно бесплатно дарит нам множество природных материалов, пригодных для творчества. Творческий процесс своими руками развивает художественный...
Сценарий развлечения «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый»
Развлечение «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый» Цель: Познакомить детей с народным праздником августа - Спасом, его обычаями и традициями. Программные...