Лучший педагог года

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Александра
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Выпускная квалификационная работа

Сборник подвижных игр как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

44.02.01 Дошкольное образование

Исполнитель:

Андреева А. С.

студентка

42 до группы

Руководитель:

Прожерина Н. И.

преподаватель

педагогических

дисциплин

Камышлов, 2021

Оглавление

Пояснительная записка 3

Теоретическо-методологическое обоснование использования подвижных игр, направленных на развитие развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста 3

Обоснование структуры и содержание сборника подвижных игр, направленных на развитие развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста 23

Анализ ресурсов и условий реализации сборника подвижных игр, направленных на развитие развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста 27

Педагогические условия реализации сборника подвижных игр, направленных на развитие развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста 33

Оценка результативности реализации сборника подвижных игр, направленных на развитие развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста 44

Сборник подвижных игр как средство развития развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста….46

Список литературы 68

Приложения

Пояснительная записка

Теоретическо-методологическое обоснование использования подвижных игр, направленных на развитие развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образование является первой ступенью во всей системе непрерывного обучения. Деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) направлена на создание условий для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка. Вопрос развития физических качеств человека в современном мире актуализируется с каждым днем.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

Физические качества - это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными двигательными способностями. К физическим качествам относятся быстрота, сила, ловкость, выносливость и гибкость [22; 13].

Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармонично развитой личности с самого раннего возраста является развитие физических качеств : силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести и других.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) уделяется большое внимание вопросам физического развития детей дошкольного возраста. В образовательной области «Физическое развитие» определена главная задача воспитания и образования детей – гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья [12].

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в ст. 64, определяется, что: дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [1, с. 114].

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из основных принципов является: обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения [3].

Необходимо отметить, что старший дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

Поэтому вопросы теоретического обоснования и практического использования эффективных форм и методов воспитательно-образовательного воздействия и регулирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного обучения и воспитания остро встают перед психолого-педагогической наукой и практикой.

Проблемами развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста были в центре внимания психолого-педагогических трудах З. Л. Венкова, Т. Э. Токаева, В. Г. Алямовская, Ю. Ф. Змановский, Т. И. Осокина. Авторы отмечают, что потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. О значении физического развития говорится в трудах выдающихся педагогов: Я. А. Коменского, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко.

Для развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста необходимо применение специальных средств. Одним из таких средств могут выступать подвижные игры.

Вопросами использования подвижных игр, направленных на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста занимались И. М. Коряковский, Л. В. Шапкова, С. О. Филиппова, А. И. Фомина, В. Г. Фролови многие другие.

Множественные исследования специалистов указывают на то, что уровень развития физических качеств в настоящее время находится на низком уровне, который не удовлетворяет современным нынешним требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении. Именно по этой причине, вопрос развития двигательной активности весьма актуален и требует дальнейшего совершенствования.

К старшему дошкольному возрасту у детей возникает высокая потребность в двигательной активности, но они не всегда могут ее реализовать на должном уровне.

Таким образом, на основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и результатов обобщения современной педагогической практики возникает ряд противоречий:

- между требованиями ФГОС ДО к уровню развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным уровнем их развития у выпускников детского сада;

- между наличием достаточного количества теоретических исследований по данной проблеме и трудностями в отборе действенных педагогических средств развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста;

- между наличием достаточного количества теоретических исследований по данной проблеме и недостаточным количеством учебно-методических материалов, обеспечивающих развитие физических качеств.

Проблема исследования – подбор и систематизация игр, способствующих развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы дипломного проекта – «Сборник подвижных игр как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста».

Объект проектирования – процесс развития быстроты и ловкости у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Форма проектирования – сборник подвижных игр как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проектирования - теоретически обосновать, разработать и пробировать сборник подвижных игр, как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать сущность процесса развития физических качеств у старших дошкольников посредством подвижных игр.

2. Разработать сборник подвижных игр как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста, обосновать его структуру и содержание.

3. Провести анализ ресурсов и условий реализации сборника подвижных игр как средства развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

4. Дать характеристику педагогическим условиям реализации сборника подвижных игр как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

5. Дать оценку результативности реализации сборника подвижных игр как средства развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. К методам теоретического исследования, использованным в работе, можно отнести моделирование, анализ и синтез информации. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемого явления. К эмпирическим методам, использованным в работе, можно отнести наблюдение и сравнение. Эти методы используются при накоплении фактического материала по исследуемой проблеме.

Новизна данного исследования заключается в создании методической разработки – сборника подвижных игр - с учетом требований научности и практической направленности, способствующего развитию быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость: заключается в том, что в результате исследования был создан сборник подвижных игр как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста, позволяющих специалистам дошкольных образовательных организаций (воспитателям, педагогам-психологам) развивать физические качества у детей старшего дошкольного возраста.

Выпускная квалификационная работа может быть востребована педагогами ДОО при проведении и организации работы с детьми старшего дошкольного возраста, студентами педагогических колледжей.

Исследовательская работа содержит примеры подвижных игр, диагностические методики, направленные на оценку уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Эти материалы могут найти практическое применение.

Данный проект состоит из пояснительной записки, практической части (сборник подвижных игр как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста, списка литературы и приложения.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.

На сегодняшний день развитие физических качеств одна из важных задач физического воспитания дошкольника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыкам затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные двигательные навыки, а двигательные навыки формируются при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития [11].

К физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, ловкость, меткость, гибкость. Развитие физических качеств есть долговременный, но естественный процесс их качественного изменения посредством физических упражнений. [1]

Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Быстроту можно определить, как способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота выполняемых движений не связаны только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют следующие основные формы проявления быстроты :

- быстрая реакция на сигнал к действиям или их смене;

- скорость одиночного движения;

- способность увеличивать в короткое время темп движений по сигналу или в

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движенийПодвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движений Данный материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью организации для дошкольников прогулок, развлечений,.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 июня 2021 в 22:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД