Получи документы

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет с ОНР «Предлог «В»

Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет с ОНР «Предлог «В»

Образовательная область : «Речевое развитие»

Возрастная группа: старшая группа для детей с общим недоразвитием речи 5 – 6 лет

Тема: Сценарий образовательной ситуации по формированию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Предлог «В»

Основные цели:

Публикация «Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет с ОНР „Предлог „В“» размещена в разделах

Образовательная : создать условия для ознакомления детей с предлогом «В», способствовать введению предлога в речь.

Коррекционная: развивать пространственную ориентацию «сверху», «снизу», «внутри», формировать культуру речевого общения.

Воспитательная: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Дидактические материалы:

Демонстрационный материал:

Схемы предложений, карточки со схемами предлогов, предметные картинки птиц – снегири, синицы, воробьи, голуби, сороки, вороны; предметные картины деревьев – берёза, рябина, ель; пакет, сумка, коробка, шкатулка, корзинка, конверт, письмо. ИКТ - демонстрация на экране дидактических игр.

Раздаточный материал: массажный шарик, схемы предложений и карточки со схемами предлогов.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Краткая аннотация к работе: Сценарий образовательной ситуации на тему «Предлог «В» по формированию лексико-грамматической стороны речи разработан для дошкольников старшего возраста (5 - 6 лет) с общим недоразвитием речи. Организованная образовательная деятельность проведена на основе основной общеобразовательной программы ДО, разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон.

В ходе образовательной ситуации на основе ФГОС интегрированы образовательные области : основная область речевая (составление детьми предложений, обсуждение, ответы на вопросы, познание (высказывания детей, простые умозаключения, социально-коммуникативная (умение слушать и слышать, вступать в контакт с детьми и взрослыми, отвечать на вопросы полными предложениями, художественно-эстетическая (музыкальное сопровождение, физическая (динамическая пауза).

Образовательная деятельность проведена по дидактической системе технологии деятельностного метода или технологии «Ситуация» в структуре «открытия» нового знания.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Логопед: Дети, вы слышали стук? Давайте посмотрим, что же там произошло? Смотрите, сорока полетела… Здесь лежит какой-то конверт. Давайте прочитаем (читает адрес и письмо).

Детский сад №32 «Чайка»

Кому? Детям группы №4

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я, Сорока-белобока, собираюсь в гости к своим друзьям в лес, научите меня играть и составлять предложения о друзьях и отправьте мне письмо на электронную почту сорока mail.ru»

Логопед: Дети, научим Сороку-белобоку играть и составлять предложения?

Дети: Да, научим.

Логопед: И отправим ей фоторепортаж о наших играх.

2. Актуализация

Логопед: Ой, посмотрите, всё рассыпалось. А что это такое?

Дети: Это разные карточки-символы.

Логопед: Интересно, а вы знаете, что обозначают эти карточки?

( Логопед по очереди показывает детям карточки-символы: подлежащего, сказуемого, определения, предлогов «на», «под»).

Дети: - Эта карточка обозначает живой предмет.

- Эта карточка обозначает неживой предмет.

- Эта карточка обозначает действие предмета, что делает предмет.

- Эта карточка обозначает признак предмета, красивое слово.

- Это короткое слово «НА», обозначает, что один предмет находится сверху другого предмета.

- Это короткое слово «ПОД», обозначает, что один предмет находится снизу другого предмета.

Логопед: Для чего же нам нужны эти карточки-символы?

Дети: Чтобы составлять предложения.

Логопед: Хорошо, поиграем в игру «Составь предложения про зимующих птиц». Вам нужно взять птицу, разместить ее на нашей картине и составить предложения с короткими словами «НА» или «ПОД».

Дети: - Красногрудый снегирь сидит на берёзе.

- Длиннохвостая сорока сидит под ёлкой.

- Шустрый воробей сидит на сосне.

- Маленькая синичка сидит под берёзой.

- Красивый голубь сидит на ёлке.

(Дети выкладывают изображения птиц на магнитную доску)

Логопед: Оператор, отправьте, пожалуйста, сороке наше видео сообщение. Я думаю, что сороке понравится, как мы составляли красивые предложения про её друзей.

3. Затруднение в ситуации

Логопед: Дети, посмотрите, осталась ещё одна карточка в конверте, что обозначает этот символ, назовите его? (ответы детей)

(Рассматривание символа предлога «В»)

- Какие геометрические фигуры изображены?

Дети: Прямоугольник и круг.

Логопед: Как эти фигуры расположены?

Дети: Круг находится внутри прямоугольника.

Логопед: Давайте подумаем, если один предмет находится внутри другого предмета, то какое короткое слово появляется?

Логопед принимает разные ответы детей, но делает акцент на правильном ответе.

Дети: Короткое слово «В». (Повторение детьми правильного ответа)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Логопед: Какие вы молодцы, сами догадались, когда один предмет находится внутри другого предмета, появляется короткое слово «В»!

(Повторить индивидуально и хором)

Логопед: Оператор, отправьте, пожалуйста, сороке наше видео сообщение.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Логопед: Сегодня мы будем играть в разные игры с коротким словом «В» и составлять предложения для Сороки-белобоки.

Поиграем в игру «Спрячь шарик в разные предметы».

Нужно взять шарик, спрятать его, потом сказать где он находится.

(Логопед проговаривает и выполняет действия)

- Шарик лежит в сумке.

(Дети прячут шарик и составляют предложения)

Дети: Шарик лежит в кармане.

- Шарик лежит в пакете.

- Шарик лежит в корзине.

- Шарик лежит в коробочке.

- Шарик лежит в шкатулке.

Логопед: Возьмите шарик в ладошки, сделаем массаж.

Вот мы шарики катаем

И ладошки разминаем.

Будем в пальчиках сжимать

Раз, два, три, четыре, пять.

Логопед: Положите шарики в корзинку.

Логопед: Молодцы, я думаю, что сороке понравится, как вы правильно составляли предложения и говорили короткое слово В.

Динамическая пауза: координация речи и движений

«Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг- скок,

Завертелась как волчок,

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень,

Тири-тири!

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

(прыжки на левой ноге)

(прыжки на правой ноге)

(кружимся на месте)

(присели)

(наклоны головы вправо – влево)

(прыжки на двух ногах)

(хлопки перед собой)

(хлопки над головой)

Логопед: Сорока нам в детский сад на электронную почту прислала свои фотографии и хочет, чтобы вы отгадали где она была. Хотите поиграть в игру «Где была сорока?». На экране будут появляться поочерёдно разные картинки, вы должны подумать и сказать, где сорока видела эти предметы.

Логопед: Посмотрите, что это?

Дети: Книги.

Логопед: Где была сорока?

Дети: Сорока была в книжном магазине.

Дети: Сорока была в библиотеке.

Логопед: Что это?

Дети: Это витамины.

Логопед: Где была сорока?

Дети: Сорока была в аптеке.

Логопед: Что это?

Дети: Это игрушки.

Логопед: Где была сорока?

Дети: Сорока была в магазине игрушек.

Логопед: Кто это?

Дети: Это дрессированные животные.

Дети: Сорока была в цирке.

Логопед: А это кто?

Дети: Это дикие животные.

Логопед: Да, правильно. Значит где была сорока?

Дети: Сорока была в лесу.

Логопед: Молодцы, дети, хорошо поиграли в игру «Где была сорока?» и правильно составляли предложения с коротким словом «В».

Вот мы с вами очутились в зимнем лесу.

Давайте расскажем сороке, где живут дикие животные и поиграем в игру «Кто где живет?». Будем составлять предложения с коротким словом «В».

Нужно назвать животное и сказать где это животное живет. Если вы правильно сказали, то значит животное пойдет в своё жилище.

Дети: - Белка живет в дупле.

- Медведь спит в берлоге.

- Лиса живет в норе.

- Волк живет в логове.

- Мышь живёт в норе.

Логопед: Сороке понравятся ваши правильные ответы, все животные правильно разместились в своих жилищах.

Логопед: А сейчас покажете сороке как вы умеете составлять схемы предложений. Давайте составим схему предложения про любое животное. Например, хитрая лисичка живет в норе.

(Дети составляют предложения на столах, а один ребёнок на доске)

Логопед: Сколько слов в предложении?

Ребенок: В предложении пять слов.

Логопед: Назови второе слово. Что оно обозначает?

Ребенок: Второе слово лисичка, оно обозначает живой предмет.

Логопед: Да, молодец. Назови третье слово и скажи, что оно обозначает.

Ребенок: Третье слово «В», оно обозначает, что один предмет находится внутри другого предмета

Логопед: Молодец, всё правильно нам объяснил.

Логопед: Вы, ребята, молодцы, хорошо поиграли в игру «Кто где живет?» и правильно составили схемы предложений.

6. Осмысление

Логопед:

- Кому мы сегодня помогли?

- Что нам помогло помочь сороке?

- В какие игры мы играли?

- Вы научились играть в игры с коротким словом «В»?

- Кого вы научите дома играть в эти игры?

Логопед: Дети, посмотрите, какие красивые раскраски прислала вам сорока-белобока. Здесь нарисованы разные животные, надо их раскрасить и рассказать своим родителям где живут животные.

Логопед: Оператор, отправьте, пожалуйста, сороке наше видео сообщение.

Комментарии к сценарию

Образовательная ситуация «Предлог «В» освещена в разделе «Коррекционная работа» в основной образовательной программе ДО, разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон.

Образовательная ситуация подготовлена и проведена на основе системы принципов деятельностного обучения:

Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и педагогом строились на основе доброжелательности и взаимопонимания.

Принцип деятельности. Основной акцент при проведении организованной образовательной деятельности сделан на организации самостоятельного детского «открытия» в процессе игры (дети старались по карточке-схеме придумать как называется короткое слово, что обозначает эта карточка, логопед выступил как организатор образовательного процесса.

Принцип целостности. Организованная образовательная деятельность опирается на целостное представление детей о мире, себе самом. Ранее детьми были усвоены ряд лексических тем: зима, зимующие птицы, дикие животные, деревья, а также проведена организованная образовательная деятельность по темам: «Формирование понятий о действии и предмете», «Одушевленные и неодушевленные предметы», «Составление 3-х словных предложений», «Предлог НА», «Предлог ПОД», «Дифференциация предлогов «НА» и «ПОД». В ходе образовательной ситуации мы видим, как дети объединяют полученные знания.

Принцип минимакса. На протяжении образовательной ситуации созданы условия для продвижения каждого ребенка в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

Принцип творчества. Образовательная ситуация помогала развивать у детей творчество (дети располагали птиц на 3 мольбертах, там, где они считали нужным).

Принцип вариативности. Детям предоставлена возможность выбора предметов в игре «Спрячь шарик в разные предметы», вариативна также игра «Где была сорока?», в ней дети по предложенным картинкам предлагали разные варианты нахождения сороки.

В первой части образовательной ситуации «Введение в ситуацию» был создан положительный психоэмоциональный настрой, дети получили письмо от главного героя и была поставлена «детская» цель: помочь главному герою (Сороке) играть и составлять предложения о друзьях. Цель была понятна и соответствовала содержанию образовательной деятельности.

Во второй части «Актуализация знаний» дети рассмотрели содержимое конверта, рассказали какие карточки-символы они знают, поиграли в игру «Составь предложения про зимующих птиц», то есть в данной части закрепляла ранее полученные знания о предложениях и предлогах «НА» и «ПОД», способствовала закреплению пространственной ориентации «сверху», «снизу».

В третьей части создала «Затруднение в ситуации», дети самостоятельно определяли какое короткое слово может обозначать данная карточка. Затруднение является личностно значимым для каждого ребенка и возникает внутренняя потребность в его преодолении. Появляется новая задача, соотносимая со «взрослой» целью. Все варианты ответов детей выслушивала и принимала.

В четвертой части «Открытие» нового знания (способа действия) дети вовлечены в процесс самостоятельного поиска и «открытия» нового знания. Много радости и эмоций принес правильный ответ. Затруднение привело к открытию нового знания. На этом этапе особое внимание уделяла активизации в речи детей нового понятия - короткое слово «В».

На пятом этапе «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка» провела игры «Спрячь шарик в разные предметы». «Где была сорока?», «Кто где живет». В играх новое знание использовалось совместно с освоенными ранее. Деятельность детей поощряла, создавала ситуацию успеха.

Шестая часть «Осмысление» - во время подведения итога были сведены «детская» и «взрослая» цели, еще раз в речи зафиксировано новое понятие. «Детская» цель – научить сороку играть и составлять предложения о друзьях, а «взрослая» - познакомить детей с предлогом «В». Мы выполнили цели – создана ситуация успеха, значимая для детей.

С детьми проводилась индивидуальная работа по автоматизации поставленных звуков. Поддержка и поощрение малоактивных, стеснительных детей. Тема и задачи образовательной ситуации соответствуют программе и возрасту детей. Игровые ситуации выстроены логично, перед детьми ставились конкретные цели, давалась четкая инструкция. Дети понимали задания, выполняли их, радовались успехам. Поставленные цели выполнены, дети с заданием справились.

Таким образом, структура, технология и содержание образовательной ситуации соответствуют ФГОС и дидактической системе технологии деятельностного метода. Считаю, что технология «Ситуация» -это эффективная форма реализации ФГОС.

Литература:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон. Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014.

2. Новикова Е. В. Секреты предлогов и падежей : Учебно-практическое пособие. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 128 с.

3. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : Издательство «Гном и Д», 2010

4. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М. : 2012

5. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи : конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/ О. С. Яцель. – М. : Издательство «ГНОМ иД», 2005.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Маленькие волонтеры» .

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Праздник для птиц» Образовательная область: Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) Возрастная группа: подготовительная.

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Путешествие на планету невыученных уроков» Образовательная область: Познавательное развитие. Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа. Тема: "Путешествие на планету "Не.

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Путешествие в сказку. Знакомство с буквой «И» Образовательная область: Речевое развитие. Возрастная группа: Подготовительная группа. Тема: «Путешествие в сказку – знакомство с буквой.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет «Теремок для друзей» Образовательная область: «Художественное творчество» (аппликация) Возрастная группа: 4-5 лет (средняя) Тема: «Теремок для друзей» Цель:.

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Живая и неживая природа» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Живая и неживая природа» Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет «Зуб Неболей-ка» Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7.

Образовательной ситуации с дошкольниками «Школа дайвинга» Образовательная область: физическая культура Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: Школа дайвинга Основные цели: Формирование.

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками «Сделаем мир ярче» Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками Образовательная область: Художественное творчество Возрастная группа: Подготовительная.

Сценарий образовательной ситуации с Дошкольниками. Тема: «В мире стекла» Образовательная область: Познание Возрастная группа: средняя, 4-5 лет Тема: «В мире стекла». Основные цели: Помочь детям выявить свойства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет с ОНР «Предлог «В»
Опубликовано: 24 августа 2019 в 12:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД