раиса кузнецова
Семейный клуб — инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения.
▼ Скачать + Заказать документы
Кузнецова Разия Харисовна
Музыкальный руководитель МАДОО детский сад №45
Семейный клуб – инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт). Один из основных принципов ФГОС ДО – «сотрудничество Организации с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: «…сотрудничество в интересах семьи… в целях обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья… развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития». Необходимо выделить ещё один принцип Стандарта – «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи».
Публикация «Семейный клуб — инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения,» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Основное условие ФГОС ДО : взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Современный детский сад всё больше меняется как социальное явление - из некогда закрытой самодостаточной структуры он становится открытым, подверженным существенным переменам. Конечно, наше дошкольное учреждение является единственным в поселке, и у родителей нет возможности выбора. Именно по этой причине родители все чаще задают вопросы себе и педагогам о качестве детсадовской жизни ребенка. И к этому надо быть готовым.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Поэтому разрабатывая инновационный проект «Семейный клуб» мотивировала свой выбор темы тем, что традиционные формы работы с семьей не всегда дают положительный результат.
Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Я глубоко убеждена, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Идея проекта – создание в дошкольном учреждении такой формы работы, как семейный клуб, который позволит установить и целенаправленно взаимодействовать специалистам и родителям в рамках социального партнерства в контексте ФГОС ДО.
Тип проекта – долгосрочный, коллективный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта – администрация, специалисты и педагоги, родители и дети.
Цель – педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников.
Задачи:
• Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения между субъектами образовательного процесса: дети, родители, специалисты и педагоги дошкольного учреждения.
• Приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрения наиболее эффективных форм взаимодействия.
• Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Принципы взаимодействия детского сада и семьи :
Целенаправленность деятельности специалистов и родителей с целью оказания положительного влияния на социальное развитие личности воспитанника.
Дифференцированный подход к сотрудничеству с родителями с учетом специфики каждой семьи.
Вариативность содержания форм, методов образования родителей.
Взаимодействие - согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.
Развитие и сотрудничество – включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов.
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия с родителями.
Деятельность Семейного клуба осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется на один учебный год. В плане отражается тематика заседаний; форма организации, сроки, ответственные. Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования. Заседания Семейного клуба проводятся один раз в три месяца.
Занятия в клубе выстроены так, что каждая встреча это тематические занятия с включением музыкально-игровых, или оздоровительных упражнений, выполняемых мамой, папой или бабушкой с ребёнком, элементы тактильно-игрового массажа, пение и игры–имитации, изготовление простейших шумовых инструментов, пальчиковые игры, игры с пением. Составленные таким образом встречи, дают детям яркие художественные впечатления, учат внимательно следить за развёртывающимся сюжетом, побуждает малышей вместе с мамами принять активное участие в действии. Все участники клуба имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых, музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры.
План работы клуба на 2-13-2014 учебный гож
«Движение – радость»
№
п/п Срок проведения заседания клуба Тема заседания Ответствен
ный Контингент участников
1. ноябрь Здоровьесберегающие технологии
1. «Игровой массаж – средство развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
2. «Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой»
(обучение родителей) Музыкальный руководитель
Кузнецова Р. Х. Родители и дети старшей и подготовительной группы
2. январь «Движение- радость»
1. «Чудесные палочки»
Игры с палочками – это интересно и полезно
2. «Карусель движений»
Знакомство с разными видами движений; сочинение танца; совместная работа родителей и детей Музыкальный руководитель
Кузнецова Р. Х. Родители и дети старшей и подготовительной группы
3. апрель «Уроки творчества»
1. «Развитие двигательного творчества средствами ритмопластики»
2. «Зачем нужны игры со словом?»
Речевые игры со звучащими жестами, с музыкальными инструментами, с движением Музыкальный руководитель
Кузнецова Р. Х. Родители и дети старшей и подготовительной группы
План работы семейного клуба на 2014 – 2015 учебный год
«Здоровячок»
№
п\п Срок проведения
заседания клуба Тема заседания Ответственный Контингент участников
1. ноябрь «Здоровьесберегающие технологии»
1. «Дыхательная гимнастика для малышей»
2. «Игровой массаж» Музыкальный руководитель Родители
1 младшей, 2 младшей + групп
2. январь «Оздоровительные упражнения»
1. Самомассаж
2. «Пальчиковые игры»
3. Презентация семейного опыта на тему «Дыхательная гимнастика для малышей» Музыкальный руководитель Родители
1 младшей, 2 младшей + групп
3. апрель «Оздоровительные упражнения»
1. «Артикуляционная гимнастика»»
2. «Игры с палочками»
3. Презентация семейного опыта на тему «Самомассаж» Музыкальный руководитель Родители
1 младшей, 2 младшей + групп
План работы семейного клуба на 2015-2016 учебный год
«Доноткино»
№
п\п Срок проведения
заседания клуба Тема заседания Ответственный Контингент участников
1. ноябрь «Движение с мамой»
1. «Двигательная активность малышей»
2. Поиграем с мамой Музыкальный руководитель Родители
младших групп
2. январь «Здоровеем с мамой»
1. Самомассаж
2. Гимнастика для глаз
3. профилактика плоскостопия
4. Правильное питание
Муз. рук
Логопед
Инст. по ФИЗО
Воспитатель Родители и дети младших групп
3. апрель «Фестиваль семейного творчества»
Музыкальный руководитель Все желающие родители
Реализация проекта Семейный клуб предполагает конечный результат, а именно:
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формирование мотивации родителей к систематическому сотрудничеству со специалистами и педагогами, а также участию не только на праздниках, но и в образовательном процессе;
- установление единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей.
- открытость и доступность деятельности дошкольного учреждения для родителей и общественности.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Успешность реализации проекта Семейный клуб оцениваться будет по следующим показателям:
• изменение характера вопросов родителей к специалистам, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
• рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
• положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Итогом заключительного этапа проекта Семейный клуб будет : создание проектной папки, создание видеофильма