Папки-передвижки

Семинар для воспитателей «Организация и проведение подвижных игр с дошкольниками»

Елена Махова
Семинар для воспитателей «Организация и проведение подвижных игр с дошкольниками»

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР

С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

А. С. Макаренко.

Одной из образовательных областей общеобразовательной Программы дошкольного образования является область «Физическое развитие». Важные задачи данной образовательной области:

- Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;

Публикация «Семинар для воспитателей „Организация и проведение подвижных игр с дошкольниками“» размещена в разделах

- развитие важных психо-физических качеств (сила, ловкость, выносливость, быстрота, координация,

- обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

Успешного результата в работе с дошкольниками можно добиться разными средствами, одним из которых является - игра. Подвижная игра является основным средством формирования и развития у детей основных видов движений: ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, ползанье, метание, ловля. Для того, чтобы сформировать у ребенка любой двигательный навык, он должен повторить это движение много раз. Но просто так повторять это движение скучно и неинтересно, для этого в дошкольной педагогике и существуют специальные игровые упражнения и подвижные игры.

Подвижные игры повышают интерес детей к выполнению движений, дают возможность раскрепоститься застенчивым, неуверенным, способствуют развитию не только физических, но и нравственных качеств.

Подвижные игры делятся на 2 группы:

Элементарные подвижные игры с правилами - сюжетные, бессюжетные, игры-забавы.

Сложные, игры с элементами подвижных игр - футбол, городки, волейбол и т. д.

Сюжетные подвижные игры преимущественно проводятся коллективно. Действия детей в них тесно взаимосвязаны. Обычно основная группа изображает, например птичек, зайчиков, а один ребенок становиться исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Активность ребенка, исполняющего роль кота, побуждает всех участников игры двигаться быстрее, энергичнее. При проведении сюжетных подвижных игр с детьми можно использовать шапочки, элементы костюмов, сами костюмы, подчеркивающие особенности персонажей: кота, медведя, волка, петуха и др. Для остальных детей, принимающих участие в игре в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки не обязательны. Но если игра проводиться на праздничном утреннике или вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное праздничное настроение.

В эту группу входят игры разные по характеру организации : для большого количества одновременно играющих детей («Ловишки», «Перебежки») и для небольших групп участников ( игры с предметами: «Кегли», «Кольцеброс», а также игры в которых играющие делятся на звенья, команды (несложные игры-эстафеты).

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают; все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, (ловишек, салок) взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и увертыванием, прятанием и т. п.

Игры-забавы и аттракционы можно использовать в праздниках, развлечениях или просто поиграть в течении дня. Цель этих игр - создание веселого, радостного настроения.

К сложным подвижным играм относятся разнообразные спортивные игры: футбол, баскетбол, хоккей и т. д. Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон,футбол.

Подвижная игра включает в себя:

• Сюжет

• Правила

• Действия.

Методика организации подвижной игры включает в себя:

• Выбор игр;

• сбор детей на игру;

• создание интереса у воспитанников;

• объяснение правил игры;

• распределение ролей;

• руководство ходом игры;

подведение итога.

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания. Учитываются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры, форма занятий. Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (группа, зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Инвентарь должен быть обязательно подготовлен. Инвентарь должен быть красочным, ярким, заметным в игре. Взрослый должен подготовить обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес.

Сбор детей на игру. Детей нужно завлечь: Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, Младших дошкольников можно собрать на игру словами: давайте покажем кукле Маше, как мы умеем играть. Старших дошкольников можно собрать при помощи зазывалок: «Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть», или поручить отдельным детям собрать остальных детей, так же можно использовать звуковые и зрительные ориентиры.

Объяснение правил игры должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным. В младших группах педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры. Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры.

В старших группах дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой и объяснение уже последовательное: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих и начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения можно вспомнить правила вместе с детьми. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а потом по ходу игры – все детали.

Распределение ролей.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять, эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существуют несколько способов выбора водящего:

• назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор;

• с помощью считалки (предупреждает конфликты);

• при помощи «волшебной палочки»;

• с помощью жеребьевки.

Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.

Руководство игрой. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует с ними, выполняя главную роль. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает нары («Найди себе пару») Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель следит за действиями детей, не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно, делает замечания в доброжелательной форме нарушившему, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей,

Подведение итога.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

Организация подвижной игры у дошкольников.

В первой младшей группе подвижные игры рекомендуется проводить ежедневно. Продолжительность их в среднем 6–8 минут. Она зависит от характера игровых действий, количества играющих, их настроения, условий проведения игры.

Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе в разное время прогулки. Формы включения в подвижную игру очень различны. Некоторые дети испытывают полное удовлетворение от наблюдения за игрой, оставаясь лишь косвенным соучастником. Они эмоционально переживают ход игры, пританцовывают, хлопают в ладоши, взмахивают руками, выражая свое соучастие.

Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, со знакомыми действующими лицами из повседневной жизни (кот, птички) или с которым легко познакомить малышей, используя игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой группе занимают игровые упражнения. Такие игры не имеют сюжета, в них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и другое.

В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч»). Маленькие дети довольно долго усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель может часто повторять с ними одну и ту же игру.

Вторая младшая группа Растущий и развивающийся организм 3-4 летнего ребенка нуждается в движении. Двигательная активность ребенка – непременное условие нормального развития и формирования поведения детей.

Подвижные игры во второй младшей группе проводятся ежедневно, продолжительность от 6 до 10 минут. Проводятся в разное время дня. Утром- индивидуальные или мало групповые игры спокойного характера. После занятий, во время прогулки воспитатель побуждает разнообразную двигательную деятельность детей, проводит сюжетные подвижные игры с правилами и игровые упражнения с активными движениями (с бегом, прыжками, ловлей и бросанием мяча и др.)

Сюжеты подвижных игр в связи с расширением кругозора и двигательного опыта детей становятся более разнообразными. Основным содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспорта различных видов, предметной деятельности людей. Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя персонажи игры, подчеркивает характерные черты движения каждого из них.

Главный методический прием – игра воспитателя вместе с детьми. Причем сначала воспитатель берет на себя ведущую роль, потом – второстепенную. Главное – это участие педагога в игре, его эмоциональность, показ движений. В основе движений малышей лежит подражание: они могут летать, как воробышки, порхать, как бабочки, прыгать, как зайчики.

В этой возрастной группе необходимо требовать и добиваться от детей четкого и точного выполнения условий и правил игры.

Средняя группа.

Подвижные игры занимают большое место в жизни дошкольников средней группы. Их двигательный опыт становится значительно богаче, чем в младшей группе. Детей начинает больше интересовать результат их действий: попасть мячом в определенную цель, перепрыгнуть через небольшое препятствие. Подвижные игры проводятся ежедневно в разные периоды дня, продолжительность 8–12 минут.

Правила в подвижных играх для детей средней группы несколько усложняются. Вводятся ограничения движения – ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и др.

Воспитатель повторяет с детьми одну и ту же игру на 2–3 занятиях, затем через некоторое время снова возвращается к ней, усложняя содержание и правила игры, видоизменяя формы организации детей.

Характерным для этого возраста является то, что в играх ребенок старается прежде всего достигнуть лучшего результата, не замечая действий товарищей. Нередко приходится наблюдать, что ребенок напрягает все силы, чтобы убежать от водящего, хотя тот за ним уже не гонится. И наоборот, сам «ловишка» продолжает гнаться за кем-нибудь из играющих, хотя вокруг него много детей, которых он легко мог бы поймать. Ребенок радуется, когда ему удается добиться успеха, но и не слишком огорчается, если не достигает желаемого.

В средней группе используются в основном готовые по содержанию игры. Многие из них имеют определенный сюжет и правила: «Кошка и мышка», «У медведя во бору», «Гуси и волк». Детям нравится в играх преодолевать небольшие препятствия и затруднения.

В средней группе воспитатель только изредка выполняет роль ведущего. Он приучает всех детей быть ведущими, учитывая особенности каждого ребенка. В выборе ведущего начинают участвовать сами дети посредством считалок.

Старшая группа

Движения ребенка 6-го года становятся более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющие заданный способ.

Подвижные игры проводятся в разные периоды дня и на занятиях по физической культуре, продолжительность до 10 минут.

Содержание подвижных игр более усложняется в связи с расширением кругозора детей. В них включаются новые сюжеты и образы, которые знакомы детям из книг, рассказов воспитателя и родителей, кинофильмов. В некоторых играх отражаются действия и взаимодействия людей разных профессий («Пожарные на учении», «Охотники и зайцы»).

Большое место в старших группах начинают занимать бессюжетные игры типа «Ловишки», а так же игры с элементами соревнований.

Правила в играх становятся более сложнее и требуют большей точности в их выполнении, большего внимания детей, выдержки, умения быстро реагировать на сигналы, произвольно ограничивать свои действия (убегать в определенном направлении, пойманным отходить в сторону и т. д.). Правила игры способствуют формированию умения управлять своим поведением.

Ответственные роли в игре выполняют сами дети. Для распределения ролей применяются считалки. В некоторых старинных народных считалках, содержание которых не имеет определенного смысла, детей привлекает звуковое сочетание слов.

Аты – баты, шли солдаты

Аты – баты, на базар

Аты – баты, что купили?

Аты – баты, самовар!

Подготовительная группа.

Дети подготовительной группы становятся более самостоятельными в организации подвижных игр. Ребенку известно большое количество игр, их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет детям выбирать игры в соответствии со своими интересами и желанием упражняться в том или ином виде движения.

В этом возрасте особенно велико положительное значение подвижных игр в закреплении и совершенствовании основных движений детей. Дети стараются действовать не только более эффективным способом, но и с максимальной мобилизацией усилий для достижения наилучшего результата, проявляя положительные моральные качества. Проявлению высоких физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие детей в подвижных играх, в которых общий результат зависит от взаимодействия играющих («Горелки», «Чье звено скорее соберется?»).

Некоторые указания воспитатель делает по ходу игры : краткими замечаниями предупреждает нарушителя правил, успокаивает чрезмерно активных детей, подбадривает отстающих, медлительных, приучает действовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость.

Важное воспитательное значение имеет подведение итогов игры и выявление победителей в командных играх. Воспитатель помогает детям осознать важность действий по правилам для достижения положительного результата.

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр новые сюжеты, отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу. Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, - это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации. Играя, дети развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. Именно это и следует иметь в виду воспитателю физкультуры, воспитателю группы, использующему игру в своей работе.

Литература.

1. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2020г. ;

2. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М. : Просвещение, 1991 – 207 с.

3. Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возрастаю – м. : 1978

4. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М. : Просвещение. 1985

5. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях М. : 2002

6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3- 5 лет – М. : 2000

7. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка – М. : Академа, 2001–368 с.

8. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста : Пособие для воспитателей дет. сада –М. : Просвещение, 1979.

Публикации по теме:

Фотоотчет. Организация и проведение зимних прогулок «Выпал беленький снежок»Фотоотчет. Организация и проведение зимних прогулок «Выпал беленький снежок» Посмотрите-ка, ребята, Все вокруг покрыла вата! А в ответ раздался смех: Это выпал белый снег. Я мороза не боюсь! Не боюсь, что простужусь,.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха.

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Мастер-класс для воспитателей «Забавные маски для подвижных игр»Мастер-класс для воспитателей «Забавные маски для подвижных игр» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №265" Во время подвижных игр малыш учится слушать, выполнять.

Организация и проведение зимней прогулки в средней группе «Волшебница-зима» Цель: Повышение познавательной и двигательной активности детей во время прогулки. Задачи: 1. Формировать навыки выполнения физических упражнений.

Организация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и домаОрганизация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и дома Организация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и дома - Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные.

Семинар «Организация работы с воспитанниками по созданию мультипликационных роликов». 3 часть Видео На семинаре мы познакомились с разными видами мультфильмов и технологиями их создания. Текст сопровождался демонстрацией отрывков из мультфильмов.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Организация и проведение подвижных игр с дошкольниками»
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 20:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД