Русакова Ольга
Семинар-практикум для логопедов «Особые дети-особый подход»
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ «Устанская СОШ»
Семинар-практикум для педагогов на тему:
«Особые дети - особый подход. Создание благоприятных условий для работы с детьми с ОВЗ»
Составила:
учитель-логопед
Русакова О. В.
2023
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.
Задачи:
• Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
• Создать условия для сформирования профессиональной мотивации педагогов.
• Создать условия для работы педагогов в команде.
Публикация «Семинар-практикум для логопедов „Особые дети-особый подход“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• Создать предпосылки для формирования в школе единого инклюзивного образовательного пространства.
Используемое оборудование: Презентация, видеоролик мультфильма «Нестандартный ребенок», мультимедийная установка, методические материалы для упражнений.
Приветствие. Цели и задачи семинара.
Руководитель ММО: Уважаемые коллеги, доброе утро! Мне хотелось бы начать нашу встречу с эпиграфа: «Ребёнок – это главное чудо природы, ребёнок-инвалид – это ангел, посланный с небес для того, чтобы не зачерствели наши души».
- Вы согласны с этими словами?
- Я вам предлагаю для начал выполнить Упражнение «Волшебные очки».
В этой коробке (показываю) хранится некий сюрприз, какой? Сейчас узнаем (вынимает очки). Очки эти волшебные, тот, кто их надевает — стремится к познанию нового! Прошу Вас примерить по очереди очки и ответить на вопрос: «Что вы ожидаете от сегодняшнего семинара-практикума?»
(ответы педагогов)
Ход семинара
1 слайд
- Предлагаю вашему вниманию мультфильм «Нестандартный ребёнок» .
Обсуждение…. О чем этот мультфильм? Какие на ваш взгляд, затронуты проблемы?
- Как вы уже догадались, мы сегодня поговорим о детях с особенностями.
Руководитель ММО: Сейчас я предлагаю вам встать в круг и выполнить Упражнение «Котенок».
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу салфетку.
Потом предлагает представить, что на этой салфетке уснул маленький котенок, и теперь салфетку нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Объявление темы.
2 слайд Тема семинара-практикума «Особые дети - особый подход. Создание благоприятных условий для работы с детьми с ОВЗ», она актуальна на сегодняшний день.
Актуальность темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. В настоящее время существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
- Остановимся вначале на статистических данных. До 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми. От 83% до 92% имеют неврологическую патологию. 30% имеют генетические нарушения. Дети-инвалиды : врожденные аномалии (пороки развития) -22,2% ,психические расстройства – 15,3%, болезни нервной системы – 13,9% ,травмы – 7,1% ,эндокринные заболевания - 6,8%, болезни органов дыхания – 6,5%, др. виды патологии – 28,2% .
3 слайд
С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей.
И с 96-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.
4 слайд
С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться, в коллективе, в прямом взаимодействии с педагогом.
Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться и которые мы должны учитывать при работе с ними.
-Выступление специалиста Управления образования Смирновой Ирины Николаевны.
5 слайд
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие любые утраты психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией.
Дети- инвалиды – это физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ:
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
- степени тяжести нарушения психического развития,
- способности к освоению цензового уровня образования,
- вида учебного заведения,
- региона проживания.
Существуют причины появления детей с ОВЗ.
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
• Пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.
• Натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков.
• Постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал, получил неправильное лечение.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, СПИД.
Основные принципы обучения детей с ОВЗ:
1. Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
2. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
3. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
6 слайд
- Расскажу об основных видах нарушений функций организма:
нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия, вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования);
нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
7 слайд
- С какими трудностями сталкиваются дети с ОВЗ :
трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушениями развития личности;
меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации;
меньшим объемом информации, запечатляемым и сохраняющимся в памяти;
недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений);
недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности
координации);
замедленным темпом психического развития в целом;
повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Г. Я. Трошин, Ж. И. Шиф).
- Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется выступление из опыта работы: «Использование инновационных технологий в развитии речи детей с ОВЗ», учителя-логопеда МАОУ «Арьёвская СОШ» Забалуевой Н. В.
Руководитель ММО: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.
Упражнение «Солнце способностей».
Цель: осознание собственных способностей.
Предлагаю вам написать свои способности, умения, которые помогают Вам в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.
- Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас и помогает нам в работе.
8 слайд
- Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей.
1. Глухие;
2. Слабослышащие;
3. Слепые;
4. Слабовидящие;
5. Дети с тяжелыми нарушениями речи;
6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
7. Дети с задержкой психического развития;
8. Дети с расстройствами аутистического спектра
9. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ».
Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним. Участникам предлагается разделиться на 4 группы. Один человек из группы вытаскивает бумажку с одним из видов классификации.
Задание для групп: Заполните таблицу согласно вашей нозологии.
По истечению отведенного времени группы презентуют ответы на поставленные им вопросы. После презентации команды можно послушать предложения коллег с других команд по их таблице.
Нозология ___
Характерные особенности детей с данным видом нарушений Какие проблемы могут возникнуть у педагога во время работы? Что педагог может сам предпринять по решению этих проблем? За какой помощью и к кому может обратиться?
Практическое упражнение – решение педагогических ситуаций.
Ситуация 1.
Дети 1 класса занимаются аппликацией. Нужно изготовить жар-птицу. Леша (слабовидящий ребенок) с трудом справляется с поставленной задачей. Работа получается не очень аккуратной и правильной, хуже, чем у других детей. Леша видит это, расстраивается и начинает плакать.
- Как поступить педагогу?
Решение: неудачи детей не всегда связаны с отсутствием желания заниматься, а чаще – с недостатком способностей, возможностей. Поэтому очень важно в работе создать ситуацию успеха, атмосферу, которая будет способствовать тому, что ребенок хоть немного поверит в свои силы. Чтобы создать ситуацию успеха, задания необходимо подбирать по силам, учитывая индивидуальные возможности и способности ребенка.
Ситуация 2.
В среднюю группу поступил ребенок с нарушением развития аутистического спектра. На первом собрании воспитатель рассказал всем родителям об этом, озвучив особенности его поведения. Родители стали вспоминать и рассказывать, что их дети также стали показывать подобные действия дома, и возмущаться, что «такой» ребенок посещает их группу.
Решение: воспитатель не должен распространяться об отклонениях в развитии и каких-либо болезнях детей. Если же родители сами расспрашивают или выражают какое-либо недовольство, компетентно объяснить родителям сложившуюся ситуацию и правильное поведение в ней как детей, так и родителей. Воспитатель должен заниматься со всеми детьми, находить индивидуальный подход. В случае, если есть заключение ПМПК или другой медицинский документ, подтверждающий, что ребенок относится к детям с ОВЗ, составляется ИОМ в соответствии с которым и ведется работа.
Подведение общих итогов:
Продолжите фразы:
• Я вспомнила.
• Я чувствую.
• Мне было сложно.
В завершение нашей с вами работы, хотелось поделиться с вами притчей.
Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.
- Предлагаю каждому из вас подумать, почему каждый из наших детей с ОВЗ был нам послан, пришел именно в нашу школу или сад. И сделать так, чтоб это было не зря.