Папки-передвижки

Семинар-практикум для логопедов «Особые дети-особый подход»

Русакова Ольга
Семинар-практикум для логопедов «Особые дети-особый подход»

МАОУ «Устанская СОШ»

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Особые дети - особый подход. Создание благоприятных условий для работы с детьми с ОВЗ»

Составила:

учитель-логопед

Русакова О. В.

2023

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.

Задачи:

• Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.

• Создать условия для сформирования профессиональной мотивации педагогов.

• Создать условия для работы педагогов в команде.

Публикация «Семинар-практикум для логопедов „Особые дети-особый подход“» размещена в разделах

• Создать предпосылки для формирования в школе единого инклюзивного образовательного пространства.

Используемое оборудование: Презентация, видеоролик мультфильма «Нестандартный ребенок», мультимедийная установка, методические материалы для упражнений.

Приветствие. Цели и задачи семинара.

Руководитель ММО: Уважаемые коллеги, доброе утро! Мне хотелось бы начать нашу встречу с эпиграфа: «Ребёнок – это главное чудо природы, ребёнок-инвалид – это ангел, посланный с небес для того, чтобы не зачерствели наши души».

- Вы согласны с этими словами?

- Я вам предлагаю для начал выполнить Упражнение «Волшебные очки».

В этой коробке (показываю) хранится некий сюрприз, какой? Сейчас узнаем (вынимает очки). Очки эти волшебные, тот, кто их надевает — стремится к познанию нового! Прошу Вас примерить по очереди очки и ответить на вопрос: «Что вы ожидаете от сегодняшнего семинара-практикума

(ответы педагогов)

Ход семинара

1 слайд

- Предлагаю вашему вниманию мультфильм «Нестандартный ребёнок» .

Обсуждение…. О чем этот мультфильм? Какие на ваш взгляд, затронуты проблемы?

- Как вы уже догадались, мы сегодня поговорим о детях с особенностями.

Руководитель ММО: Сейчас я предлагаю вам встать в круг и выполнить Упражнение «Котенок».

Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу салфетку.

Потом предлагает представить, что на этой салфетке уснул маленький котенок, и теперь салфетку нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Объявление темы.

2 слайд Тема семинара-практикума «Особые дети - особый подход. Создание благоприятных условий для работы с детьми с ОВЗ», она актуальна на сегодняшний день.

Актуальность темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. В настоящее время существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

- Остановимся вначале на статистических данных. До 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми. От 83% до 92% имеют неврологическую патологию. 30% имеют генетические нарушения. Дети-инвалиды : врожденные аномалии (пороки развития) -22,2% ,психические расстройства – 15,3%, болезни нервной системы – 13,9% ,травмы – 7,1% ,эндокринные заболевания - 6,8%, болезни органов дыхания – 6,5%, др. виды патологии – 28,2% .

3 слайд

С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей.

И с 96-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.

4 слайд

С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться, в коллективе, в прямом взаимодействии с педагогом.

Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться и которые мы должны учитывать при работе с ними.

-Выступление специалиста Управления образования Смирновой Ирины Николаевны.

5 слайд

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие любые утраты психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией.

Дети- инвалиды – это физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.

Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ:

Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:

- степени тяжести нарушения психического развития,

- способности к освоению цензового уровня образования,

- вида учебного заведения,

- региона проживания.

Существуют причины появления детей с ОВЗ.

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

• Пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.

• Натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков.

• Постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал, получил неправильное лечение.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, СПИД.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ:

1. Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.

2. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.

3. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.

6 слайд

- Расскажу об основных видах нарушений функций организма:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия, вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

7 слайд

- С какими трудностями сталкиваются дети с ОВЗ :

трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушениями развития личности;

меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации;

меньшим объемом информации, запечатляемым и сохраняющимся в памяти;

недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений);

недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности

координации);

замедленным темпом психического развития в целом;

повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Г. Я. Трошин, Ж. И. Шиф).

- Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется выступление из опыта работы: «Использование инновационных технологий в развитии речи детей с ОВЗ», учителя-логопеда МАОУ «Арьёвская СОШ» Забалуевой Н. В.

Руководитель ММО: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.

Упражнение «Солнце способностей».

Цель: осознание собственных способностей.

Предлагаю вам написать свои способности, умения, которые помогают Вам в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.

- Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас и помогает нам в работе.

8 слайд

- Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей.

1. Глухие;

2. Слабослышащие;

3. Слепые;

4. Слабовидящие;

5. Дети с тяжелыми нарушениями речи;

6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

7. Дети с задержкой психического развития;

8. Дети с расстройствами аутистического спектра

9. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ».

Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним. Участникам предлагается разделиться на 4 группы. Один человек из группы вытаскивает бумажку с одним из видов классификации.

Задание для групп: Заполните таблицу согласно вашей нозологии.

По истечению отведенного времени группы презентуют ответы на поставленные им вопросы. После презентации команды можно послушать предложения коллег с других команд по их таблице.

Нозология ___

Характерные особенности детей с данным видом нарушений Какие проблемы могут возникнуть у педагога во время работы? Что педагог может сам предпринять по решению этих проблем? За какой помощью и к кому может обратиться?

Практическое упражнение – решение педагогических ситуаций.

Ситуация 1.

Дети 1 класса занимаются аппликацией. Нужно изготовить жар-птицу. Леша (слабовидящий ребенок) с трудом справляется с поставленной задачей. Работа получается не очень аккуратной и правильной, хуже, чем у других детей. Леша видит это, расстраивается и начинает плакать.

- Как поступить педагогу?

Решение: неудачи детей не всегда связаны с отсутствием желания заниматься, а чаще – с недостатком способностей, возможностей. Поэтому очень важно в работе создать ситуацию успеха, атмосферу, которая будет способствовать тому, что ребенок хоть немного поверит в свои силы. Чтобы создать ситуацию успеха, задания необходимо подбирать по силам, учитывая индивидуальные возможности и способности ребенка.

Ситуация 2.

В среднюю группу поступил ребенок с нарушением развития аутистического спектра. На первом собрании воспитатель рассказал всем родителям об этом, озвучив особенности его поведения. Родители стали вспоминать и рассказывать, что их дети также стали показывать подобные действия дома, и возмущаться, что «такой» ребенок посещает их группу.

Решение: воспитатель не должен распространяться об отклонениях в развитии и каких-либо болезнях детей. Если же родители сами расспрашивают или выражают какое-либо недовольство, компетентно объяснить родителям сложившуюся ситуацию и правильное поведение в ней как детей, так и родителей. Воспитатель должен заниматься со всеми детьми, находить индивидуальный подход. В случае, если есть заключение ПМПК или другой медицинский документ, подтверждающий, что ребенок относится к детям с ОВЗ, составляется ИОМ в соответствии с которым и ведется работа.

Подведение общих итогов:

Продолжите фразы:

• Я вспомнила.

• Я чувствую.

• Мне было сложно.

В завершение нашей с вами работы, хотелось поделиться с вами притчей.

Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:

- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь!”.

И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.

- Предлагаю каждому из вас подумать, почему каждый из наших детей с ОВЗ был нам послан, пришел именно в нашу школу или сад. И сделать так, чтоб это было не зря.

Прикреплённые файлы:

osobye-deti_1gar6.ppt | 1612,5 Кб
 
Публикации по теме:

Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя»Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя» Уважаемые гости моей странички, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар "Педагогическое мастерство воспитателя" Данный семинар прошел.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для логопедов «Особые дети-особый подход»
Опубликовано: 12 апреля 2024 в 09:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД