Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей «Организация НОД по математическому развитию дошкольников»

Светлана Сурова
Семинар-практикум для воспитателей «Организация НОД по математическому развитию дошкольников»

Цель: совершенствование педагогического мастерства воспитателей в подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности с дошкольников по математическому развитию.

Задачи:

1. Активизировать профессиональные навыки и умения воспитателей в области организации непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Организация НОД по математическому развитию дошкольников“» размещена в разделах

2. Использовать решение педагогических ситуаций в работе с воспитателями для закреплений знаний о методах математического развития дошкольников.

3. Разработать «модель» успешной непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников.

Вступительное слово:

Математическое развитие дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно - исследовательской деятельности.

Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и удивлены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

Задача воспитателя - создать непосредственную образовательную деятельность (далее НОД) по математическому развитию занимательной и интересной. А еще необходимо методически верно подобрать задания, грамотно сформулировать вопросы, подобрать нужный и адекватный материал

Поскольку ООД по ФЭМП требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными, физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству. Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми.

В начале занятия педагог должен вызвать интерес к предстоящей деятельности, к содержанию; собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу.

Организационная часть в ООД по ФЭМП отличается от других областей (занятие может начаться не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание и т. д.)

Во время ООД по ФЭМП решается ряд программных задач.

1. образовательные — чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять,

2. развивающие – что развивать, закреплять (развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности; продолжить формирование приёмов логического мышления,

3. воспитательные — что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов,

4. речевые — работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

Обязательно должен быть сюрпризный момент, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.

Обозначив задачи, можно переходить к построению структуры ООД, которая обусловлена программным содержанием.

В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей. Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.).

Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств. Внимание детей сохраняется: 3-4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки — кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д.

На ООД обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность.

Основными структурными компонентами занятия являются:

1. Организация занятия или вводная часть: математическая разминка, игра-загадка, проблемный вопрос.

2. Основная часть: объяснение, показ, дидактические игры, физминутка, поисковая деятельность, использование средств ИКТ.

3. Заключительная часть. Итог: игра-загадка, словесные методы, сюрпризные моменты.

Организация ООД или вводная часть.

Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя на ковре).

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным. Если в младших группах используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты, то в старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации, в подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

Основная часть: объяснение, показ, дидактические игры, физминутка, поисковая деятельность, использование средств ИКТ.

Она предусматривает собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность. В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно-воспитательным программным задачам.

Примерные части хода математического занятия

1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

5. Дидактическая игра.

6. Заключительная часть. Итог: игра-загадка, словесные методы, сюрпризные моменты.

Итог занятия. Заключительная часть связана с подведением итогов познавательной деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.

А как сделать так, чтобы дети во время НОД были внимательными, с удовольствием выполняли задания? Об этом мы сегодня и поговорим.

В ходе нашего семинара - практикума предлагаю Вам составить модель успешной организации непосредственно образовательной деятельности.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ: «Какие типы НОД по математическому развитию вы знаете

В работе с детьми используются следующие типы организации НОД по математическому развитию дошкольников :

1 тип - изучение нового материала (включает только один раздел программы, поэтому встречается редко, например: ознакомление детей с часами).

2 тип - смешанный (комбинированный). В первой части дается новый материал, в других - закрепляется пройденный

3 тип - контрольно-проверочный, итоговый. Проводится в конце квартала, учебного года с целью проверки усвоения детьми задач как из одного, так и из всех разделов программы.

К какому бы типу занятие не относилось - к нему необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,

- подобрать разнообразный материал,

- продумать формы организации деятельности детей.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ: «Назовите формы проведения НОД»

1. Путешествие (квесты). Такое занятие позволяет детям свободно передвигаться по группе, они меньше устают.

2. КВН. Организация таких занятий предполагает использование принципов соревнования (команды, капитаны, жюри, награды).

3. Занятие по сюжету сказки. На таких занятиях дети помогают попавшему в беду персонажу, выполняя различные задания. («Поможем снежной королеве», «В гостях у Лесовичка», «Буратино спешит за помощью» и т. д.).

4. Игры-занятия. Содержание их подчинено игровому сюжету. Дети выполняют разнообразные задания по ходу развертывания сюжета, много двигаются, активны, они выполняют не прямые указания воспитателя, а играют. («Соберем урожай», «Поможем веселым человечкам», «Приключения в лесу» и т. д.)

5. Занятия в форме дидактической игры.

6. Занятия в форме сюжетно-дидактической игры.

7. Занятия с использованием занимательного материала, где нет единого сюжета, но есть сюрпризные моменты, введение в ход занятия сказочных персонажей. На таких занятиях широко используется художественно-познавательный материал.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ: «Методы и приемы»

Следующий пункт успешной организации образовательной деятельности является: выбор оптимальных методов и приемов.

Перечислите методы, используемые на занятиях по математическому развитию детей (словесные, наглядные, игровые, практические).

Перечислите приемы, используемые на занятиях по математическому развитию? (демонстрация, инструкция, пояснения, указания, разъяснения, предметно-практические, рассказ, беседа, вопросы к детям, описание

дидактической игры, показ реальных предметов, действия с числовыми карточками и цифрами, упражнения, контроль и оценка).

Предлагаю Вам решить педагогические ситуации, которые включают разные методы.

1. Нагладный метод.

Два вида наглядного материала : крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей; мелкий (раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание воспитателя. Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: демонстрационные служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, раздаточные дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.

Требования к наглядному материалу :

предметы для счета и их изображения должны быть известны детям;

наглядный материал должен быть разнообразным на одном занятии;

наглядный материал должен действовать на разные органы чувств (на слух, зрение, осязания);

наглядный материал должен быть динамичным, удобным, в достаточном количестве, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.

Пример педагогической ситуации:

Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей младшего возраста: «Сколько у меня машин?» (много). Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает ребенка: «Сколько я тебе дала машин?». Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя.

Какие ошибки были допущены воспитателем?

Для данного задания воспитатель не удачно выбрал раздаточный материал. Внимание детей младшего дошкольного возраста было сосредоточено на действиях с машинами.

2. Словесный метод.

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

Пример педагогической ситуации:

Воспитатель просит ребенка подпрыгнуть столько раз, сколько мячей (5) нарисовано на карточке. Ребенок подпрыгивает пять раз. На этом воспитатель считает что задание выполнено.

На что необходимо было обратить внимание воспитателю?

Ответ: важно, чтобы в речи детей отражались связи между количеством движений, звуков, предметов, воспринимаемых зрительно или на ощупь. («Я 5 раз подпрыгнул, потому что на карточке 5 мячей», «Я подбросил мяч 6 раз, потому что услышал 6 звуков» и т. п.).

3. Игровой метод.

В соответствии с ФГОС ведущим видом деятельности в детском саду является игра. Образовательная деятельность (в том числе НОД, которая дается в занимательной форме, в форме игры, усваивается детьми быстрее и легче. И чем больше дети будут играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоят материал по математическому развитию. Однако, игра формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения.

Пример педагогической ситуации:

Воспитатель просит детей в большую кадушку положить длинные огурчики, а в маленькую кадушку (воспитатель показывает) короткие огурчики. «Давайте узнаем, какой из огурчиков длинный, а какой - короткий. Для этого надо их сравнить. Как сравнить? (положить один под другим, с одной стороны концы подравнять). Дети после показа воспитателя выполняют задание.

Какую индивидуальную работу может проводить воспитатель во время выполнения детьми задания?

Ответ: при выполнении детьми задания воспитатель тихонечко общается с ребенком: «Где длинный огурчик? А где короткий? Как ты сравнил огурчики по длине? Покажи пальчиком длину каждого огурчика. Какой огурчик длиннее? А какой короче? Покажи на сколько».

4. Практический метод.

Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.). Дети должны не только слушать, воспринимать, но и сами участвовать в выполнении той или иной задачи.

Характерные особенности практического метода при математическом развитии : выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности; широкое использование дидактического материала; возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом : выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме; широкое

использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Пример педагогической ситуации:

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт «Объём кружки и сосуда» (даёт словесную инструкцию детям и предлагает им самостоятельно выполнить задание). После подведения итогов выяснилось, что большинство детей выполнили задание неправильно.

Как вы думаете, почему?

Ответ: воспитатель решил научить детей работать самостоятельно, но не подумал о том, что опытно - экспериментальная деятельность не позволяет работы детей без помощи; дети делают открытие, а значит, им необходима помощь в этом, для них это ново, удивительно, непонятно.

ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ «Вопрос-ответ»

Вопрос-это эффективное средство обучения, которое вызывает желание учиться. В процессе познания вопросы должны предварять ответы. Следовательно, очень важно развивать умение задавать вопросы. Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Очень большое значение имеет логическая структура вопроса, особенно актуально в математическом аспекте.

С психологической точки зрения существуют шесть типов вопросов: простые, уточняющие, практические, оценочные, творческие, вопросы-интерпретации. По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов: репродуктивные, поисковые, проблемные.

Репродуктивные - наиболее лёгкие, доступные вопросы, требующие простых ответов. Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что делает? Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой? Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями: Почему? Зачем?

Предлагаю выполнить упражнение «Вопрос - ответ» (воспитатели в парах задают друг другу вопросы математического содержания, например: на сколько число 5 больше, чем число 4 и т. д.). Для выполнения задания, воспитателям даются картинки-ориентиры, например: картинки с изображением фигур, предметов, цифр, комнаты, улицы и т. д.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ

Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? (количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени)

ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ

Перечислите современные педагогические инновационные технологии?

(Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенер, кубики Никитина, танграмм и другие)

СЕДЬМОЕ ЗАДАНИЕ

Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП? (ярким, красочным, доступным, безопасным)

ВОСЬМОЕ ЗАДАНИЕ

Где встречается математика?

Образовательная область «Физическое развитие»

Что делаем?

• Сравниваем предметы по величине и форме;

• Определяем левую и правую сторону;

• Ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела;

• Используем плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки;

• Используем карточки с изображением времен года и частей суток;

• используем считалочки (количественный и порядковый счет);

• Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д)

• Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, перенесенных предметов (в эстафетах)

• Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

• Проводим физкультурно-математические досуги

Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

Образовательная область «Речевое развитие»

Вид деятельности: «Восприятие художественной литературы и фольклора»

Что делаем?

• Широко используем такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки.

• Используем стихотворные формы художественной литературы.

• Читаем сказки и рассказы, способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Вид деятельности: «Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала»

Что делаем?

Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т. п.

ДЕВЯТОЕ ЗАДАНИЕ «Составим модель успешной НОД»

Можно условно выделить пять главных компонентов. И только при наличии всех пяти компонентов, занятия по ФЭМП будут проходить интересно, насыщенно, продуктивно. Как вы думаете, что это за компонент

Первый компонент модели успешной непосредственно образовательной деятельности - компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области.

Второй компонент - готовность воспитателя к НОД.

Третий компонент - выбор оптимальных методов и приёмов.

Четвёртый компонент - правильный подбор демонстрационного и

раздаточного материала.

Пятый компонент - грамотная речь воспитателя.

Заключение: Мы сегодня на нашем семинаре-практикуме еще раз вспомнили, что необходимо для успешной организации непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников.

Публикации по теме:

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Организация НОД по математическому развитию дошкольников»
Опубликовано: 23 октября 2023 в 18:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД