МААМ-картинки

Семинар-практикум «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности»

Татьяна Агафонова
Семинар-практикум «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы

Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности дошкольников

СЛАЙД 1

Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является формирование его познавательной активности.

С. Л. Рубинштейн говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Публикация «Семинар-практикум „Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности“» размещена в разделах

СЛАЙД 2

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя.

Проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне его ближайшего развития». Т. е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального и творческого потенциала. Обучение в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справится благодаря помощи взрослого. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.

Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Противоречие это положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.

Ценность противоречия в познании заключается в том, что оно, воздействуя на эмоции, пробуждает потребность в познании нового.

СЛАЙД 3

Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям :

1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;

2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.

3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;

4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;

5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)

СЛАЙД 4

Процесс постановки и решения проблемной образовательной ситуации

включает в себя следующие этапы:

1. Постановка, формулирование проблемы;

2. Актуализация знаний детей;

3. Выдвижение гипотез, предположений;

4. Выбор, проверка решения, обоснование гипотез;

5. Введение знаний в систему

Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка. Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов. В процессе решения проблемных образовательных ситуаций взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия: ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты.

Развивать у детей познавательные процессы невозможно без игр и игровых упражнений. Для развития полноценного игрового общения педагоги используют игровые обучающие ситуации (ИОС) с игрушками, с литературными персонажами, игры- путешествия.

Педагог творчески конструирует образовательный процесс, единицей которого является проблемно-игровая образовательная ситуация. Проблемно-игровая образовательная ситуация помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Она должна отвечать возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный настрой. Чувство удовлетворения возникает и от совместной деятельности, и от правильного разрешения проблемной ситуации.

СЛАЙД 5

1. Проблемно-игровые образовательные ситуации планируются и организуются в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки.

2. Предполагают участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.

3. Продолжительность проблемно-игровой ситуации от трех до семи минут.

4. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей.

Тематика и содержание проблемно-игровых образовательных ситуаций определяются задачами воспитания, комплексно-тематическим планированием и зависят от возрастных особенностей детей.

Сегодня мы поговорим об использовании проблемно-игровых образовательных ситуаций в режимные моменты.

СЛАЙД 6

Проблемно-игровая образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми:

- ситуативный разговор с детьми;

- рассказ;

- беседа;

- дежурство;

- наблюдение;

- исследовательская деятельность;

- экскурсия;

- экспериментирование;

- чтение;

- игра-экспериментирование;

- конструктивная деятельность;

- сюжетно-ролевая игра.

Эти формы работы мы включаем в разные временные периоды, хотя некоторые формы работы можно использовать в течение всего дня.

Утро благоприятное время для организации коротких бесед, ситуативных разговоров, небольших рассказов, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений и ответов на поставленные вопросы. Например, можно обсудить, почему было скользко идти в детский сад утром.

Важный воспитательно-образовательный момент -прием пищи. С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком обедом или ужином возможно организовать ситуацию «Угадай, из чего приготовлен суп?» СЛАЙД 7, цель которой заключается в развитии представлений детей о процессе приготовления блюда, об ингредиентах, о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд, воспитание уважения к труду повара.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития познавательной деятельности детей. На прогулке не маловажную роль в познавательном развитии играют наблюдения, экскурсии, исследовательская деятельность, игры-экспериментирования, которые помогают детям строить предположения, высказывать свои догадки. Чтобы прогулка принесла пользу развитию детей, целесообразно организовывать элементарную поисковую деятельность - совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение проблемных ситуаций.

СЛАЙД 8 Цель проблемной ситуации «Куда делись муравьи?» - формировать представление о том, что насекомые прячутся, когда наступает осень и становится холодно.

СЛАЙД 9

Возвращаясь или собираясь на прогулку можно поставить перед детьми проблемную ситуацию, например, «Почему промокли наши варежки?» Откуда взялась вода, если на улице снег? Какую обувь надеть в дождливую погоду, чтобы не замочить ноги?» Цель – научить подбирать обувь по погоде и сезону, чтобы она была удобной и практичной, закреплять в речи названия видов обуви.

Можно предложить определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто (классификации, сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу.

Временной отрезок после сна можно использовать с пользой: застилая постель после сна, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка; расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, почему волосы поднимаются за расческой.

В таких беседах с детьми воспитатель помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой, направляет детей на поиск решения проблемных ситуаций.

Во второй половине дня с детьми организуются строительные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия. Они являются основными формами организации познавательной деятельности детей.

Во время игровой деятельности дети с удовольствием откликнутся на предложение педагога отправиться в путешествие, поиграть в Сказочников, используя игры-схемы знакомых сказок, рассказов. Такой материал способствует развитию мыслительной активности, развитию наблюдательности, умению пользоваться символикой, схемами, делать выводы. В них можно использовать проблемные образовательные ситуации.

СЛАЙД 10

Проблемная ситуация «К медвежонку пришли гости. Он решил угостить всех конфетами. Поставил стол и три тарелки. Надо разделить конфеты. Помогите медвежонку!». Цель этой ситуации – учить на наглядной основе делить угощение на всех детей поровну.

СЛАЙД 11

Проблемная ситуация «Друзья». В одном домике живет зайчонок, а в другом щенок. Между их домами протекает река. Как щенку попасть в гости к зайчонку? (построить мостик из конструктора, лодку)

В такой совместной работе закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формировался познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявлялась интеллектуальная активность.

В ходе игры осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход, как одно из оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка. Благодаря проблемно-игровым образовательным ситуациям удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

СЛАЙД 12

Использование проблемно – игровых образовательных ситуаций имеет свои достоинства:

- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;

- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;

- исчезновение боязни, ошибок;

- возникновение «вкуса» к процессу познания.

Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер.

Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами.

Долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.

Публикации по теме:

«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти.

Планирование режимных моментов «Алгоритм дня» в старшей группеПланирование режимных моментов «Алгоритм дня» в старшей группе Цель: Создание благоприятного психологического климата в группе. Утро, прием детей, встреча с родителями. Индивидуальные беседы с каждым.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Консультация для воспитателей «Прогулка — один из важнейших режимных моментов в детском саду»Консультация для воспитателей «Прогулка — один из важнейших режимных моментов в детском саду» Прогулка – это один из важнейших режимных моментов в детском саду. В группе дети немного ограничены в движение. Только во время прогулки.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

План проведения режимных моментов на зимние каникулы (средняя группа) План проведения новогодних каникул в средней группе 25.12.2017 «Зимняя сказка» Задачи: создание эмоционально положительного настроения,.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Тематическое планирование режимных моментов (младшая возрастная группа) Тематическое планирование режимных моментов (младшая возрастная группа) 1. Тема: «Наша группа и наши игрушки» Цель: Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности»
Опубликовано: 25 марта 2020 в 19:54
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Агафонова (УИ 123727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД