МААМ-картинки

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством развивающих игр (из опыта работы) (3 фото)

Ольга Викторовна Деркачева
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством развивающих игр (из опыта работы)

«Каждое движение ребенка – это ещё одна складочка

в коре больших полушарий»

Мария Монтессори

Актуальность:

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Целью сенсорного развития является формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Задачи:

- формирование у детей перцептивных действий;

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством развивающих игр (из опыта работы)» размещена в разделах

- формирование у детей систем сенсорных эталонов;

- формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности;

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте :

- является основой умственного развития;

- упорядочивает хаотичные представления о предметном мире;

- развивает внимание и наблюдательность;

- даёт возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

Ранний возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.

Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Требования программы «Детство» к сенсорному развитию детей 2-3-х лет :

- ориентироваться в 6 цветах (дети до 2-х лет – 4 цветах, называть их, подбирать по образцу;

- ориентироваться в трех и более контрастных величинах;

- собирать пирамидку из 5-8 (дети до 2-х лет – 4-5) колец разной величины;

- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

- составлять целое из 4-х (дети до 2-х лет – из 2-х) частей разрезных картинок, складных кубиков;

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог - воспитатель, вносить что- то новое, яркое.

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

Провела мониторинг уровня сенсорного развития, который показал, что не все дети владеют сенсорными эталонами, исходя из возможностей своих возрастных и индивидуальных особенностей. Отсюда вытекает необходимость сенсорного развития детей. А учитывая значимость сенсорного развития для всестороннего развития ребенка, были выделены цель и задачи собственной деятельности, призванные восполнить пробел в непосредственно образовательной и совместной деятельности дошкольников раннего возраста.

Проведя подготовительный этап, я пришла к выводу: в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного развития.

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность, так как, играя, ребенку легче запомнить сенсорные эталоны.

Условия для выполнения задач по сенсорному развитию детей :

- создание развивающей среды в группе для ознакомления с формой, цветом, величиной;

- широкое использование дидактических игр и упражнений;

- сенсорные праздники и развлечения;

- работа с родителями по сенсорному развитию детей раннего возраста;

Предметно-развивающая среда.

Важным условием для полноценного сенсорного развития детей является создание специальной развивающей среды. В группе создан «Уголок Сенсорики», в котором собраны игры:

- на закрепление цвета;

- на закрепление величины;

- на закрепление геометрических форм;

- на соотношение предметов по цвету, форме, величине;

Дидактические игры, находящиеся в «Уголке Сенсорике», соответствуют возрастным особенностям детей раннего возраста. Разнообразие их стимулирует познание ребенка, формирует понятия о сенсорных эталонах. Сенсорные игры чрезвычайно важны в раннем возрасте, так как сенсорное развитие – фундамент умственного развития.

В своей практике использую следующие дидактические игры на развитие сенсорики :

- «Полей цветочек», «Спрячь мышку», «Сложи узор», «Укрась зонтик», «Подбери по цвету», «Подбери окошко к домику»;

- игры с предметами «Собери пирамидку», «Собери матрешку», игры с прищепками;

- дидактические кубы;

- настольные игры;

Сенсорное развитие осуществляется через различные формы, методы, приемы работы с детьми.

Формы организации детей :

«Педагог и ребенок» - при совместной деятельности педагога с ребенком

«Я и мама» - при совместной деятельности с ребенкос в домашних условиях

«Я – сам» - при самостоятельной деятельности ребенка с дидактической игрушкой или пособием

Формы работы с детьми :

- групповая;

- фронтальная;

- индивидуальная;

Методы обучения:

Используются все методы обучения: наглядные, словесные, действенные (практические)

Алгоритм метода обучения:

- показ действий;

- действия руками ребенка;

- поэтапная словесная инструкция;

- самостоятельные действия ребенка;

Приемы работы по сенсорному развитию :

- пальчиковая гимнастика;

- пальчиковый театр;

- игры с природным материалом;

- игры – шнуровки;

- игры с пирамидками;

- игры с конструктором, мозаикой;

- игры с крупами, бусинами, пуговицами;

- игры с прищепками, пробками;

- «сухой бассейн»;

- развивающие игры;

В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается.

«Игра – не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития»

Менджерицкая Д. В. – специалист в области дошкольного образования, кандидат педагогических наук, уделяющая большое внимание развитию игры в дошкольном возрасте.

Дети любят и должны играть! Поэтому жизнь в детском саду будет интересна для них только в том случае, когда она наполнена игрой и так как игра является ведущей деятельностью дошкольников, то мы, педагоги, должны помочь ребенку сделать эту деятельность яркой, положительной, разнообразной, познавательной.

Среди множества материалов, посвященных игровой деятельности, я нашла свой путь возвращения ребенка в игру. В этом мне помогает современная игровая технология, созданная на основе развивающих игр В. В. Воскобовича.

Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных развивающих игр для детей, которые в игровой форме формируют творческих потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы.

Принципы методики Воскобовича

Автор методики уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным, в связи с этим, один из принципов методики – интересные сказки.

Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.

Вторым принципом методики является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны, в игровой форме можно обучаться счету или чтению, развивать такие познавательные качества как память, мышление и логика. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всестороннее развивать и обучать малыша.

Третий принцип методики Воскобовича заключается в развитии у ребенка творческого начала. Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал у детей.

Популярные развивающие игры Воскобовича

Все игры Воскобовича имеют различную направленность:

- развивают у ребенка логическое мышление и воображение

- формируют математические навыки

- обучают чтению

- направленные на конструирование и моделирование

- развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.

Не смотря, на различную направленность, игры Воскобовича развивают :

- внимание и память;

- пространственное и логическое мышление;

- воображение и творческие способности;

- умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур;

- в пространственных отношениях;

- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом;

В настоящее время в своей деятельности я использую следующие игры Воскобовича:

- ковроград «Ларчик»;

- кораблик «Плюх-плюх»;

- «Фонарики»

1. Ковроград «Ларчик»

«Ларчик» – универсальная детская среда для решения любых образовательных задач. Путешествуя по игровому полю вместе со сказочными персонажами, ребенок ищет решение возникающих проблемных ситуаций, развивает мелкую моторику и зрительную память.

Игровые ситуации:

а) игра «Угадай, что это?»

- Ребята, к нам в гости пришел Мишик медвежонок. Он принес волшебную веревочку. Посмотрите, Мишик медвежонок выложил из веревочки круг. Угадайте, что это? (солнышко, мячик, репка)

Рассказывание сказки «Репка»

б) игра «Путешествие в волшебную страну»

Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?

- Наше путешествие будет не простое, а…волшебное! Я приглашаю вас в волшебный лес. Закрывайте глазки.

Открываем глаза, на Коврографе – изображение леса, из фигур игры «Фонарики» выложен дом.

В сказку с вами мы пришли,

Дом чудесный здесь нашли.

В доме том живёт хозяин,

Отгадайте, кто же он?

(рядом с домиком – медвежонок Мишик)

Я – Мишик медвежонок,

Дружу с Жужей с пелёнок,

Всегда её хвалю…

Я очень… мёд люблю!

- Медвежонок Мишик грустный. Много у него друзей-медвежат, все в один домик не поместятся. Что же делать? (Дети предлагают варианты)

- А давайте построим много домиков.

Конструирование на тему «Домик»

Сказочные персонажи: «Галчонок Каррчик», «Лопушок», «Медвежонок Мишик», «Пчелка Жужа»

2. «Фонарики» - это эталоны формы. Зажигая «фонарики» дети получают представления о размере и форме предметов, цвете. Из геометрических фигур дети складывают животных, транспорт, растения и многое другое, используя схемы и с удовольствием придумывая свои.

Игровые ситуации:

а) НОД по развитию речи в 1 младшей группе «Рассказывание сказки «Колобок»»

Воспитатель входит в группу и держит в руке игрушку – зайчика.

- Здравствуйте, ребята, посмотрите, кто к вам пришел? (зайчик)

- Рассмотрим игрушку.

Воспитатель выставляет на доску игру «Фонарики», где изображен – зайчик.

(повторение фигур – размер, цвет, форма)

- Зайчик пришел к нам за помощью, он потерялся. Чтобы его вернуть домой, нужно вспомнить сказку, в которой он жил.

Рассказывание сказки «Колобок», «Теремок»

б) НОД по рисованию в 1 младшей группе «Бабочка» (рисование ладошками).

- наблюдение на прогулке за бабочками;

- игра «Фонарики» - складывание бабочки;

- рисование «Бабочка» - нетрадиционная техника (рисование ладошками)

- индивидуальная работа игра «Фонарики»

3. Кораблик «Плюх-плюх»

В игре дети знакомятся с Капитаном Гусем и матросами – Лягушатами, которые приглашают ребят в мир захватывающих приключений. С корабликом математика превращается в интересную игру, играя, дети решают учебные задачи.

Игровая ситуация:

Воспитатель читает стихотворение:

- Отважный кораблик

Плывет по волнам,

Лягушки – матросы,

А я – капитан.

- Капитан Гусь приглашает нас на кораблик.

- Кораблик, на котором мы сегодня отправимся в путешествие, называется «Плюх-плюх». Посмотрите, какой он красивый. Скажите, что есть у кораблика? (мачты, флажки)

- Сколько флажков на мачтах кораблика? (много)

- Какого цвета флажки на мачтах?

- Покажите маленькую мачту, большую мачту.

- Плывет кораблик с разноцветными флажками по морю, но вдруг подул осенний ветерок и повернул все флажки: вперед, назад, вправо, влево.

Устал ветерок играть с флажками, он рассердился, подул сильнее, и кораблик накрыло волной.

- Что случилось с флажками? (стали мокрые)

- Чтобы просушить флажки, их надо снять с мачты.

(снимаем синий флажок, красные и т. д.)

Задания:

- снять все флажки в определенной последовательности;

- надеть их в том же порядке;

- «украсить мачты кораблика» - нанизывание флажков в произвольной последовательности;

- надеть флажки на высокую, низкую мачту;

- сравнить по количеству и т. д. ;

Игровые ситуации описаны в книге Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича.

Игры подобного рода психологически комфортны, интересны детям, вызывают у них множество положительных эмоций, восторга и удивления.

Систематичность использования игр Воскобовича позволяет получить хорошие результаты: дети становятся более усидчивыми, внимательными, у них улучшается моторика рук, они не испытывают сложности в усвоении сенсорных эталонов, умении ориентироваться на плоскости.

Игры Воскобовича позволяют сформировать у детей высокий уровень игровой деятельности.

Игры Воскобовича очень разнообразны. Я познакомила лишь с некоторыми играми, которые использую в работе с детьми раннего возраста.

Я, конечно, буду продолжать работу в этом направлении, включив в работу новую игру «Математические корзинки 5».

С помощью игры ребенок:

- осваивает состав чисел в пределах 5;

- учится считать;

- учится складывать и вычитать;

- Главные герои Зверята-Цифрята любят собирать грибы. У каждого есть своя полянка и своя корзинка. Задания: «Как Цифрята поделили грибы», «Кто набрал грибов больше (меньше?», «Добавь грибок» и т. д.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством развивающих игр (из опыта работы)
Фото №1 Каждое движение ребенка это ещё одна складочка в коре больших полушарий Мария Монтессори Актуальность Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие Фото №2 Сенсорное развитие направленное на формирование окружающей действительности служит основой познания мира первой ступенью которого является чувственный опыт

Прикреплённые файлы:

sensornoe-razvitie_tadaq.pptx | 4642,76 Кб
 
Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством развивающих игр (из опыта работы)
Опубликовано: 5 мая 2020 в 14:11
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД