Приложение МААМ

Система логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР через развитие пространственных отношений

Татьяна Шубина
Система логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР через развитие пространственных отношений
▼ Скачать + Заказать документы

СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Данилюк М. П.

МБДОУ № 96

Наше время характеризуется поиском наиболее эффективных путей повышения качества образования детей с проблемами развития. Лексика, как известно, играет существенную роль в развитии языковой компетентности и речевой коммуникации, а монологическая речь является высшей формой речемыслительной деятельности (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др.) и, следовательно, определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка

Публикация «Система логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР через развитие пространственных отношений» размещена в разделах

Работа по формированию пространственных представлений направлена на совершенствование традиционной методики за счет включения наиболее эффективных методов и приемов в логопедическую работу. Она включает ориентировку в трехмерном (в основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространствах.

Основная задача - совершенствование чувственного опыта пространственного различения и создание на этой основе базы для отражения пространства в понятийно- логической форме.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, мы провели целенаправленное тестирование детей, набранных в логопедическую группу. Это тестирование мы разделили на две части.

В первой части выявили:

-как ребенок ориентируется на своем теле;

-положение предметов по отношению к ребенку;

-использование предлогов.

Во второй части, помимо обследования по речевой карте, мы обследовали возможности детей в использовании различных видов связных высказываний :

-единичная фраза - описание картины

-описание домашнего животного по картине с добавлением собственного творчества

Результаты первичного тестирования детей были следующие : из 12 воспитанников со всеми заданиями никто не справился, средний уровень умений показали - 7 детей, слабый - 5 детей. По выявленным умениям мы разделили детей на 2 подгруппы. Выделение указанных групп имеет большое значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы.

На начальном этапе работы по ориентированию в пространстве использовали следующие упражнения:

Покажи левые (правые) части тела;

Перекрестные движения: «Покажи левой рукой правый глаз»

«Совушка-сова»

Игра «Я- робот»

«Гуси-лебеди»

«Медвежонок и комар»

Следующим этапом было развитие умения определять направление и расположение объектов в пространстве, а также по отношению к самому себе : по вертикальной оси (выше-ниже, по горизонтальной оси (впереди - сзади, по направлениям (справа- слева).

Реализация поставленных задач осуществлялась через игры :

«Дом»

«Звулитка»

«Холодно - горячо»

«Попрыгушки»

После того, как дети научились ориентироваться на своем теле и в пространстве, определяя левые, правые, верхние, нижние стороны игры усложнились. Мы стали использовать этот компонент в играх и упражнениях по развитию фонематического слуха.

С этой целью были изготовлены игры на автоматизацию и дифференциацию звуков:

-«Цветные дорожки»

-«Колокольчик- молоточек»

Создавались условия, обеспечивающие накопление разнообразного чувственного опыта пространственного восприятия и различения, включение в активную практическую деятельность наибольшего числа анализаторов, создание материальных опор. Здесь мы использовали игры:

-«Найди загаданную картинку»

-«Лесные тропинки»

Предлог - маленькое слово в предложении, а какое большое значение оно имеет. При недостаточной сформированности фонематического восприятия многие предлоги остаются для ребенка «неуловимыми», ребенок заменяет сложные предлоги на более простые или вовсе их не произносит. Как помочь детям понять, что предлог, хотя и маленькое слово, но имеет самостоятельное значение, как выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов в предложении?

С целью закрепления предлогов в практической деятельности и одновременной работе над мелкой моторикой рук нами была придумана -игра «Летняя полянка».

В результате подобных игр дети через поисково - исследовательскую деятельность в сочетании с комбинацией элементов известных методик, усвоили лексико - грамматический строй речи, осознали значимость «маленького слова», выделяя его и используя в речи.

Вследствие проведенной работы были достигнуты положительные результаты:

развитие понимания пространственных отношений между предметами, усвоение предлогов и наречий : сверху, снизу, справа, слева, над, под, за, между и т. д. ;

осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре, что исключает недопонимание и смешение лексических значений слов, способствует обогащению и расширению словарного запаса;

развитие способности к анализу и синтезу пространственных отношений.

Мы стали использовать новую форму создания образовательной ситуации – логодосуг. Применяемая форма работы предусматривает закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе обучения связной речи.

Для создания мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков описательной речи, широко использовались игры, подбирались приемы, стимулирующие активность и инициативу детей.

Здесь же мы применяли игры на пространственное ориентирование.

В старшей группе логодосуг мы назвали «В поисках клада» -В подготовительной группе логодосуг проводился в более усложненной форме, т. е. дети должны были ориентироваться по плану, но уже на улице. Наш логодосуг мы назвали «Разведчики».

Применение облегчающих и активизирующих приемов обучения,, широкое использование игровых форм занятий способствует успешному усвоению детьми с ОНР всех речевых навыков.

К концу учебного года мы проели повторное тестирование и получили положительные результаты.

Литература:

1. Бабина Е. «Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи»/ Ж. «Дошкольное воспитание» 2010 №10

2. Бондарченко И. В. «Речевые игры: что это такое и как в них играть» / Ж. «Логопед» 2007 № 3

3. Лопатина Л. В. «Приемы работы с детьми со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения» / Ж. «Логопедия» 2000 №2

4. Милованова Е. «Развитие пространственных представлений, как профилактика школьной неуспеваемости» Ж. «Дошкольное воспитание» 2012 № 5

5. Николаева С. М. «Из опыта работы по упорядочению грамматиче-

ского строя речи у учащихся с ОНР» /Ж. «Дефектология»2000 №1

6. Рудакова Н. П. «Формирование предлогов в речевой практике детей с ОНР»/ Ж. «Логопедия» 2007 №5

7. Семаго М. М., Н. Я. Семаго «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший дошкольный возраст: руководство для педагогов- психологов» СПб: Речь 2005

Публикации по теме:

Развитие связной речи через творческие формы работы с детьмиРазвитие связной речи через творческие формы работы с детьми Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде,.

Роль мультимедийных презентаций в формировании связной речи у детей с ОВЗ. Совместный проект по формированию связной речи подготовил: Егорова Е. А. учитель – логопед МБУ детский сад № 196 «Маячок» г. о. Тольятти Реагируя на все изменения социальных условий и.

Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных.

Перспективно-тематический план работы по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе Утверждаю: Заведующая МБДОУ ___ Перспективно-тематический план работы по развитию связной речи в подготовительной логопедической.

Перспективный план работы по формированию связной речи посредством мнемотаблиц Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц Воспитатель: Якубенко Т. П. Месяц Образовательная.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через знакомство со сказкой с использованием метода моделирования Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Развитие связной речи старших дошкольников через изобразительную деятельность с применением ИКТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Речь.

Система занятий по развитию связной речи у детей с ЗПР ПЕРВЫЙ ЭТАП 1. ЗАНЯТИЕ. Т. : Формирование понятий о действии и предмете. ЦЕЛИ: 1. Уточнить понятие «действие». Рассмотреть разные и одинаковые.

Справка взаимопроверки «Система работы по формированию выразительности речи» Справка взаимопроверки старшей группы №1 – воспитатели Малахова Е. В. И Смолярова С. В. в МКДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР через развитие пространственных отношений
Опубликовано: 11 сентября 2016 в 11:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР через развитие пространственных отношений» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шубина (УИ 278691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД