Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через знакомство со сказкой с использованием метода моделирования

Ирина Соснина
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через знакомство со сказкой с использованием метода моделирования

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное не передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Также, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В ней отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. Также, в связной речи проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

В последнее время все чаще на первый план выходит проблема развития у детей именно связной речи дошкольников. Все чаще дети испытывают трудности в рассказывании, пересказе литературных произведений. Поэтому центральной, ведущей задачей является развитие у детей связной речи.

Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Программа детского сада предусматривает развитие связной речи. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. К словесному методу относится беседа.

Так как беседа применяется тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена, то она наиболее эффективна с детьми старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. В своей работе я обратилась к методу моделирования. Именно выбор данного метода способствует построению наиболее эффективной работы направленной на развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса радости, удивления.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупность слов, употребляемых ребенком, увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов. Таким образом, развитие словаря характеризуется не только увеличение количество используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначно). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связно со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочинённых и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи детей начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).

Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают отдельные дети ошибки и в образовании разных грамматический форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласовании их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Основные недостатки связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец, соединять части высказывания.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Л. С. Выгодский писал:

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Одним из средств обучения связной речи является рассказывание детей (передача событий, пересказ описание). Одним из самых благодатных материалов для реализации данного направления в развитии речи, на мой взгляд, является сказка. Именно сказку с раннего детства слышит ребенок, играет в сказку, фантазирует и придумывает сказку, известно, что старший дошкольный возраст определяется уникальными возможностями в речевом творчестве.

В современной педагогике и психологии сказка всё чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат добру, отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, «Цель сказочника в первую очередь – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способно человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Е. А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания видела преимущество рассказывания перед чтением, в том, что рассказчик передает содержание так, будто – бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, так как очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Сказки динамичны, и в то же время напевны. Быстрота событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью в нем много метких сравнений, эпитетов, образных диалогов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их нелегко детям. Использование метода моделирования сказок в процессе обучения детей рассказыванию, на мой взгляд, уместен и эффективен.

Практика и поиск новых путей повышение результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться практическими действиями с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание заместителя и работа с ним.

Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребенку в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаний и символов. С их помощью учебник кодирует изучаемую информацию. Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Ведение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению пониманию значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

- Геометрические фигуры;

- Символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

- Силуэтные и предметные картинки.

Отдельно хотелось бы отметить использование приёма наглядного моделирования при обучении детей рассказыванию. Одним из факторов, облегчающих рассказывание, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает рассказывание детей, делает их четкими, связными и последовательными.

Работа велась в нескольких направлениях:

1. Работа с детьми на занятиях

2. Работа с детьми вне занятий

3. Взаимодействие с семьей

4. Организация предметно – развивающей среды.

Деятельность с детьми на занятиях.

Работа со сказкой включает в себя 3 основных этапа:

1. Знакомство со сказкой.

2. Освоение специальных средств литературно – речевой деятельности, ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной и выразительной речи. Это направление включает в себя следующие виды работы:

2.1. Выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении истории.

2.2. Описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал и ненаглядный – грустный – веселый и т. д. Специально организованные игры и упражнения по использованию синонимов, антонимов.

2.3. Обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного, описание картинок, игрушек, персонажей сказок, по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

3. Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения.

3.1. Формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда).

3.2. Развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.

3.3. Развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Существует несколько видов моделирования. Я обратилась к 3 видам моделирования сказок:

1. Сериационный;

2. Двигательный;

3. Временно – пространственный.

В своей работе я использовала в основном временно – пространственный вид моделирования сказок. Но прежде чем приступить к такой сложной для детей работе, я начала с простого сериационного моделирования сказок. Работу начала с повторения знакомых детям сказок. Дети вспоминали и называли персонажей, рассматривали картинки из этих сказок, обыгрывали сказку. Дети охотно участвовали в драматизации, старались поражать героям. После предварительной работы, я предлагала детям условные заместители персонажей сказки - это различные геометрические фигуры. Дети достаточно быстро овладели данным видом моделирования, с удовольствием и быстро выкладывали и рассказывали сказки и старались продолжать сказки.

Далее я перешла к более сложному виду моделирования – двигательному. Здесь мы также вспомнили сказки. Была проведена предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обыгрывались интересные и сложные для рассказывания эпизоды, инсценировали. При моделировании сказки мы использовали геометрические фигуры одинакового размера, но разного цвета. В результате работы, в основном все дети, без труда рассказывали сказки, используя двигательный вид моделирования.

Следующим этапом был переход к пространственному моделированию сказок – это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть представлены наглядно в виде модели, при этом используются сначала готовые пространственные модели.

Раньше важно было, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер) то основание, которое явилось для них отправной точкой для общения, чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Далее детям предлагается более сложный признак – не наглядный, связанный с характером персонажа. Так постепенно ребенок знакомиться с «Символической» культурой отраженной в сказке. Затем дети проигрывали с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя ее структурные элементы, переходя к моделированию. При анализе сказок после их пересказа дети активно участвовали в дискуссии. Детям было интересно, занятия проходили в более живой форме, а самое главное дети хотели рассказывать сказки, были более активными, внимательными друг к другу. В результате работы выстроенной таким образом, мы добились достаточно высоких результатов. Дети достаточно свободно пользовались таблицами, схемами, рассказывали сказки, пересказывали рассказы.

Работа велась и вне занятий. Она включала в себя: индивидуальную, дифференцированную работу с детьми, дидактические игры, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры, продуктивную деятельность, режиссерские игры, рассматривание иллюстраций и т. п. Кроме того была организовано тесное взаимодействие со специалистами ДОУ – музыкальным руководителем, руководителем театральной студии, педагогом – психологом. Специалисты активно принимали участие в работе. На занятиях со специалистами дети играли в игры, слушали музыку, импровизировали, сочиняли сказки, обыгрывали их, участвовали в тренингах, беседах и т. п., направленные на подготовительную работу со сказкой, способствуя реализации целей и задач работы.

В своей работе я большое место отвела взаимодействию с семьей. Для родителей были проведены консультации на следующие темы: «Приемы обучения детей рассказыванию», «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со сказкой», «Сказка в нашем доме», «Помогите малышу», «Учимся сочинять сказки» и др. Специалисты участвовали в организации и проведении праздников и развлечении, открытых дверей для родителей, проведении консультаций, экскурсиях.

Ежемесячно обновлялась информация в «Родительском уголке». Родители активно привлекались к участию в праздниках, развлечениях, постановках сказок, пошиву костюмов, принимали участие в экскурсиях и посещениях театров, спектаклей и др.

Не осталась без внимания и предметно – развивающая среда. Был расширен речевой центр, были созданы условия для самостоятельных режиссерских игр, внесены дидактические игры: «Расскажи сказку», «Угадай какая сказка» и др. с использованием моделей, игровые поля. В центр библиотеки вносились иллюстрированные книги, со сказками, которые изучались или будут изучаться, вносились модели сказок для свободной деятельности. В центр творчества вносились иллюстрации к сказкам, иллюстрации героев. Был создан «Уголок любимой сказки», в центр театра были внесены различные виды театров: теневые, кукольные, би – ба – бо, варежковые, пальчиковые.

Таким образом, я постаралась создать все условия для реализации целей и задач работы, способствующие развитию у детей старшего дошкольного возраста связной речи.

Основным итогом своей работы я могу считать повышение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, формирование у детей составлять связный, логический рассказ, созданы условия в воспитательно – образовательном процессе, способствующие развитию связной речи;

Мною разработано перспективное планирование по развитию связной речи с использованием метода моделирования сказок для детей подготовительной группы;

Обогащена предметно развивающая среда группы новыми играми, пособиями, мнемотаблицами, моделями, театрами.

Разработана серия конспектов для детей подготовительной группы с учетом разработанного перспективного планирования;

Положительная динамика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны пересказывать литературные произведения. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Метод моделирования сделала процесс воспитания и обучения привлекательным для ребёнка и более результативным.

Данная работа не является исчерпывающей. Мне представляется перспективным дальнейшее изучение вопроса о моделирования обучения детей дошкольного возраста различным функционально-смысловым типам высказываний, о взаимосвязи речевых занятий с другими видами деятельности, преемственности и перспективности в работе по развитию связной речи в разных возрастных группах. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Развитие речи на специальных занятиях являются главной, центральной задачей.

Результаты проведенных исследований позволили обосновать систему работы по развитию связной речи старших дошкольников. В основе этой системы лежит комплексный подход, которая направлена на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе - развитие связной речи.

В центре развития связности речевого высказывания находится формирование у дошкольников представлений о структуре разных типов текстов, обучение умению использовать разнообразные средства связи, а также семантический отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. Важной составной частью развития связной речи является воспитание образности речи, которое составляет основу культуры речи в широком смысле этого слова.

В целом исследования показали, что система работы приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируются высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов).

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую стороны языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Развитие речи в дошкольном детстве – процессом, многоаспектный по своей природе. Прежде всего, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку, развития, формирования речи.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями.

Развитие речи дошкольников предоставляют богатые возможности решения задач нравственного и эстетического воспитания. Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

На основе результатов проведенных исследований разработаны занятия, речевые игры, ситуации, упражнения по разным сторонам речевого развития. Решение вопросов развития связной речи – эта проблема, которая будет актуальной всегда.

Публикации по теме:

Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию В 2014– 2015 учебном году я работала углубленно над темой «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучения рассказыванию».

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают.

Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1. Игра «Угадай.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования» В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной.

Развитее связной речи у детей дошкольного возраста с использованием метода моделирования при обучении расказыванию сказок Л. С. Выготский: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования. Дошкольное детство.

Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвития старшего дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-ртв Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании.

Викторина по любимым сказкам с использованием метода моделирования для детей старшего дошкольного возраста Предварительная работа: Рассказывание сказок с использованием метода моделирования: «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Заюшкина избушка».

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через знакомство со сказкой с использованием метода моделирования
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 08:48
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День рождения Большого театра

195 лет тому назад, 18 января 1825 года, состоялось открытие Большого театра в Москве. Кто не знает этого величественного здания в классическом стиле, что возвышается посреди площади? Все знают, и не...

18 января. День Винни-Пуха на МААМ

18 января исполняется 138 лет со дня рождения литературного родителя Винни-Пуха — Алана Милна. Детектив, несколько романов, стихи, пьесы и сценарии не прославили британского писателя. А вот сказка про...

Детский мастер-класс по изготовлению из бумаги новогодней гирлянды «Олени»
Программные задачи:Совершенствовать работу по конструированию из бумаги гирлянды, путем склеивания цветных колец, чередовать цвета;упражнять детей в...
Освоение традиций через непосредственное в них участие
В ФГОС ДО указывается на необходимость формирования у дошкольников «представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и...
Новогодняя сказка «День рождения Снегурочки»
«День рождения Снегурочки» Цель Формировать у детей интерес к театрализованным представлениям, положительный эмоциональный настрой, чувство сопереживания...