Получи документы

Система работы по развитию эмпатии у дошкольников в детском саду

Елена Добрецова
Система работы по развитию эмпатии у дошкольников в детском саду

Тема доклада «Система работы по развитию эмпатии у дошкольников в детском саду»

Может случиться так,

что выживание рода человеческого

будет зависеть от нашей способности

проявить безграничное сострадание.

Эрик Хоффер

Каждый человек, безусловно, хочет жить в богатой и красивой стране, но еще больше, в стране, которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на идеалах красоты, порядочности, душевной чуткости, сочувствия и содействия.

Публикация «Система работы по развитию эмпатии у дошкольников в детском саду» размещена в разделах

Сегодня Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно проходят мимо пожилого человека, лежащего на улице, мимо дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и взрослого, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь об этом. Когда подобные ситуации возникают с нами или касаются наших близких, начинается волна возмущений о бездушности нашего общества, его черствости. Но, сами мы в аналогичных ситуациях, чаще всего, поступаем так же. Такой вот замкнутый круг противоречий между идеальными представлениями об окружающем нас мире людей и реальным поведением в нем отдельного человека.

Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин, хорошо известных всякому думающему субъекту. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих молодых и пожилых людей, это тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Но, самая главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе, в иных образовательных учреждениях в духе милосердия.

Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте – это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.

Действия мам и пап, воспитателей и психологов направлены на то, чтобы помочь своим детям и воспитанникам научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовыми проявлять гуманное отношение к окружающему миру. Но, эти усилия, чаще всего, не получают адекватных результатов: современный ребенок становится жестоким и безразличным, он нравственно болен. Почему? Давайте попробуем проанализировать эту ситуацию.

Одна из первопричин появления несочувствующих детей – это, как не странно на первый взгляд, задержка речевого развития. За последние двадцать лет число речевых нарушений у детей возросло более чем в шесть раз! А ведь речь – это не только внешне выраженное средство общения, это серьезная внутренняя работа – это средство мышления и воображения, это средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и, в конечном итоге, себя в целом. Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся живое, эмоционально-непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но и что гораздо важнее, эмоциями и чувствами. Не происходит накопления опыта вчувствования, соучастия и содействия с первых лет жизни малыша.

Вторая причина – это «дефицит концентрации» у современных дошкольников. Его симптоматика – это неспособность детей к самоуглублению, отсутствие интересов и увлечений, снижение творческой активности, нежелание занять себя чем-нибудь. Такое поведение обусловлено изменением социокультурной ситуации в нашей стране и незнанием взрослыми особенностей субкультуры современного детства : что интересует наших дошкольников, каковы их предпочтения и склонности, на каком содержании их воспитывать, в какие виды деятельности привлекать?

Отсутствие внутреннего содержания отражается на поведении детей: им неинтересно общаться со сверстниками, не о чем разговаривать, скучно друг с другом. Компенсация приходит в форме агрессивности и жестокости по отношению к таким же, как и ты.

Изменение психологии современных детей дошкольного возраста, в первую очередь, вызвано недостатком общения со значимыми близкими взрослыми, в отсутствии совместной жизнедеятельности с ними – в этом нас убеждают и научные исследования, и отдельные жизненные факты.

Что же с этим делать дошкольному образовательному учреждению, которое сегодня становится центром воспитания не только детей, но и их семей?

Прежде всего, помочь родителям увидеть основной круг проблем в общении со своими детьми.

Важно объяснить им, что они и ребенок должны существовать в едином пространстве, что необходимо вместе открывать внутреннюю суть вещей, строить внутренний мир малыша. Только в диалоге, на одной эмоциональной волне с ребенком взрослый может настроить его на человеческое восприятие мира и сделать этот мир волнующим, значимым и побуждающим к конструктивной активности.

Необходимо вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада, особенно, если эта деятельность решает задачи социально-нравственного оздоровления человека.

Предлагать ребенку новые педагогические технологии, которые наполнят его жизнь интересным и полезным содержанием, помогут ему справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформировать опыт правильного сочувствующего поведения в обществе. С профессиональным энтузиазмом и верой в лучший результат взяться за решение задач развития эмпатии у старших дошкольников, уделяя этому время, силы, и творчество. И в первую очередь мы связываем свои надежды с воспитателями детских садов как значимых близких в жизни ребенка- дошкольника.

Сегодня «сочувствие» обозначается в научном мире понятием «эмпатия» и наиболее часто используется в гуманитарных науках: психологии, психотерапии, социологии, филологии и педагогике.

В самом первом своем значении эмпатия дословно означала "вчувствоваться в. " и описывала процесс понимания людьми произведений искусства, объектов природы, а позже и человека.

Сегодня этот термин имеет десятки определений, став многозначным понятием. Одни авторы связывают эмпатию с эмоциональной чувствительностью, с альтруизмом, с терпимостью к другим людям, другие - анализируют ее как акт вчувствования и понимания. С этой точки зрения эмпатия выступает как способность человека жить с другим человеком, умением ставить себя на место другого, понимать его переживания и предсказывать поведение.

Наиболее распространенным и доступным для понимания широкой аудитории становится классическое определение эмпатии как процесса постижения эмоционального состояния, проникновения и вчувствования в переживания другого человека.

«Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого; мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека» – писал Сэмлоэл Смайлс.

Развитие эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого.

В современной дошкольной педагогической науке предлагаются различные средства развития эмпатии : специально организованные музыкальные занятия (А. Гогоберидзе, В. Деркунська, О. Радинова, рисование (Т. Комарова, ознакомление с природой (Р. Чумичева, Н. Николаева, Н. Рижова, слушание сказок и художественных произведений. Все это способствует развитию у детей эстетических переживаний и чувства красоты.

Л. Гуревич и Л. Стрелкова утверждают, что успешное развитие эмпатии и эмпатийного поведения возможно при формировании творческого воображения. Особое место здесь занимает восприятие художественной литературы, так как дети сопереживают персонажам произведения. Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия» [17].

Наиболее любимый ребенком литературный жанр – это сказки. Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и, незаметно для себя, усваивает жизненно важную информацию. Ведь в сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

Хорошими формами для развития социально ценных эмоций являются: кукольный творческий спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки. Все эти формы взаимодействия позволяют ребенку встать на место другого, примерить на себя его чувства.

Учитывая специфику эмпатийного процесса становится очевидным, что для того, чтобы вызвать у детей истинное переживание, требуются более совершенные, комплексные педагогические средства, позволяющие максимально учитывать индивидуальные особенности современных дошкольников.

Новейшие исследования, проведенные в ходе научно- исследовательской работы, организованной на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена в 2007-2008г., убедительно доказывают, что одной из ярко выраженных потребностей дошкольника XXI века, является его стремление к самостоятельности, проявлению активной субъектной позиции в различных видах детской деятельности, в том числе взаимодействии и общении.

Исходя из этого, становится очевидным, что в развитии эмпатии необходимо использовать обновленные педагогические средства, основанные, прежде всего, на свободном общений детей в совместной увлекательной деятельности. Данное условие имеет особое значение, как для развития личностных особенностей дошкольников, так и для развития коллективных взаимоотношений, складывающихся в свободном общении.

Учитывая выделенные особенности, наиболее эффективным педагогическим средством развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, является игровая деятельность.

В игровой деятельности ребенок может тонко чувствовать эмоциональное состояние партнеров по игре, занимать позицию другого, сопереживать. Игры-драматизаций, игры-этюды, игры-импровизации в дошкольном возрасте требуют от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание выполняемой роли. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка, влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром.

Формы взаимодействия с семьей

Познавательные формы:

- родительское собрание;

- тематические консультации;

- открытые мероприятия для родителей;

- «Дни открытых дверей»;

- индивидуальные консультации;

- видеоотчеты.

Досуговые формы:

- совместные развлекательные мероприятия

- акции

Наглядно-информационные формы:

- интернет-сайт;

- информационный стенд для родителей;

- уголок настроения

- уголок эмоций

- буклеты

- папки-передвижки

Информационно- аналитические формы:

- анкетирование

Изучением и разработкой способов и методов развития эмпатии у детей занимаются такие ученые как Е. Р. Овчаренко,Т. А. Гайворонская, Е. Е. Карасева, О. В. Ушакова, С. Н. Сорокоумова.

Овчаренко Е. Р. разработала программу по развитию эмпатии путем совместной деятельности и подразделила применение методов, способствующих этому, на несколько этапов.

Первый этап условно называется «язык эмоций». Для получения детьми опыта проживания различных эмоциональных состояний использовались разнообразные вербальные (словесные) и реальные (практические) ситуации, игровые упражнения, этюды, детские виды деятельности, а также «комплексы деятельностей».

Цель первого этапа состоит в развитии способности детей к дифференциации эмоциональных состояний через осознание собственных переживаний.

За основу для реализации первого этапа были приняты:

- упражнения, направленные на развитие мимических движений;

- игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики;

- игры по обучению выразительным движениям;

- этюды на распознавание различных жестов, на развитие выразительности жеста;

- этюды по освоению и использованию различных вариантов поз, походки и других выразительных движений;

- игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность, удивление, радость, удовольствие, печаль, страдание, презрение, отвращение, гнев, страх, вину, стыд;

- обучение правилам этикета («волшебные слова», правила общения по телефону, правила хорошего тона в различных ситуациях — на улице, в театре, транспорте и др.).

Целью второго этапа является формирование у детей представлений о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире, развитие умения сопереживать другим людям. Второй этап соответствует идентификационному уровню развития эмпатии. Он складывается из включения в совместную деятельность детей ситуаций «сочувствия - переживания», направленных на:

- развитие умения чувствовать и понимать другого;

- развитие творческих способностей и воображения, индивидуальное самовыражение детей;

- сплочение детского коллектива;

- развитие любознательности, наблюдательности.

Цель третьего этапа составляют развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Третий этап соответствует рефлексивному уровню развития эмпатии, реализующемуся в процессе включения в свободную самостоятельную деятельность ситуаций «сочувствия-действия», направленных на:

- развитие умения взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях;

- воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

- обучение детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре.

На третьем этапе главное место занимает организация совместной деятельности детей, а также созданию экспериментальных и спонтанно возникающих ситуаций с нравственным содержанием, стимулирующим проявление содействия, сорадования.

С. Н. Сорокоумова рассматривает развитие эмпатии через оптимизацию детско-родительских отношений. Основными задачами метода оптимизации детско-родительских отношений являются :

рефлексия типичных проблемных ситуаций взаимодействия ребенка со сверстниками;

рефлексия проблем в супружеских отношениях;

рефлексия родительской позиции и формирование адекватного отношения к себе как к родителю;

обучение осознанию своих чувств;

выработка стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций, чувств и состояний другого;

формирование умения анализировать причины детских чувств;

развитие способности к безоценочному отношению и безусловному принятию ребенка;

установление и развитие отношений партнерства.

Программа Е. Е. Карасевой по развитию эмпатии средствами музыкальной игровой деятельности содержит методические и практические разработки по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, умений детей передавать данные эмоциональные состояния, использовать различные выразительные средства. Различные виды упражнений и заданий, ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры помогающие ребенку снизить уровень тревожности, повысить самооценку, развить коммуникативные навыки, почувствовать уверенность в себе.

О. В. Ушакова предлагает развивать эмпатию с помощью сюжетно- ролевых игр. Автор считает, что основным педагогическим средством в процессе развития эмпатии дошкольников будет выступать сюжетно-ролевая игра. Игра, по ее мнению, не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя обладают новыми знаниями. На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности – сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям.

Рассматривая структуру сюжетно-ролевой игры можно выделить в ней следующие элементы: сюжет, содержание, игровые действия, роли, правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми; игровые и реальные отношения, предметы-заместители. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную деятельность детей. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из них получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль объединяет все стороны игры. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребнок, входя в их образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость.

В игровых действиях может использоваться игровой материал – игрушки и другие предметы, при помощи которых ребенок разыгрывает роль. Главная особенность игрового материала, в том, что предмет используется в игре, как правило, не в свом собственном значении, а как заменители других, настоящих предметов. Особое место в структуре сюжетно-ролевой игры занимают реальные отношения. Затевая игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как те или иные персонажи, а как товарищи.

Т. А. Гайворонская предлагает использовать для развития эмпатии театральную деятельность. Автор полагает, что активизация субъектных начал ребенка, привлекательная для детей совместная театрализованная деятельность, насыщенное взаимодействие и стремление совместно достичь значимого результата обуславливают развитие эмпатии дошкольников. По мнению Т. А. Гайворонской театрализованный игровой проект также является формой организации театрализованной деятельности, позволяющий детям самостоятельно и в совместной деятельности со взрослым создавать относительно новый и оригинальный продукт данной деятельности,творческии индивидуально применяя имеющиеся представления, умения инавыкииз разных областей познания, аккумулируяэмпатийныйопыт, тем самым самостоятельно обогащая и развивая его.

Таким образом, к методам способствующим развитию эмпатии у дошкольников относятся :

1. упражнения, направленные на развитие мимических движений; игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики; игры по обучению выразительным движениям; этюды на распознавание различных жестов, на развитие выразительности жеста; этюды по освоению и использованию различных вариантов поз, походки и других выразительных движений; игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность, удивление, радость, удовольствие, печаль, страдание, презрение, отвращение, гнев, страх, вину, стыд; обучение правилам этикета («волшебные слова», правила общения по телефону, правила хорошего тона в различных ситуациях — на улице, в театре, транспорте и др.); ситуации «сочувствия - переживания», направленные на развитие умения чувствовать и понимать другого; развитие творческих способностей и воображения, индивидуальное самовыражение детей; сплочение детского коллектива; развитие любознательности, наблюдательности; ситуации «сочувствия-действия», направленных на развитие умения взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях; воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого; обучение детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;

2. психолого-педагогическое просвещение родителей о возрастных и психологических особенностях личности дошкольника, осознание родительской позиции во взаимоотношениях с ребенком, формирование навыков и приемов позитивных эмоциональных отношений в семье, взаимодействия в супружеских отношениях в семье;

3. различные виды упражнений и заданий, ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры помогающие ребенку снизить уровень тревожности, повысить самооценку, развить коммуникативные навыки, почувствовать уверенность в себе;

4. выполнение ролевых функций в сюжетно-ролевой игре, ее обыгрывание, взаимоотношения ролей в игре.

Прикреплённые файлы:

yempatija_cl6sh.pptx | 2612,06 Кб
 
Публикации по теме:

Система работы воспитателя по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Система работы педагога ДОУ по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Воспитатель Ильяшенко.

Опыт работы «Система мониторинга в детском саду» 1-й слайд: Система мониторинга в МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Теремок». Я коротко представлю опыт работы нашего.

Проект «Пальчиковая страна». Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у старших дошкольников .

Проект «Система работы ДОУ по физическому развитию дошкольников с частичной реализацией гендерного подхода» Актуальность проекта: В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. среди приоритетов в области укрепления.

Опыт работы по эмоциональному развитию детей. «Минутка шалости, тишины и улыбки» в детском саду От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В. А.

Система работы по развитию у дошкольников речевого творчества Система работы по развитию у дошкольников речевого творчества. Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего.

Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду 2018 год Данная «Система.

Опыт работы «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад поселка Елецкий Елецкого муниципального района Липецкой области Трудовое.

Фотоотчет «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС» В рамках подготовки к педагогическому совету «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации.

Система экологического воспитания в детском саду .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию эмпатии у дошкольников в детском саду
Опубликовано: 21 сентября 2018 в 15:13
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД