Лучший педагог года

Сказкотерапия — метод психологической коррекции личности ребенка

Упорова Ольга Сергеевна
Сказкотерапия — метод психологической коррекции личности ребенка

Сказкотерапия - метод психологической коррекции личности ребенка посредством чтения, прослушивания специально подобранных текстов народной фантастической прозы или литературных сказочных произведений; один из видов библиотерапии.

Психолог и психиатр Б. Беттельгейм в научном труде «Волшебное и полезное: о значении и ценностях сказки" исследовал классический фонд народной фантастической прозы. Изучив устоявшиеся сказочные мотивы, ученый доказал, что сказки и легенды способны помочь ребенку адаптироваться в меняющейся социокультурной среде, освоить народные традиции, преодолеть страх перед взрослой жизнью и будущей самостоятельностью, а также воспитать ответственность.

Публикация «Сказкотерапия — метод психологической коррекции личности ребенка» размещена в разделах

В 1970-х метод сказкотерапии начала внедрять в практику Д. Бретт. Исследовательница создала цикл рассказов, в которых маленькая девочка Анна попадает в сложные ситуации. В основе сюжетов рассказов жизненные события, их обычно переживают сверстники главной героини.

В Украине в конце 20 в. увидели свет оригинальные терапевтические сказки М. Молицкой. Со временем начали появляться подобные издания других авторов для подготовительных образовательных учреждений, детских библиотек и младших школьных классов.

Функциональное описание

Сказкотерапия применяется как один из методов психологической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие проблемы.

Сущность сказкотерапии заключается в создании особого ментального пространства, в котором фантазии ребенка становятся подобными действительности и способствуют преодолению его страхов и комплексов. На примере положительных персонажей ребенок учится действовать правильно; отрицательные герои сказок указывают ему на модели неподобающего поведения.

Особенности разновидностей

В систематике сказкотерапии различают сказки таких видов :

терапевтическая; релаксационная; психологически-поучительная; психотерапевтическая.

Терапевтическая сказка созвучна восприятию ребенка соответствующего возраста. Ее главный герой похож на ребенка, переживает аналогичные проблемы и эмоции. Влияние терапевтической сказки на психику ребенка заключается в возможности через определенные обычные или чрезвычайные события показать способы действий в различных жизненных ситуациях, воспитать таким образом готовность к взрослой жизни.

Релаксационная сказка способна влиять на ребенка, вызывая временное расслабление и успокоение. Это короткое произведение, рассчитанное для чтения в течение 3-7 минут. Основным механизмом влияния релаксационной сказки есть внутренняя визуализация: малый слушатель как бы видит себя главным героем участником описываемых событий. Принципиальная особенность сюжета такова, что герой периодически отдыхает и отдых возвращает ему силы. Поэтому сказка демонстрирует ребенку, где и каким образом брать энергию для реализации жизненных задач.

Психологически-поучительная сказка стимулирует умственное развитие ребенка, выполняет дидактически-воспитательные, образовательные, познавательные функции. Такие произведения адресованы детям, имеющим трудности в познании мира, например, вследствие неравномерного психологического развития. Сюжеты психологически-поучительных сказок воспроизводят различные ситуации, характерные для реальной жизни: лечение, расставания, пребывание в детском саду, конфликтные ситуации и тому подобное. Подобные сюжеты побуждают к созданию нового поведенческого комплекса ребенка.

Психотерапевтическая сказка имеет развернутую и сложную фабулу. Хоть события разворачиваются в фантастическом мире, сводятся они к вполне реальных ситуаций: развод родителей, смерть родственников, болезнь близкого человека или самого главного героя, различных негативных аспектов общественной жизни. Сказки этого вида способны действовать в плоскости детской психики таким образом, что усиливают адаптационные возможности ребенка, ликвидируют источники страхов, уменьшают нервное напряжение.

Основной принцип сказкотерапии - исцеление сказкой, содействие целостному развитию личности, человеческо

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста Психологическая технология «Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста».

Сказкотерапия как метод коррекции психического развития ребенка Сказкотерапия как метод коррекции психологического уровня является очень эффективным и применимым специалистами в различных областях – как.

Опыт работы по инновационной технологии «Арт-терапия как метод оздоровления и психологической коррекции» Опыт работы "Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества в работе с детьми старшего.

Мастер-класс «Развитие личности ребенка через метод моделирования ситуации в театрализованной деятельности» Слайд № 1 «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Музыкотерапия как метод психологической коррекции Музыкотерапия – это направление терапии, использующееся для коррекции имеющихся дефектов и развития необходимых качеств как в области соматики,.

Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности,.

Сказкотерапия как метод коррекции общения Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации.

Сказкотерапия. Развитие личности ребенка посредством психолого-педагогической работы со сказкой «Как птицы царя выбирали» Хакасская народная сказка "Как птицы царя выбирали" Собрались птицы со всех концов и решили: - Давайте выберем царя, чтоб он был самым сильным,.

Сказкотерапия — один из методов оказания психологической помощи детям В наше время дети нередко имеют заниженную самооценку, коммуникативные нарушения, тревожность, особенно это относится к детям группы с ОВЗ.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками: блоки развития личности ребенка, классификация сказок, возрастные ограничения За последние несколько десятилетий подход к воспитанию и образованию детей претерпел довольно сильные изменения. К сожалению, перемены эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия — метод психологической коррекции личности ребенка
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 23:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД