Департамент труда и социальной защиты
Скоро в школу: настраиваемся на учебу с дефектологом
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро начнется новый учебный год — наступает пора настраиваться на занятия в школе. Как помочь ребятам с ограниченными возможностями здоровья после долгого летнего отдыха приступить к учебе, рассказала логопед особого семейного центра «Роза ветров» Ольга Андронова.
«Как здорово снова пойти в школу, увидеть своих друзей и учителей», —именно эти слова родителей позволят повысить у ребенка эмоциональный настрой к обучению, а это залог успешного начала учебного года.
Публикация «Скоро в школу: настраиваемся на учебу с дефектологом» размещена в разделах
В беседах с ним важно вспомнить, что интересного он узнает на уроках, посмотреть школьные фотографии или сюжетные картинки о школе, напомнить имена педагогов и обсудить запечатленные яркие моменты.
С будущими первоклассниками можно рассмотреть учебные принадлежности, обсудить, что это и для чего нужно, сделать сортировку школьных вещей.
Специалисты особого семейного центра «Роза ветров», ориентируясь на задачи, которые педагоги реализуют в школе, напоминают основные моменты для успешного обучения ребят.
Развивающая задача
Очень важно развивать внимание и память, слуховое и зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, расширять пассивный и активный словарный запас. Родители в домашних условиях, во время прогулок, совместных посещений магазинов могут выполнять определенные упражнения или игры, которые будут помогать развитию этих психических функций.
Например, для формирования внимания и памяти можно провести игру «Что пропало?». Поместите перед малышом набор любых предметов, которые он должен рассмотреть. Затем попросите его закрыть глаза и уберите один предмет. Он открывает глаза, а взрослый спрашивает: «Что пропало?» Начинайте с двух вещей и постепенно увеличивайте их количество.
Для развития ориентировки и понимания пространственных предлогов можно предложить ребенку разместить какую-нибудь игрушку по вашей инструкции: «положи книгу на стол».
Для расширения пассивного и активного словаря детей используйте любое время, любую ситуацию. Например, во время похода в магазин в овощном отделе называйте и показывайте овощи, фрукты. Во время прогулки — деревья, плоды, соотносите их.
С детьми, которым недоступно вербальное общение, нужно использовать жесты или специальные альтернативные карточки, которые помогут понять, чего он хочет или не хочет. Например, с помощью карточки с изображением любимого лакомства ребенок может попросить его у вас, предъявив эту карточку. С помощью жеста, обозначающего «пить», вы легко поймете, что сейчас он испытывает жажду и хочет попить воды.
Для успешного обучения важно, как ребенок умеет выполнять инструкции взрослого. Сначала просите малыша выполнять самые простые и приятные для него задания. Например, «поиграй с любимой игрушкой», «съешь печенье». Постепенно просите его выполнять менее предпочитаемые инструкции — например, «сядь на стул», «держи руки спокойно».
Образовательная задача
Знакомьте ребенка с окружающим миром, обращайте его внимание на явления природы, на смену времен года, их признаки. Обучайте его группировке предметов по цвету, форме и величине, количеству, сравнивать два предмета, использовать обобщающие понятия.
У детей, которым доступны более сложные виды мыслительной деятельности, можно формировать или уже закреплять умение считать, складывать и вычитать числа, называть буквы, читать простые слова.
Воспитательная задача
Воспитывайте у детей такие качества, как доброта, уважение, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей природе.
«Есть такой ключевой навык, как умение учиться, он очень важен для достижения максимальных результатов в освоении образовательных программ вашим ребенком. Он включает в себя такие навыки, как концентрация внимания на педагоге, следование его инструкциям, умение подождать и умение менять свое поведение в зависимости от ответной реакции учителя», — говорит учитель-дефектолог Ирина Иванова.
Например, чтобы научить поддерживать зрительный контакт, родитель должен быть внимательным и каждый раз, когда ребенок смотрит на него, немедленно давать поощрение. Это может быть слово «молодец», щекотка, жест «дай пять» и другое.
Если у него отмечаются проблемные моменты в поведении – агрессия, отказ от контакта с другими взрослыми, ему будет сложно, а порой и невозможно освоить социальные и учебные навыки. Поэтому следует начать работу над коррекцией этих форм поведения.
«Нам, специалистам, обязательно нужна помощь родителей. Только совместно мы сможем добиться эффективных результатов в обучении, развитии и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», — добавляет логопед Ольга Андронова.
Центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.