МААМ-картинки

«Азбука родного края». Система работы по краеведению

Анна Васильева
«Азбука родного края». Система работы по краеведению

АЗБУКА РОДНОГО КРАЯ

Пусть ребенок чувствует

красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти

навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский

Все мы родом из детства. Все первые знания об окружающем мире начинаются оттуда, и все сердечные привязанности — тоже. «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». (К. Паустовский).

Публикация «„Азбука родного края“, Система работы по краеведению» размещена в разделах

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы и созданию проекта «Азбука родного края».(в средней и подготовительной группах)

Знакомство детей с родным краем : историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками станут и родители воспитанников.

С. О. Шмидт: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш, и на душу».

Главная идея проекта – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

В условиях нашего города много музеев, и ориентированы они в основном на посетителей более старшего возраста.

Гордостью нашего города является историко-краеведческий музей, который является хранилищем археологических этнографических мемориальных и изобразительных материалов связанных с историей и культурой Саратовской области. Воспитанники ДОУ бывают на экскурсиях, где сотрудники музея знакомят ребят с историей нашего края его боевыми и трудовыми традициями.

После таких экскурсий дети и родители с большим желанием собирают материалы об улицах города и памятниках архитектуры делают сообщения, участвуют в конкурсах рисунков и поделок на краеведческие темы, читают произведения смоленских писателей поэтов и художников.

Дети с удовольствием отправляются в очные и заочные путешествия по Саратовской области; учатся работать с географической картой; знакомятся с яркими примерами возникновения письма в виде пиктограмм; с символами нашей области, города.

Тема родного края неисчерпаема. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. Работа по изучению истории и социальной сферы города, несомненно, помогает детям многое узнать, а главное – полюбить маленький уголок своей Родины.

При изучении улиц нашего города дети знакомились с самыми поэтичными улицами в России: Садовая, Сенная, Набережная, Цветная, Первомайская, Южная, Степная, Нагорная, Чернышевского, Чапаева, Пономарева, М. Расковой.

При формировании представлений о важности составных частей края достаточно эффективен прием «оживления» - сопоставления. Город - «живой». Он рождается, состоит подобно живому существу из множества «клеточек»- домов, улиц. У города есть свои особенности: имя, определенный возраст, наряд, характер, память. Главное богатство города – его жители, те, которые создают материальные и духовные ценности и пользуются этими богатствами. Город хранит память о знаменитых горожанах, известных по всей России и по всему миру, в названиях улиц, мемориальных досках, памятниках. Сопоставление города с живым существом помогает детям осознать важность составных частей города, уникальность его облика, необходимость бережного отношения к нему. Важно, чтобы дети начали понимать ценности.

Приказать знать можно, а вот приказать любить нельзя даже рабу. Надо суметь так воздействовать на восприятие и чувства ребенка, чтобы любовь к родному краю сама возникла внутри его существа, как отклик на то доброе и родное, что связано с его малой родиной. Следовательно, сегодня главной задачей для воспитателя ДОУ, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, заботиться и охранять природу родного края, заботиться о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л. Леонов)

Литература

1. Артемова Е. Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. №9.

2. Лебедева С. А. ,Ткаченко Е. Ю. Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики // Дошкольная педагогика. – 2013. №10.

3. Соколова Л. В. ,Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М. ,2003.

5. Статья «Организация краеведческой работы» Гаврилко Наталья Николаевна, учитель истории ЗДУВР https://festival.1september.ru/articles/513975/

6. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя https://zanimatika.narod.ru/

6. Программа факультатива по краеведению «Мой край» Журавлева Галина Дмитриевна https://festival.1september.ru/articles/513978/

Публикации по теме:

Конспект занятия «Природа родного края» Природа родного края. Цель: закреплять знания о растительном и животном мире и водоёмах Иркутской области. Задачи: вызвать интерес к изучению.

Конспект НОД «Стихи поэтов родного края» Ход НОД В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм и подумать, о чем же.

Конспект занятия «Игрушка родного края» Тема занятия: «Игрушка родного края». Цель: Посредством самостоятельного творчества вызвать у детей интерес и любовь к искусству своего.

Сценарий литературной гостиной «Поэтесса родного края» «Поэтесса родного края». Цели: Познакомить детей с творчеством поэтессы родного города; -Формировать представление детей о поэзии; -Развивать.

ОД «Водоемы родного края» (старшая группа) ОД «Водоемы родного края» старшая группа Воспитатели: Лисицкая Р. В., Локк Г. С. Программное содержание: Образовательные: закреплять и уточнить.

Приобщение дошкольников к природе родного края. ПРОГУЛКИ В СЕНТЯБРЕ Прогулка 1 Цели : расширять представления о многообразии неживой природы; развивать умение устанавливать связи между.

Занятие-прогулка «Природа родного края» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25» Прогулка по теме: «Природа родного края» для детей.

Проект в старшей группе «Лучше нет родного края» «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой ее ты в детстве увидал». К. Симонов Любовь.

Сообщение на педсовете «Знакомство детей с профессиями Ставропольского края» Ставропольский край — богатый регион, обладающий набором различных природных ресурсов и условий, имеющий достаточное количество трудовых.

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Азбука родного края». Система работы по краеведению
Опубликовано: 26 марта 2016 в 22:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД