Папки-передвижки

Терапевтические сказки для детей дошкольного возраста

Света Стрелкова
Терапевтические сказки для детей дошкольного возраста

Сказка - терапия, как здоровье - сберегающая технология в работе с детьми, она как один из видов коррекционной технологии, которая позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом разные задачи.

По задаче существуют следующие виды сказок :

- Дидактические

– Психокоррекционные

– Медиативные

Психотерапевтические.

- Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала.

- Психокоррекционные, для «замещения» неэффективного стиля поведения на более продуктивный,

Публикация «Терапевтические сказки для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- Медиативные, для снятия психоэмоционального напряжения.

- Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны.

Виды сказок по содержанию :

Бытовые, волшебные, которые предпочитают дети (5-7лет);

- Сказки о животных лучше всего передадут жизненный опыт детям (3-5 лет).

Сказка - терапевтические методы :

- Рассказывание сказки

– Рисование сказки

Сказка терапевтическая диагностика

Киносказка терапия

– Изготовление кукол

– Постановка сказки

Итак, мы все с вами помним, как в детстве от бабушек, мам с упоением слушали волшебные сказки. Как волновались за главного героя, удивлялись его приключениями, радовались его успехам и победам?

Вместе со сказочными персонажами мы учились различать добро и зло, храбрость и трусость, верность и предательство, щедрость и скупость. Сказки будили наше воображение и в своих фантазиях мы перевоплощались в героя волшебных историй, чтобы вместе с ним набираться житейского опыта, противостоять трудностям и искушениям, искать и находить выход из самых, на первый взгляд, безвыходных ситуаций.

Современные дети точно также через сказки познают мир и получают столь необходимый жизненный опыт.

Знаменитый австралийский психолог и сказка терапевт Д. Бретт писала, что дети видят в сказках "отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха".

Таким образом, сказка становится терапевтической, когда ребенок отождествляет себя с ее героем, проводит параллель между сюжетом волшебной истории и своей жизнью и извлекает из сказки урок.

Наши дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во «взрослом» мире. Даже если они и встречаются – все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают «как от стенки горох»- не правда ли знакомая картина? Иногда мы, взрослые, желая что-то подсказать ребенку «по - жизни» или просто выразить свои чувства, не можем найти для этого подходящих слов, не знаем, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами.

Для помощи детям я нашла эффективное решение - чтение терапевтических сказок. В чем их секрет?

Сила терапевтических сказок заключается в том, что их смысл воспринимается на двух уровнях одновременно. На сознательном уровне ребенок понимает, что сюжет сказки вымышленный. Он сочувствует главному герою, представляет себя в его роли, но даже когда узнает свою проблему, все равно думает - "это понарошку, не про меня".

На подсознательном же уровне ребенок впитывает все услышанное, пересматривает свое поведение, систему ценностей и взглядов.

Все сказки или истории являются проблемно-ориентированными. Иными словами, каждая из них предназначена для решения какой-то одной проблемы или нескольких сразу. Сказка позволяет ребенку сконцентрироваться, сосредоточиться на проблеме, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Ведь если нет одинаковых жизней,- значит, и нет общих на всех способов приближению к счастью.

Сам процесс чтения далек от традиционного: (если это групповое занятие, я провожу это лёжа на ковре или в спальной комнате перед сном, дети лежат на кроватях, фоном может звучать релаксационная музыка, при необходимости может быть включен слабый свет. После сна, при одевании идёт обсуждение, в спокойной обстановке. Также читаю сказки индивидуально с теми детьми, которым необходима помощь в решении проблемы. Или приходит новый ребенок в группу испытывает чувство тревоги, закрыт, чтобы познакомиться, преодолеть барьеры, я тоже читаю сказку. При возникновении какой- то проблемы, если воспитанник расстроен, плачет, успокоив его, затем я прочитаю или расскажу сказку, связанную с определенной проблемной ситуацией.

Дети как бы погружаются в мир сказки, отвлекаясь от реальности, идентифицируя себя с героями сказок. При обсуждении я придерживаюсь двух основных правил:

1. Ребенок должен сказать все, что он думает. Нельзя оценивать ни единого слова из того что он говорит. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать обсуждению.

2. Подталкивая ребенка на обсуждение сказки, высказывая свое мнение, я по-возможности отдаю «бразды правления» в этом разговоре ребенку. Если же ребенок не хочет ничего говорить, я не настаиваю. Разговор может получиться потом, при рисовании. Иллюстрирование сказки, является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы. Терапевтические сказки, как было сказано выше, подразделяются не только по направлениям, но и по возрастам с3 до 15 лет (и даже для взрослых, что дает широкий диапазон для их использования. Поэтому я, активно их использую с детьми младшего дошкольного возраста. Работа ведётся на групповых занятиях с целью преодоления имеющихся проблем у детей, а именно: трудности общения со сверстниками, чувство неполноценности, повышенная агрессивность, одиночество, неуверенность. Ощущение себя «белой вороной». Часто уже в процессе обсуждения дети делают довольно серьезные выводы.

Например, прослушав «Сказку о маленьком медвежонке, который находясь в лесном детском саду, в целях самозащиты обижал других зверей, руки сжимал в кулаки, ему казалось, что все звери хотят его обидеть. Но на следующий день, когда остался дома один и ему было скучно, понял, что все звери хотят с ним дружить, а не драться и никто его не хочет обижать, он разжал кулаки и подошёл к зверятам.

При беседе, детям предложили вопросы для обсуждения:

-Почему медвежонок думал, что все его хотят обидеть?

- Так-ли это было на самом деле?

- Почему дети в детском саду сказали медвежонку, что не будут с ним дружить?

- Из-за чего они так подумали?

-Что помогло ему подружиться со зверятами?

-Что бы ты ещё ему посоветовал сам?

Дети высказывали недовольство на поведение Искандера, его поведение сравнивали с поведением медвежонка, что он дерётся с детьми, кусается, как медвежонок в сказке. Но в итоге мы с ребятами пришли к выводу, что Искандер наш тоже исправится, если мы ему в этом поможем.

Сказка о «Подсолнечном семечке» тоже направлена на преодоление тревоги и беспокойства связанные с отрывом от мамы и вхождением в детский сад, страха самостоятельности, обшей боязливости: «Не уходи, я боюсь!». При ознакомлении с терапевтическими сказками использую иллюстрации, картины. При этом придерживаюсь принципа последовательности:

-Показ с изображением подсолнуха;

-с подсолнуха ветер уносит семечки;

- в подсолнухе осталась одна семечка;

- семечка падает на землю, и прорастают стебли.

Затем проводится игра – физминутка:

-Дети руками изображают подсолнух;

- падение семечек - дети присаживаются на корточки;

- один ребёнок остался стоять (семечка);

- ребёнок садится к детям;

- все дети встают, поднимают руки вверх (выросли отростки);

После чтения сказки также детям были предложены вопросы для обсуждения:

- Чего боялась семечка?

–Что решило сделать семечко?

– Правильно она поступила или нет?

– Что бы произошло, если семечка продолжала бояться?

Дети, проходившие адаптацию, сравнивали себя с семечком, которое боялось улететь с подсолнуха. Это вновь пришедшие дети, они вспомнили, как плакали Кирьяна, София, Артём и решили больше не плакать.

Сказка : «Случай в лесу», она направлена на преодоление неуверенности в себе, тревожности, страха самостоятельных действий: «У меня не выйдет!» Чтение сказки сопровождалось с показом картин по содержанию.

После чтения детям были предложены вопросы для обсуждения:

-Почему зайчонку было плохо и грустно?

– Какое правило запомнил зайчонок?

– Согласен – ли ты с ним?

Данную сказку читали, как со всей группой детей, так и индивидуально с Тимерханом и Кариной с целью преодоления страха у ребят. Далее по данной сказке была проведена игра-инсценировка, где выполняли роли зайки-трусишки: Тимерхан и Карина. Вся группа признали Тимерхана храбрым, добрым и смелым, т. к. спас барсучонка.

Понравилась детям сказка : «Как Кенгурёныш стал самостоятельным», она направлена на преодоление страха расставания с мамой, с переживаниями, тревогой связанные с одиночеством: «Не уходи, я боюсь один!».

После чтения также детям предлагали вопросы для обсуждения:

-Чего боялся кенгурёнок?

–Ты боялся того же?

– Почему Кенгурёнок не боится оставаться один, без мамы?

На следующий день после чтения сказки Кирьяна при рисовании говорит Амалии, что она как Кенгурёныш, больше не боится остаться без мамы, т. к. она уже большая. Дети много беседуют по этой сказке в самостоятельной деятельности при рисовании персонажей этой сказки, в игре.

Сказка «Белочка – Припевочка» направлена на преодоление несамостоятельности: «Помогите, я сама не умею!» Вопросы для обсуждения:

- Почему так получилось, что Белочку стали звать неумехой?

– Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?

Данная сказка была прочитана как всей группе, так и индивидуально с Кариной, Женей и Камилем. Они себя сравнивают с Белочкой – Припевочкой, т. к. вели себя как она, не хотели одеваться, раздеваться, а теперь они не хотят быть неумехами. Уже видны положительные результаты при одевании и раздевании. Через день по данной сказке была проведена игра – инсценировка, дети с удовольствием надевали маски и выполняли роли персонажей.

Таким образом, у ребенка развивается «механизм самопомощи». Он осознает, что необходимо искать силы для разрешения конфликта в себе самом. В этом случае силы обязательно найдутся. «Ты наверняка победишь трудности, у тебя все получится»- всегда в заключении говорю я ребенку.

Для того, чтобы сказка оказала помощь или воспитательное воздействие, она должна отвечать определё нным условиям:

- в сказке должна быть написана проблема, в чём-то схожая (но не полностью идентичная) с проблемой ребёнка; - сказка должна предлагать ребёнку альтернативный способ решения проблем, предлагать ему новый выбор. Терапевтические сказки помогут решить дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развить воображение и мышление ребёнка. В заключении, хотелось бы отметить, что можно без конца твердить ребёнку что либо изменить в поведении, но нотации не способны что либо изменить. В этом нам поможет только сказка - терапия.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП «Математика и сказки» для детей старшего дошкольного возраста Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (развитие логической сферы) для детей.

Леэпбук «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возрастаЛеэпбук «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Лэпбук «В гостях у сказки» Изготовлен из картона, на который наклеены кармашки, содержащие необходимый систематизированный.

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста «Наши любимые сказки» Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста "Наши любимые сказки" Цель: Обобщить знания детей о русских народных сказках.

Лэпбук «В гостях у сказки» для детей младшего и среднего дошкольного возрастаЛэпбук «В гостях у сказки» для детей младшего и среднего дошкольного возраста У нас в садике проходил конкурс лэпбуков между воспитателями. Я решила тоже поучаствовать и сделала вот такой лэпбук, который называется.

Проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста Составлено воспитателями 2младшей группы Ярошенко О. П. (высшая категория) Тарасенко О. П. (1 квалификационной категория) МБДОУ№6 «Улыбка»,.

Сценарий досуга для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки» Сценарий досуга для детей дошкольного возраста. «В гостях у сказки». Борисова Елена Леонидовна Цель: Создать хорошее настроение, желание.

Сценарий музыкальной сказки «Дюймовочка» для детей старшего дошкольного возраста ГБДОУ РД РДС № 1 «Сказочная страна» г. Избербаш Музыкальный руководитель высшей категории Курлюк Елена Викторовна МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ.

Сказки в экспериментально-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста "Как Айка и Идейка ходили в гости к тучке"Цель: помочь детям добыть первые элементарные знания о круговороте воды в природе, показать разнообразие.

Терапевтические сказки Карандаш, ластик и точилка. Мальчик Ваня очень любил рисовать. Рисовал он часто, с удовольствием и только простым серым карандашом. Когда.

Экологические сказки для детей дошкольного возраста Зайчик и Медвежонок Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Терапевтические сказки для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 октября 2018 в 17:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД