МААМ-картинки

Социализация детей с ОВЗ

Лариса Гвоздева
Социализация детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Тема педсовета: «Социализация детей с ОВЗ в соответствии с современны-ми требованиями».

Тема сообщения: «Профессионально-трудовая подготовка - основа социализации детей с ОВЗ».

Выступающий: Гвоздева Лариса Владимировна

Публикация «Социализация детей с ОВЗ» размещена в разделах

Профессионально-трудовая подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья играет решающую роль в системе коррекционно-воспитательской работы, способствует накоплению жизненного опыта, дает жизнь вместо зависимости от помощи и является основой социализации.

Научное обоснование этого факта связано, прежде всего, с именем Л. С. Выготского. Он рассматривал его, как неотъемлемую часть программы социализации личности ребенка с нарушениями интеллекта, и подчёркивал, что организованный особым образом труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание.

Степень социализации лиц с ОВЗ зависит он уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации и от участия семьи в этом процессе.

При организации труда ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующие факторы:

1. Фактор социализации : ребенок нуждается в том, чтобы ему создали условия успешного преодоления трудностей социализации и подготовки к самостоятельной жизни.

2. Труд как фактор: именно в процессе трудовой деятельности выявляются склонности и профессиональные способности ребенка.

В младших классах у школьников формируется первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения.

На уроках ручного труда дети работают с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с тканью и природным материалом, занимаются техническим конструированием и моделированием.

Огромную роль для социализации школьников играют специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке, которые направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни и труду.

Практическая направленность обучения - главный принцип этого предмета. Детям свойственно подражание, поэтому нужно многократно показывать им, как поступать в определенных ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. Предмет СБО состоит из 13 разделов. Все разделы, без исключения, направлены на дальнейшую социализацию детей.

Положительное отношение к труду, как к основе самообеспечения самостоятельной жизни, формируется в процессе самообслуживания, обслуживающего, прикладного, учебного, производственного труда.

В этом году в нашей школе профессионально-трудовое обучение ведё тся по четырем профилям: малярное, швейное, столярное дело и ребята 5-го класса, обучаются по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала».

В малярной мастерской учащиеся осваивают приемы подготовки всех видов поверхностей под окраску, приемы работы различными инструментами, а также учатся оклеивать стены обоями.

Обучение этим операциям осуществляется таким образом, чтобы уча-щиеся не только в совершенстве овладели приёмами их выполнения, но и умели самостоятельно подбирать составы для окрашивания, грунтовки и оклеивания поверхностей, понимали причины возникших дефектов и могли бы их устранить.

Помимо производственных работ учащиеся осваивают приемы декоративно-художественного шпатлевания. С помощью шпатлевки учатся устранять дефекты и подготавливать поверхность под выполнение различных работ.

В швейной мастерской учащиеся изучают основы швейного дела. Знакомятся с профессиями прядильного и ткацкого производств. Изучают устройство швейных машин и приёмы безопасной работы на них. Строят чертежи изделий, моделируют, изготавливают выкройки, производят рас-крой.

Осваивают технологию обработки изделий лёгкой одежды, а также от-дельных деталей и узлов. Умея шить, они быстро и легко смогут выполнить ремонт своей одежды, подогнать по фигуре изделие, купленное в магазине, сшить простые и нужные в быту вещи.

Учащиеся швейных групп на протяжении четырех лет принимают участие в школьных, и городских научно-практических конференциях, где выступают с исследовательскими работами и творческими проектами.

На уроках профессионально-трудового обучения в столярной мастер-ской ребята обучаются профессии столяра. Приобретают теоретические знания по этой специальности, получают практические навыки обработки древесины и работы с инструментами и приспособлениями. Производят разметку, пиление, сверление, строгание деталей. Учатся скреплять их в конструкцию и украшать готовое изделие.

Творческому развитию детей способствует раздел учебной программы «Художественная обработка древесины», где ребята учатся работать с рисунком, правильно его располагать, производить выжигание и отделывать резьбой. Полученные знания, умения и навыки ученики смогут использовать в семейной жизни: смогут обустроить, украсить свой дом и иметь дополнительный источник дохода.

С 2019 года ребята столярного и швейного дела участвуют в национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс». Ученица группы швейного дела в этом конкурсе заняла 2 место, а участие парней было отмечено сертификатами.

Особое внимание хочется уделить профессионально-трудовому обуче-нию по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала». Уроки по предмету предусматривают подготовку обучающихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, дворников.

Многие коллеги согласятся со мной, что дети, которые приходят к нам в школу последнее время, не имеют элементарных навыков самообслуживания: многие не умеют завязать шнурки, не умеют сложить личные вещи. Не умеют подметать, и тем более мыть пол, поэтому сегодня, как никогда раньше возникла необходимость именно в этом направлении.

Закон гласит: Привлечение обучающихся без их согласия и без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Раз закон запрещает привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному программой, значит, нужно на законном основании открыть такие группы и обучать детей. Дабы наши выпускники не пополняли ряды асоциальных людей. Акцентирую внимание на том, что это не значит, что все дети должны обучаться по этому профилю, а только те дети, которые не способны выполнять более интеллектуальные задания. Пройдя курс обучения с 5 по 9 класс, надеюсь, что эти дети будут подготовлены к дальнейшей жизни.

Большую роль в профориентационной работе, выборе профессии, и соответственно в дальнейшей социализации играют экскурсии. Каждый год мы посещаем с выпускными классами колледж, где девятиклассников знакомят с предлагаемыми специальностями.

Необходимо отметить, что социализация детей с ограниченными воз-можностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Процесс социализации и социально-трудовой адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в школе будет эффективным, если:

- признаётся безусловная ценность аномальной личности;

- подготовка к труду школьников проводится с учетом психофизических особенностей и качественного своеобразия структуры дефекта;

- обеспечивается сотрудничество школы и социума;

- продуктивно используются воспитательные возможности социума;

- школьники обеспечиваются дополнительными видами трудовой дея-тельности с учетом местных условий и запросов рынка труда, потребительского рынка и сферы услуг;

- учащиеся обеспечиваются специально организованным производитель-ным трудом;

- у школьников формируется положительное отношение к труду и самостоятельность в трудовой деятельности по выбранным профилям.

Таким образом, работа по социализации учащихся с ОВЗ на уроках профессионально-трудового обучения, социально-бытовой ориентировки дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются: принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений и принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной работы со школьниками. Успешная социализация детей с ОВЗ является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом нашей школы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Фотоотчёт «День защиты детей в детском саду для детей средней группы»Фотоотчёт «День защиты детей в детском саду для детей средней группы» Самый первый день самого теплого, яркого, красочного времени года – лета. Этот день посвящен Международному Дню защиты детей и сохранению.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Сценарий совместного праздника родителей и детей «1 июня — День защиты детей» «1 июня — День защиты детей»Цель: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты.

Социализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжкаСоциализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжка Давайте продолжим. Надеюсь еще не успели забыть, что было в начале? На следующей странице ребенок может побывать на выбор: терапевтом.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с ОВЗ
Опубликовано: 26 ноября 2021 в 13:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Гвоздева (УИ 1052207) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД