Монахова Ольга
Социально-коммуникативная компетентность дошкольников и ее развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, возрастает актуальность развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в современных условиях.
Публикация «Социально-коммуникативная компетентность дошкольников и ее развитие» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социально–коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Основной целью социально – коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим можно выделить следующие задачи социально – коммуникативного развития :
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
• формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
• формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
• использование в практике работы здоровьесберегающих образовательных технологий;
• реализация общеобразовательной программы;
• обогащение предметно-пространственной среды.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
Основными принципами дошкольного образования, направленными на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму, являются:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Согласно ФГОС ДО, выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» :
1. Требования к основным компетенциям педагога :
• обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
• поддержка индивидуальности и инициативы детей;
• установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
• построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
• организация сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми.
Младший дошкольный возраст
• вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
• организация сюжетных игр;
• организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
• простейшие поисковые и проблемные ситуации;
• игры с моделированием;
• литература и игра (чтение).
Средний дошкольный возраст :
• организация сюжетно-ролевых игр;
• вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;
• введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;
• беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.
Старший дошкольный возраст :
• ситуационные задачи, их широкая вариативность;
• использование метода проектов;
• использование метода коллекционирования;
• использование театрализованной деятельности;
• использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры);
• самостоятельная деятельность детей.
3. Инновационные формы работы с родителями:
• совместные образовательные проекты, а также семейные;
• вечера вопросов и ответов;
• родительские гостиные;
• совместное творчество родителей, детей и педагогов;
• творческие выставки и фотовыставки;
• тематические вечера и викторины;
• совместные досуги;
• видеоинтервью и мультимедийные презентации;
• совместное создание мини-музеев.
Для успешной работы по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников необходимы следующие организационно-педагогические условия:
• создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
• обучение умению слушать и слышать другого;
• развитие умения использовать в общении мимику, пантомимику и голос;
• развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
• воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
• формирование чувства симпатии между участниками общения;
• объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;
• обучение детей умению владеть собой;
• развитие умения анализировать ситуацию;
• целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов и психологов. Поэтому становление социально-коммуникативной компетентности и приобретение социально-коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и психолога и, конечно, роль этих специалистов: педагога и психолога в формировании социально-коммуникативной компетентности ребёнка трудно переоценить.
Литература
.1. Венгер Л. А., Мухина В. С. «Возрастная психология: Феноменология развития, детство и отрочество», Просвещение, 2008.
2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. М., 2006.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. С-Пб., 2010.
4. Лисина М. И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность/ под ред. Лисина М. И. М., 1974
5. Панфилова А. П. Теория и практика общения : Пособие для студ. Издательский центр «Академия», М. ,2011.
6. Полякевич Ю. В., Осинина Г. Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/ Волгоград. : Учитель,2011.
7. Репина Т. А., Стеркина Р. Б. Общение детей в детском саду и семье. М., 2014.
8. ФГОС ДО