Полюх Наталья
Содержание деятельности логопедического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение, в освоении ими образовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Результаты деятельности школьного логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.
Публикация «Содержание деятельности логопедического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Итогом логопедического воздействия (в тандеме с общепедагогическим) должно быть формирование ключевых компетенций учащихся : образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
Исходя из сказанного, мы можем сделать вывод:
Успешность коррекционно-развивающей деятельности в школе в новых условиях ФГОС благоприятно отразится на предметных результатах обучающихся. А чтобы коррекционно-развивающая деятельность была действительно успешной, надо грамотно организовать логопедическое сопровождение в школе.
Компонентами логопедического сопровождения являются :
- логопедическая диагностика;
- профилактика речевых нарушений;
- коррекция речевых дефектов;
- формирование всех сторон (компонентов) речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование нравственных установок ребёнка.
1. Проводить логопедическую диагностику :
- своевременно выявить речевые нарушения, предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными речевыми нарушениями;
- определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.
Обследование речи обучающихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной работы.
В первых классах проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников. Второй этап диагностики представляет собой углублённое логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.
2. Коррекция речевых дефектов Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей:
- исправить дефектное звукопроизношение,
- сформировать звукослоговую структуру слова,
- развить фонематические процессы.
3. формирование всех сторон (компонентов) речи. Сформировать лексический компонент речи:
- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы.
Сформировать грамматическую сторону речи обучающихся:
- устранить имеющиеся аграмматизмы.
Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:
- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;
- расширить фразу до необходимого объёма;
- развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.
4. Выявить и скоррегировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.
5. Развивать невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи: мышление, внимание, зрительную и речеслуховую память; временные и пространственные представления; мелкую моторику.
6. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию (через различные игры, речевые упражнения, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы, беседы на тему значимости логопедической работы для дальнейшего становления личности).
7. Сформировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, волевой саморегуляции (регулятивные универсальные учебные действия).
Свести к минимуму эмоциональные расстройства: проявления неуверенности, тревожности и как следствие, нежелание работать.
8. Формирование коммуникативных умений и навыков:
- самостоятельно планировать речевое высказывание;
- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;
- развивать диалогические и монологические высказывания;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- воспитание толерантности, культуры речевого общения.