Приложение МААМ

Содержание организованной образовательной деятельности по ознакомлению с неживой природой дошкольников

Анна Шумейко
Содержание организованной образовательной деятельности по ознакомлению с неживой природой дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание организованной образовательной деятельности по ознакомлению с неживой природой дошкольников

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы : летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Публикация «Содержание организованной образовательной деятельности по ознакомлению с неживой природой дошкольников» размещена в разделах

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических.

Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог».

Данные программы включают подразделы, содержащие информацию о свойствах Вселенной, воды, воздуха, почвы и камней, сезонах. В них представлены разнообразные задачи, такие как: ознакомление дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками; показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека. Решение таких задач в большинстве случаев является традиционным (так, детей всегда знакомили со свойствами снега, воды и пр., а взаимосвязанное решение нескольких задач — это новый, сугубо экологический подход.

У детей средней группы (4 – 5 лет) появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

Структура проведения игры-экспериментирования:

• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи) ;

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• проверка гипотез;

• подведение итогов, вывод;

• фиксация результатов;

• вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

познавательный мотив (почему так);

• ситуация выбора.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка 4 – 5 лет в групповой комнате имеется уголок экспериментирования, который оснащен необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке экспериментирования организуется один раз в неделю по 15-20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

С детьми среднего дошкольного возраста проводятся игры с песком. Воспитатель обращает их внимание на свойства песка: он бывает сухой и мокрый (влажный, сырой); сухой — светло-желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой — по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, с ним легко играть.

Игры проводятся неоднократно, воспитатель помогает детям не только лепить пирожки, но и использовать их в игре (игра в «угощение», «булочную» и др.). В начале прогулки подводит детей к песочнице, предлагает самим определить, какой песок в ней (сухой или влажный, можно ли в него играть. Предлагает понаблюдать, как меняются свойства песка, когда его поливают из лейки, просит называть все словами. В играх взрослый помогает детям лепить куличи, строить горку, дом для собаки, кошки, гараж для машины. Все постройки обыгрываются.

Также проводятся ежедневные наблюдения за погодой, атмосферными явлениями и работа с календарем. Всю неделю воспитатели приучают детей к процедуре ежедневных наблюдений, обучают приемам фиксации этих наблюдений в календарях.

В солнечные дни воспитатели обращают внимание детей на солнце: на него трудно смотреть — такое оно яркое, так много дает света, еще от него идет тепло. Начиная со средней группы, педагог обращает внимание на явление «свет-тень», на большую разницу между солнечными и теневыми местами. Предлагает детям с закрытыми глазами постоять в тени, а потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.

Воспитатель поддерживает любую инициативу детей: с играми в песок, в наблюдениях солнца, тени, в разговорах об этих явлениях. В солнечные дни обращает внимание на солнце и тень в группе — в каких окнах солнце появляется утром (восточная сторона, в каких — днем (южная сторона, а в каких вечером (западная сторона). Дети могут наблюдать за тенью от рамы окна, ее перемещением в пространстве (на подоконнике, на полу).

Воспитатели знакомят детей с обыкновенной глиной. Начиная со средней группы, выясняют у детей, чем глина отличается от песка (она не сыплется, плотная, может быть сырая и сухая; мокрая глина липкая, вязкая, мягкая – из нее можно лепить разные предметы; сухая глина твёрдая, похожая на камень, но не такая прочная – при ударе или падении разбивается на куски).

Дети практически познают свойства мягкой глины — лепят разные изделия. С детьми средней групп воспитатель создает коллективную работу «Ваза с яблоками» или «Блюдо с помидорами (картошкой)» : каждый ребенок мнет глину и катает из нее шарик, а воспитатель на глазах у детей лепит блюдо или вазу. Но, также, дети могут лепить разные фрукты и овощи, создают композиции «Ваза с фруктами» и «Блюдо с овощами». Вылепленные предметы воспитатель просушивает, дает детям их потрогать, подержать, обнаружить твердость глины. Затем сам или с их помощью раскрашивает фрукты и овощи, расписывает вазу и блюдо, обыгрывает эти предметы с детьми в простых сюжетных играх.

Также воспитатели осуществляют с детьми наблюдения за погодными и атмосферными явлениями, ежедневно ведут календарь природы. В солнечные дни обращают внимание на свет и тень, поддерживают любую инициативу в проведении опытов, игр, разговоров.

Особое внимание уделяется наблюдениям и обсуждению с детьми примет укорачивающегося дня. Со детьми среднего дошкольного возраста воспитатель ведет на прогулке примерно следующие беседы: «Кто из вас заметил, что происходит сейчас (осенью) со светлой частью суток? День увеличивается или уменьшается? А ночь увеличивается или уменьшается? Я что-то не пойму, чувствую, что все меняется, а вот как меняется? Расскажите, кто что заметил».

Воспитатель внимательно выслушивает высказывания детей, поддерживает правильные сообщения, хвалит за наблюдательность и умение хорошо рассказать.

Дает задание каждому ребенку пронаблюдать, что сейчас по утрам и вечерам делают они в темноте, а раньше (в сентябре, летом) делали это же самое при ярком дневном свете. Через 1—2 дня воспитатель возобновляет разговор с детьми, которые делятся своими наблюдениями за изменениями дня и ночи. Все вместе делают вывод: света стало меньше, а темноты больше, день укорачивается, а ночь удлиняется.

Воспитатели с детьми средней группы продолжают организовывать игры с глиняными изделиями, вылепленными коллективно. Если случайно что-то разбивается, воспитатель предлагает подумать, почему это случилось — сухая глина твердая, но хрупкая, от удара легко рассыпается на куски. На глазах у детей пробует починить разбитую игрушку: смачивает края водой, размягчает глину, соединяет части и ставит на длительное просыхание. Высохшую игрушку подкрашивают и включают в игру.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Не нужно торопиться с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно или с помощью взрослого.

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Таким образом, содержание организованной образовательной деятельности по ознакомлению с неживой природой дошкольников говорит о том, что все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания и задачей педагогов является познакомить дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками; показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека.

Публикации по теме:

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №8 «РЯБИНУШКА» - МБДОУ ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Об использовании.

Картотека наблюдений за живой и неживой природой в сентябре месяце Сентябрь. Карточка №1. Наблюдение за сезонными изменениями. Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; — учить выделять.

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листочки» Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий. Задачи: Образовательные: 1. Продолжать.

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с социальным миром в подготовительной группе «Ферма» Цель: 1. Формировать интерес к профессии фермер. 2. Расширить представление о труде фермера 3. воспитывать уважение к сельскохозяйственному.

Опыты с неживой природой Опыты с неживой природой. ОПЫТЫ. Тема:Какой бывает вода? Цель:познакомить детей с некоторыми свойствами воды,обратить внимания детей на.

Организация наблюдений за неживой природой Развитие познавательно – речевой активности детей дошкольного возраста при организации наблюдений за явлениями неживой природы посредством.

Конспект НОД по ознакомлению детей с неживой природой «Волшебные капельки» в средней группе Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья. Программное содержание: Познакомить детей.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой.

Экспериментирование как метод знакомства детей с неживой природой «Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет даёт возможность упражнять рассудок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание организованной образовательной деятельности по ознакомлению с неживой природой дошкольников
Опубликовано: 1 марта 2017 в 05:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание организованной образовательной деятельности по ознакомлению с неживой природой дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шумейко (УИ 425118) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД