Составляющие основы речевого развития в работе с младшими дошкольниками

Татьяна Ковальцова
Составляющие основы речевого развития в работе с младшими дошкольниками

Составляющие основы речевого развития в работе

с младшими дошкольниками.

В нашем дошкольном учреждении работа по формированию правильного звукопроизношения, накоплению и уточнению активного и пассивного словарного запаса, формированию грамматического строя речи начинается с раннего возраста.

Произвольное внимание и память младших дошкольников еще очень несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на всем том, что его не заинтересовало, не удивило. Поэтому очень важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает включить детей в активную работу, уже с первых минут повышает ее эффективность. Часто в показе «участвуют» дидактическая кукла Катя, заводные игрушки, известные сказочные персонажи.

В работе с детьми раннего возраста считается эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их. Поэтому на занятиях по познавательной деятельности, развитию речи (коммуникации)показываем наборы картинок по темам: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», альбомы «Домашние животные и их детеныши», «Транспорт». Интерес у детей к занятиям возрастает, если картинки, предметы двигаются. Широко используем «Живые картинки», «Птичий двор», «Репка».

С целью предупреждения утомляемости детей на занятиях (они длятся 10 – 15 минут)предусматриваем смену деятельности: например, в течение нескольких минут дети слушают текст и попутно рассматривают соответствующие игрушки, а затем этими игрушками играют.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для развития речевого дыхания предлагаем детям различные легкие упражнения (подуть на ватку, султанчики, игры «Бабочка летит», «Пускание корабликов».

Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Работа над формированием словаря – важная составная часть занятий по развитию речи. Для расширения,обогащения и активизации словаря ребенка широко использует дидактические упражнения: «Что изменилось», «Скажи, кто квакает». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Обогащают словарь детей и дидактические игры «Отгадай и назови», «Кто что делает?» и т. д.

Занятия по развитию речи способствуют не только обогащению и уточнению словаря детей, но и формированию грамматического строя речи. Широко используем показ инсценировок, сказок. На занятиях учим детей отгадывать простые загадки, в содержании которых есть знакомые ребенку звукоподражательные слова, помогающие найти правильный ответ. Также учим ребят отвечать на вопросы после чтения сказки, совместно с воспитателем передавать ее содержание, четко выговаривая отдельные слова и фразы.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье.

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

Публикации по теме:

Цикл игровых комплексов в адаптационный период «Мастер мяча». Занятие психолога с младшими дошкольниками (2–4 года) Цикл «Мастера мяча» Планируемые результаты (целевые ориентиры деятельности): знает свое имя, называет его во время игры, проявляет умение.

Игровая деятельность с младшими дошкольниками «Кого позовем в гости?» Игровая деятельность с младшими дошкольниками. «Кого позовем в гости?» Цель: уточнить умения детей действовать с предметами в соответствии.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умения «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки, артикуляционный аппарат.

Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.

Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ (2)Актуальность Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в дошкольном учреждении. В последние годы наблюдается.

Методы работы с младшими дошкольниками по формированию чувства ритма средствами декоративно-прикладного искусства. Часть 2 часть 1 Для декоративных рисунков мы давали детям не только белый, но и цветные фоны и различные оттенки красок, такие, как голубой, вишневый.

Методы работы с младшими дошкольниками по формированию чувства ритма средствами декоративно-прикладного искусства. Часть 1 часть 2 Ритм является одним из первых изобразительно-выразительных средств, которыми овладевают дети раннего и младшего дошкольного возраста.

«Тяп-ляп». Нетрадиционная техника рисования пальчиками. Организация кружковой работы с младшими дошкольниками Организация кружковой работы с младшими дошкольниками. «тяп-ляп» нетрадиционная техника рисования–пальчиками (Весёлые истории весёлых лягушат.

Примерная серия игр для развития мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития малышейПримерная серия игр для развития мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития малышей Примерная серия игр на развитие мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития детей от 1.5 до 3 лет. «Ум ребенка.

Проектный метод в работе с дошкольниками — эффективное средство развития познавательного интереса Формирование познавательных интересов является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, для.

Библиотека изображений:
  • День Святого Валентина
  • День Святого Валентина
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Составляющие основы речевого развития в работе с младшими дошкольниками
Опубликовано: 21 октября 2015 в 23:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 августа. День шашек на МААМ

«Раз-два - и в дамки!» — очередной тематический день посвящен популярной настольной логической игре в шашки. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы привить ребенку интерес и любовь к этой...

13 августа. День «Трех поросят» на МААМ

«Три поросёнка» – популярная сказка из английского фольклора, хорошо известная всем нам в пересказе Сергея Михалкова, вместе с задорной песенкой, что он придумал. История эта вовсе не легкомысленная, а...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в первой младшей группе: «Весёлый паровозик" Подготовила воспитатель:...
Фотоотчет о лепке из пластилина на тему «Подсолнечник» в технике «мозаика»
Фотоотчет по лепке из пластелина в технике "мозаика" на тему "Подсолнечник" с детьми разновозрастной группы. Лепка в технике "мозаика" будет полезной для...
Художественное оформление стен сказочными персонажами
Дети - цветы жизни, однако для того чтобы они выросли правильно, уже с самых ранних лет нужно прививать им чувство прекрасного и основные нравственные...