Баркова Елена Владимировна
Сотрудничество образовательного учреждения с семьей по оптимизации процесса речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество образовательного учреждения с семьей по оптимизации процесса речевого развития детей
По мере роста знаний в области педагогики и психологии, распространение педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей с проблемами развития, исследуются особенности образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях разных видов. Ориентиром при этом выступает положение о формировании личности ребенка в процессе взаимодействия с окружающей действительностью и людьми в микро- макро социуме.
Публикация «Сотрудничество образовательного учреждения с семьей по оптимизации процесса речевого развития детей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Детский сад № 247 создан в 1968 году. После проблемно- ориентированного анализа уровня речевого развития детей возникла необходимость по открытию речевых групп.
Многолетняя деятельность коллектива детского сада строится на принципах гуманистической педагогики, опираясь на комплексный подход в решении важных вопросов и повседневных проблем. Одна из традиций детского сада: осуществлять постоянную взаимосвязь с семьями наших воспитанников. Успех развития детей зависит от многих факторов, в том числе и от системы отношений со взрослыми в детском саду и семье. Семья является ближайшим окружением ребенка. Ни с чем не сравнимо ее влияние на его развитие. Сегодня традиция взаимодействия педагогов и семьи перешла на качественно новый уровень. Родители вовлечены во все сферы жизнедеятельности детского сада – от совместного проведения праздников до подключения к процессу психолого–педагогического наблюдения и диагностики за динамикой развития ребенка.
Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, - сложная много характерная группа. Речевые аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Родители должны иметь представление и правильное понимание сущности проблем, особенности развития их ребенка, для успешной организации общения с ним, его воспитания, коррекции. На этом пути логопед и семья должны быть союзниками и партнерами. Однако, есть ряд противоречий, имеющих корни в семье, и существенно влияющих на развитие и воспитание ребенка с речевыми нарушениями, приведу некоторые из них:
родители глубоко переживают проблемы в развитии ребенка, жалеют его, окружают чрезмерным вниманием, что лишает ребенка самостоятельности, возможности должным образом приспособится к жизненным условиям;
не желая примериться, родители преувеличивают возможности ребенка, игнорируя особенности его речевого развития и соответствующие возможности; это создает для логопеда большие трудности, т. к. ожидания родителей неадекватны возможностям детей и педагогов, соответственно возникает обострение взаимоотношений между родителями и детским садом, сто неизбежно отражается на самочувствии ребенка;
родители стесняются недостатков своего ребенка, избегают общественных мест, тем самым лишая ребенка жизненных впечатлений, навыки приобретенные в речевой группе не подкрепляются в социальной жизни;
в семье над ребенком с недостатками в речевом развитии смеются, подчеркивая его проблемы, поэтому у ребенка подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрям; все это существенно затрудняет взаимодействие в стенах детского сада;
родители не обращают внимание на ребенка, стремясь всю ответственность за воспитание переложить на педагогов.
В связи с выше обозначенными трудностями взаимодействие с родителями приобретает приоритетное значение в нашем детском саду.
В контексте нового понимания взаимодействия с семьями задачами нашей работы с родителями становятся:
1. Содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»
2. Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.
3. Формирование партнерских взаимоотношений родителей с педагогами, позволяющих реализовать принцип взаимосвязи и взаимодополнения.
4. Содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.
Традиционно эти задачи решаются дошкольным учреждениями посредством консультирования родителей. Однако, опыт показывает, что этого недостаточно. Требуется комплексный, системный подход к реализации взаимодействия логопеда с родителями. Мною предложены следующие аспекты:
исследовательский – провожу исследования, касающиеся личностных особенностей родителей воспитанников, влияние семьи на развитие ребенка;
образовательный – стремлюсь создать «общность терминологического языка» для общения с родителями, для этого передаю специальные знания, которыми обладаю; на специально организованных семинарах родители осваивают новые приемы взаимодействия с ребенком;
интеграционный – организую различные мероприятия: открытые праздники, пресс-клубы, круглые столы, на которых родители могут поделиться своим опытом воспитания ребенка с речевыми нарушениями.
Формы взаимодействия с родителями.
Использую разнообразные формы работы с родителями.
Среди них традиционные:
индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
привлечение к участию в массовых мероприятий;
родительские собрания;
открытые занятия;
консультативные лекции для родителей;
анкетирование.
И нетрадиционные:
семинары – практикумы (расскажи сказку - макеты);
круглые столы, по теме заявленной родителями;
анализ аудио и видео материалов (как метод интенсивного обучения родителей);
занятия в системе ребенок – родитель-логопед;
развивающие игры с детьми в домашних условиях;
привлечение к организации выездных мероприятий - посещение музеев, выставок, театров, выезд за город;
привлечение к экспертизе динамики развития ребенка;
клуб общения родителей, где они могут свободно общаться друг с другом, делиться опытом, получать поддержку.
Таким образом, в процессе функционирования системы комплексно используются теоретические, диагностические, практические методы. Уверена, что только в тесном партнерском взаимодействии с родителями удастся решить проблемы, возникающие у детей с речевой патологией.