МААМ-картинки

Сотрудничество образовательного учреждения с семьей по оптимизации процесса речевого развития детей

Баркова Елена Владимировна
Сотрудничество образовательного учреждения с семьей по оптимизации процесса речевого развития детей

Сотрудничество образовательного учреждения с семьей по оптимизации процесса речевого развития детей

По мере роста знаний в области педагогики и психологии, распространение педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей с проблемами развития, исследуются особенности образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях разных видов. Ориентиром при этом выступает положение о формировании личности ребенка в процессе взаимодействия с окружающей действительностью и людьми в микро- макро социуме.

Публикация «Сотрудничество образовательного учреждения с семьей по оптимизации процесса речевого развития детей» размещена в разделах

Детский сад № 247 создан в 1968 году. После проблемно- ориентированного анализа уровня речевого развития детей возникла необходимость по открытию речевых групп.

Многолетняя деятельность коллектива детского сада строится на принципах гуманистической педагогики, опираясь на комплексный подход в решении важных вопросов и повседневных проблем. Одна из традиций детского сада: осуществлять постоянную взаимосвязь с семьями наших воспитанников. Успех развития детей зависит от многих факторов, в том числе и от системы отношений со взрослыми в детском саду и семье. Семья является ближайшим окружением ребенка. Ни с чем не сравнимо ее влияние на его развитие. Сегодня традиция взаимодействия педагогов и семьи перешла на качественно новый уровень. Родители вовлечены во все сферы жизнедеятельности детского сада – от совместного проведения праздников до подключения к процессу психолого–педагогического наблюдения и диагностики за динамикой развития ребенка.

Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, - сложная много характерная группа. Речевые аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Родители должны иметь представление и правильное понимание сущности проблем, особенности развития их ребенка, для успешной организации общения с ним, его воспитания, коррекции. На этом пути логопед и семья должны быть союзниками и партнерами. Однако, есть ряд противоречий, имеющих корни в семье, и существенно влияющих на развитие и воспитание ребенка с речевыми нарушениями, приведу некоторые из них:

родители глубоко переживают проблемы в развитии ребенка, жалеют его, окружают чрезмерным вниманием, что лишает ребенка самостоятельности, возможности должным образом приспособится к жизненным условиям;

не желая примериться, родители преувеличивают возможности ребенка, игнорируя особенности его речевого развития и соответствующие возможности; это создает для логопеда большие трудности, т. к. ожидания родителей неадекватны возможностям детей и педагогов, соответственно возникает обострение взаимоотношений между родителями и детским садом, сто неизбежно отражается на самочувствии ребенка;

родители стесняются недостатков своего ребенка, избегают общественных мест, тем самым лишая ребенка жизненных впечатлений, навыки приобретенные в речевой группе не подкрепляются в социальной жизни;

в семье над ребенком с недостатками в речевом развитии смеются, подчеркивая его проблемы, поэтому у ребенка подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрям; все это существенно затрудняет взаимодействие в стенах детского сада;

родители не обращают внимание на ребенка, стремясь всю ответственность за воспитание переложить на педагогов.

В связи с выше обозначенными трудностями взаимодействие с родителями приобретает приоритетное значение в нашем детском саду.

В контексте нового понимания взаимодействия с семьями задачами нашей работы с родителями становятся:

1. Содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»

2. Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.

3. Формирование партнерских взаимоотношений родителей с педагогами, позволяющих реализовать принцип взаимосвязи и взаимодополнения.

4. Содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.

Традиционно эти задачи решаются дошкольным учреждениями посредством консультирования родителей. Однако, опыт показывает, что этого недостаточно. Требуется комплексный, системный подход к реализации взаимодействия логопеда с родителями. Мною предложены следующие аспекты:

исследовательский – провожу исследования, касающиеся личностных особенностей родителей воспитанников, влияние семьи на развитие ребенка;

образовательный – стремлюсь создать «общность терминологического языка» для общения с родителями, для этого передаю специальные знания, которыми обладаю; на специально организованных семинарах родители осваивают новые приемы взаимодействия с ребенком;

интеграционный – организую различные мероприятия: открытые праздники, пресс-клубы, круглые столы, на которых родители могут поделиться своим опытом воспитания ребенка с речевыми нарушениями.

Формы взаимодействия с родителями.

Использую разнообразные формы работы с родителями.

Среди них традиционные:

индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;

привлечение к участию в массовых мероприятий;

родительские собрания;

открытые занятия;

консультативные лекции для родителей;

анкетирование.

И нетрадиционные:

семинары – практикумы (расскажи сказку - макеты);

круглые столы, по теме заявленной родителями;

анализ аудио и видео материалов (как метод интенсивного обучения родителей);

занятия в системе ребенок – родитель-логопед;

развивающие игры с детьми в домашних условиях;

привлечение к организации выездных мероприятий - посещение музеев, выставок, театров, выезд за город;

привлечение к экспертизе динамики развития ребенка;

клуб общения родителей, где они могут свободно общаться друг с другом, делиться опытом, получать поддержку.

Таким образом, в процессе функционирования системы комплексно используются теоретические, диагностические, практические методы. Уверена, что только в тесном партнерском взаимодействии с родителями удастся решить проблемы, возникающие у детей с речевой патологией.

Публикации по теме:

«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» Процесс развития ребенка — это внутренний процесс раскрытия его возможностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Сотрудничество с кукольным театром как фактор социально-коммуникативного развития детейСотрудничество с кукольным театром как фактор социально-коммуникативного развития детей Социально-коммуникативное развитие детей предполагает решение задач, направленных на овладение ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе,.

Двигательная активность детей вне образовательного процесса Что такое двигательная активность?Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых ребенком.

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Помощь речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье. В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей.

Применение современных инновационных технологий в организации образовательного процесса и обучении детей с ОВЗ При применении современных инновационных технологий как в организации образовательного процесса, так и в обучении детей с ОВЗ, используются:.

Семинар «Оптимизация речевого режима в ДОУ. Технология речевого развития» СЕМИНАР «Оптимизация речевого режима в ДОУ. Технология речевого развития» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме.

Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 1. Характеристика понятия «адаптация» С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах Повседневная жизнь таит в себе множество опасностей, поэтому обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее, и решение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество образовательного учреждения с семьей по оптимизации процесса речевого развития детей
Опубликовано: 3 октября 2016 в 19:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД