МААМ-картинки

Сотрудничество педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса на дошкольном и начальном уровнях образования

Татьяна Кулиева
Сотрудничество педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса на дошкольном и начальном уровнях образования

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Идеи взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашли свое отражение в документах нормативно-правового характера, таких как Концепция дошкольного воспитания, Положение о дошкольном образовательном учреждении, Закон «Об образовании» и т. п.

Публикация «Сотрудничество педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса на дошкольном и начальном уровнях образования» размещена в разделах

Например, в Законе «Об образовании» написано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – это важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.

Согласно этому, меняется и работа дошкольного учреждения в работе с семьей. Теперь ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Теперь педагог – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Преобладающая часть родителей – это не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В этом случае помощь приходит со стороны педагогов дошкольного, а затем и начального образования. Педагоги и родители вместе ищут наиболее эффективные способы решения проблемы воспитания детей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Несмотря на то, что определяющая роль в тандеме «педагог-родитель» принадлежит воспитателю, в силу педагогического образования, опыта и т. д., нельзя отодвигать роль и значимость родителей. Все формы общения воспитателя и родителей можно условно разделить на традиционные и современные. К традиционным можно отнести коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные работы, больше напоминающие монологическую форму, от чего уходящие в прошлое. В последнее время актуальность приобрели нетрадиционные формы общения с родителями, основанные на диалоге, часто задействуется интернет (например, создание групп в социальных сетях и т. п.). Одной из особенностей таких форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим опросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Это поможет педагогу в дальнейшем найти правильный подход к родителям. Так как не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начинать работу и взаимодействие нужно с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей меньшинство.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь, которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги, выпуск семейных газет, совместные проекты, вернисажи и т. д.).

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации, Дни добрых дел, совместное создание предметно-развивающей среды, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, утренние приветствия и др.

Общение педагогов с родителями может быть заочным, например, через газеты, организацию выставок. В работе родителя, педагогов можно видеть такие формы совместной работы воспитателей, родителей и детей : родительские собрания, конференции, консультации, беседы, тематические выставки, Попечительский совет, встречи с администрацией ДОУ, посещение семей на дому, праздники, семейные конкурсы, оформление групп, благоустройство территории ДОУ и т. д.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Они ждут от ДОУ не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детское учреждение, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от дошкольного учреждения интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т. д. Это условное разделение может послужить подспорьем в работе воспитателя, нужно лишь правильно распределить семьи.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей, даже если те почти все время проводят на работе (представители третьей группы). Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благодарнее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится. Тогда родители из “зрителей” и “наблюдателей” станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создастся атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания.

Публикации по теме:

Сотрудничество педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса на дошкольном и начальном уровнях образования Современное общество высоко мобильно и активно, и одним из важнейших критериев успеха в образовательной деятельности является активное взаимодействие.

Деловая игра для педагогов «Методическая сказка «Индивидуализация образовательного процесса»» Цель: Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по теме «Индивидуализация образовательного процесса». Познакомить педагогов.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях инклюзии. Итоговый проект «Вместе мы сможем многое» Итоговый проект «Вместе мы сможем многое» представлен на заседании №5 ШСП "Психология" для педагогов-психологов ДОУ г. Братска Описание.

К вопросу о преемственности проектной деятельности в дошкольном и начальном школьном образовании Развитие человека – ключевая задача современного отечественного образования. Именно развитый человек является надеждой семьи, гарантией.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Составила Шлыкова Людмила Евгеньевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка г. Тамбов 1. Организации образовательного процесса, соответствующего.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Шлыкова Людмила Евгеньевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка 1. Организации образовательного процесса, соответствующего календарно.

Педагогическая диагностика как средство индивидуализации образовательного процесса. Педагогическая диагностика в свете требований ФГОС ДО В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные.

Родители, как неотъемлемый субъект образовательного процесса Современный педагог дошкольного учреждения, если не взаимодействует с родителями воспитанника, то достигает лишь поверхностных и мимолётных.

Тема: «Интеграция — как средство организации образовательного процесса» Слайд 1 Здравствуйте, меня зовут Михеева Наталья Александровна. Я подготовила презентацию на тему: «Интеграция - как средство образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса на дошкольном и начальном уровнях образования
Опубликовано: 20 мая 2017 в 18:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД