Лучший педагог года

Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством художественно-эстетического развития детей

Ольга Троеглазова
Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством художественно-эстетического развития детей

«Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство» Все, кто работает в сфере дошкольного образования, помнят эту мысль писателя, лётчика, создателя замечательной романтической сказки «Маленький принц», Антуана де Сент-Экзюпери.

Детство. В этом возрасте мы и создаем модель своей последующей жизни. Т. е. начинаем собирать свой набор ценностей и вырабатываем привычки. Педагоги и психологи знают, что детское восприятие действительности формирует наши ценностные установки, которые остаются неизменными у большинства людей в течение всей жизни.

Публикация «Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством художественно-эстетического развития детей» размещена в разделах

Какими будут ценностные установки у наших детей, родившихся в мире, где всё смешалось и многие ориентиры утрачены? В детский сад пришли работать молодые люди, чьи ценности формировались в «тёмные девяностые», когда шла активная социокультурная экспансия США. Да и родители многих дошколят вышли из этого времени. И сейчас перед всеми нами, людьми возраста осмысленного отношения к жизни, стоит задача: в этом неустойчивом, меняющемся мире сохранить нашу культурную идентичность. Задача не новая.

Тенденции к преемственности и заимствованию культур наблюдались на протяжении тысячелетий по всему земному шару. Россия в этом смысле не является исключением. Но в современных обстоятельствах, когда русская речь переполнена англицизмами, когда в каждом доме переизбыток вещей, импортно-иностранных, возникает ощущение, что утрачивается что-то очень важное, что по-хорошему отличает народ России от других народов, на что иностранцы смотрят с удивлением, восхищением и страхом перед непонятным для них явлением. Глобальная социокультурная динамика поглощает нашу идентичность – «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Что же делать в этой ситуации педагогам дошкольного образования? Ответ один – выполнять свою миссию. «Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии культурного и кадрового потенциала страны. Общей основой современной стратегии образования является гуманистическая концепция, в основе которой лежит безоговорочное признание человека как высшей ценности». [1] А миссия первой ступени образования в России заключатся в поддержке разнообразия детства, в сохранении уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. [2]

При этом сегодняшнему поколению педагогов предстоит воспитать поколение, обладающее уровнем способностей и свобод, превосходящим уровень способностей и свобод своих воспитателей. И коллектив МАДОУ «Детский сад № 5 «Планета детства» Гурьевского округа пришёл к решению разработать инновационный проект «Создание системы социализации личности в условиях дошкольной образовательной организации через раннее художественно-эстетическое развитие детей».

Решение было принято после обсуждения и осмысления социокультурных процессов, происходящих в стране и мире. Пришло понимание, что если в детстве закладываются все ценностные установки на всю жизнь, то перед педагогами встаё т задача: создать условия для того, чтобы из детства, доверенного им, их воспитанники унесли любовь, заботу, радость, дружбу, творчество, мир и умение созидать…. Чтобы мир его был наполнен позитивом. Предвидя возражение о необходимости переживать весь спектр эмоций, о невозможности полностью оградить ребёнка от явлений действительности, утверждаем: из любых ситуаций в этом сложном мире, создающем не только позитивные, всегда есть выход в пространство любви, доброты, понимания, и наши дети должны об этом знать. В этом мы видим главный смысл социализации.

По отношению к ребёнку дошкольного возраста под социализацией понимается процесс его включения в общество, процесс и результат активного присвоения и воспроизведения ребёнком социального опыта, формирование его социальной компетентности. Если речь идёт о взрослом человеке, то его социальная компетентность – это способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими людьми, не принося ущерба окружающим. Социальная компетентность относится к базовым, ключевым компетентностям личности, поэтому мы намерены сформировать её у каждого нашего выпускника в полном объёме, насколько это позволит дошкольный возраст и условия дошкольной образовательной организации.

Присвоение социального опыта дошкольником всегда происходит в процессе соотнесения внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннего отношения к этим условиям. Отсюда следует, что воспитатель может и должен помогать ребёнку в формировании его внутреннего отношения к окружающему миру. Предметно-пространственная среда, создаваемая воспитателем в группе, культура общения взрослого с ребенком, формирование дружеского общения ребенка со сверстниками, разнообразие видов деятельности в соответствии с возрастом ребенка – это основные компоненты позитивной социализации дошкольника в условиях ДОУ.

Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

Смысл позитивной социализации заключается в развитии положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. Педагог создаёт условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят. Он формирует у ребёнка чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Вместе с родителями педагоги воспитывают положительное отношение ребё нка к окружающим людям: уважение и терпимость к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. Это, пожалуй, самый энергозатратный аспект воспитания, но он может успешно реализоваться с использованием фольклора, художественной литературы, театрализации.

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми может быть эффективно осуществлено только при полном осознании этих ценностей самими воспитателями. В процессе разработки проекта в коллективе проводились семинары, тренинги, анкетирование и на выявление уровня присвоенности ценностей сотрудничества педагогами, и на развитие умения эти ценности реализовывать в собственной жизни, в коллективной работе, и на развитие педагогической компетенции по формированию необходимых качеств и ценностей у дошкольников. В среде педагогов оказание помощи при осознании необходимости коллег друг в друге, планирование совместной работы, соподчинение и контроль своих желаний, согласование с партнёрами по деятельности мнений и действий становится делом обычным, но требует периодической рефлексии для саморазвития, совершенствования своей позитивной социализации. Ведь развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово удаётся только тому педагогу, кто владеет этим чувством в совершенстве сам.

Педагоги МАДОУ «Детский сад № 5 «Планета детства» усматривают большие резервы для позитивной социализации в такой образовательной области, как художественно-эстетическое развитие. Планируя спроектировать систему социализации через раннее художественно-эстетическое развитие, мы полагаем интегрировать все образовательные области с целью развития у детей интереса к эстетической стороне действительности. Знакомство с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного, театрального, в том числе народного творчества, может (и должно в нашем проекте) быть наполнено содержанием, способствующим формированию нравственных качеств ребёнка, необходимых для успешной социализации. Педагог при этом интегрирует в своём занятии такие образовательные области как Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.

Формированию коммуникативной компетентности ребёнка, заключающейся в распознавании эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражении собственных переживаний способствует театрализация, ролевые игры, выразительное чтение заученных наизусть сюжетных стихотворений, басен, притч. Эти же средства могут с успехом применяться и для формирования у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Занятия пением, игрой на детских музыкальных инструментах и танцами не менее успешно формируют позитивную социализацию, создавая условия для развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Для создания условий по развитию музыкально-творческих способностей дошкольников как основы становления гармонично развитой личности музыкальные руководители нашего детского сада частично используют систему немецкого композитора и педагога Карла Орфа, основным принципом которой является вовлечение ребенка в активное музицирование «Делай с нами вместе» и «Сделай, как ты хочешь».

Демонстрируя свои умения перед зрителями, дети получают возможность формировать свою самооценку. Педагог же, организуя занятия танцами, ритмикой, пением при этом интегрирует Художественно-эстетическое развитие с образовательными областями Физическое развитие и Социально-коммуникативное развитие.

В комментариях к ФГОС ДО читаем: «Стандарт ориентирован на поддержку образовательной деятельности ДОО как программы позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, предполагающей организацию образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, что затрудняет строгое определение объема обязательной части программы в ДОО». Что позволяет нам сделать приоритетной образовательную область Художественно-эстетическое развитие, сохранив все элементы позитивной социализации :

• эмоциональное благополучие ребенка;

• положительное отношение к окружающим людям;

• коммуникативная компетентность дошкольника;

развитие социальных навыков детей.

Закладывая в качестве ценностных установок элементы позитивной социализации, сформированные посредством приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, разным видам и жанрам искусства, мы, тем самым, способствуем решению важной задачи, стоящей перед обществом: развитие и повышение качества человеческого капитала.

Включены в один из 12 государственных проектов «Образование» : 1. «Система поддержки раннего развития». Ресурсы, вложенные в раннее развитие, дают в 3 раза больший (хотя и отложенный) эффект для успешной карьеры и социальной мобильности, чем ресурсы, потраченные на профессиональное образование[5]. Проектируя систему социализации в условиях дошкольной образовательной организации через художественно-эстетическое развитие, мы сможем вовремя выявлять и снимать риски развития у малышей, помогая ему сохранять эмоциональное благополучие.

Ведь, если маленький человек не дополучил в детстве любви, признания, ласки, заботы, внимания и т. д, то во взрослой жизни он неосознанно будет этого добиваться. Причем добиваться любыми способами. А способы эти могут приобрести даже самые безумные формы, о чём нам каждый день напоминает телевидение, демонстрируя случаи из жизни, часто не поддающиеся пониманию здравомыслящего человека [4]. Реализуя наш проект, мы намерены воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов.

ФГОС ДО уделяет особое внимание тесному взаимодействию с родителями и вовлечению их в образовательную деятельность. Безусловно, что в маленьком, далёком от культурных центров, городке эффективность позитивной социализации, которую мы намерены формировать через художественно-эстетическое развитие, будет зависеть от комплексного подхода к решению общих задач и создания единого педагогического пространства всеми специалистами ДОУ, социальными партнёрами и семьёй. При участии родителей воспитанников детского сада мы проектируем всевозможные семейные и педагогические проекты, способствующие достижению цели нашего проекта. Предлагаем родителям в поездках на отдых с детьми не забывать о наших задачах и знакомить детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, брать с собой ребёнка на экскурсии по городам, в музеи, смотреть вместе фильмы, соответствующие возрасту ребёнка, обращая внимание на нравственные поступки героев.

Сейчас уже не является инновационным сетевое партнё рство с учреждениями культуры: клубами, кинотеатром, библиотекой, музеем, но оно является важным как для художественно-эстетического развития, так и для позитивной социализации дошкольников. Поэтому в планы по реализации проекта мы непременно включаем связь с культурными центрами города.

Предполагается организовать сотрудничество с преподавателями и студентами КемГИКа. Нам предстоит выявить возможные эффективные направления и формы сотрудничества. Может быть, это будет научное сопровождение деятельности ДОУ по разработке и реализации нашего проекта.

Возможно, студенты института придут в детский сад с определенными художественными идеями, которые воплотятся уже под их руководством с дошкольниками, что будет способствовать активизации художественного творчества детей.

Или студенты помогут провести диагностирование дошкольников, которое позволило бы выявить художественно-эстетическую предрасположенность детей

Высшее учебное заведение, обладая научными и методическими разработками в области художественного образования детей, а также осуществляющее процесс научно-исследовательской деятельности может стать базой для улучшения качества художественных компетенций воспитателей и позволит включать их в исследовательскую деятельность.

А может быть, мы организуем совместные концерты, например, концерт, посвященный дню музыки.

Или продолжим участвовать в фестивале «Сибириада», организованном при непосредственном участии КемГИКа, и в котором в декабре 2019 уже приняли участие педагоги и дети.

Инновационный проект «Создание системы социализации личности в условиях дошкольной образовательной организации через раннее художественно-эстетическое развитие детей» на основании всего выше сказанного нам видится актуальным. Он открывает широкий спектр деятельности всем участникам образовательного процесса МАДОУ «Детский сад № 5 «Планета детства». Методические продукты, которые будут созданы в процессе реализации проекта, непременно окажутся полезными педагогам ДОУ Кузбасса.

https://progaonline.com/antiplagiat/result/94198532908c94012c5468abbd7bd181

Отлично. Текст уникальный. Имеются источники с мелкими заимствованиями. Уникальность текста 90%

https://prostopsi.ru/poniatia/vse-my-rodom-iz-dets. (4%)

https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/socia. (2%)

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012. (1%)

https://www.allsoch.ru/sochineniya/28202 (1%)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/14/. (1%)

https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/formi. (1%)

https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-rebenka-d. (1%)

https://gadecky.ru/article/vse-my-rodom-iz-detstva (1%)

https://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/ps. (1%)

https://infourok.ru/urok-po-literature-v-klasse-vs. (1%)

https://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestveno-yeste. (1%)

https://www.maam.ru/detskijsad/inovacionyi-proekt. (1%)

Проверка уникальности Уникальность: 61.74%

www.maam.ru/detskijsad/rol-vospitatelja-v-procese. ci-doshkolnikov.html 14%

edu.tatar.ru/kirov/page161264.htm/page3499254.htm 12%

Список литературы

1. Бухарова Г. Д

О МИССИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Россия, г. Екатеринбург УДК 37.014(470+571) https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/18024/1/978-5-8295-0500-4_2017_003.pdf

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3. Панова Е. И., Центр развития ребенка – детский сад №6 «Родничок», Челябинская область, рп Межозерный https://www.1urok.ru/categories/19/articles/231

4. Бездворный С. Все мы родом из детства. Кто сказал? https://prostopsi.ru/poniatia/vse-my-rodom-iz-detstva-kto-skazal.html

5. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие. Тезисы доклада. / Под ред. Я. И. Кузьминова, Л. Н. Овчаровой, Л. И. Якобсона. / К ХIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества 10 –13 апреля 2018 г

6. Лазарева Светлана Леонидовна. Технологии позитивной социализации ребёнка. https://lazareva-domoddou7.edumsko.ru/articles/post/1322752

Публикации по теме:

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт»Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт» Каждый раз пополняя уголки в группе, стараешься добавить, что то новое и интересное. В наше время трудно чем либо удивить детей. Но все.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством художественно-эстетического развития детей
Опубликовано: 4 января 2020 в 15:13
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД