Получи документы

Создание специальных образовательных условий для детей с речевой патологией

Елена Ермакова
Создание специальных образовательных условий для детей с речевой патологией

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать создание специальных образовательных условий.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Публикация «Создание специальных образовательных условий для детей с речевой патологией» размещена в разделах

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей.

Процесс индивидуализации образования требует особой организации образовательно-воспитательной среды.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования являются : проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Алгоритм создания специальных образовательных условий :

1. Получение медицинского заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.

2. Комплексное психолого-медико- педагогическое обследование на ТПМПК, получение заключения и рекомендаций.

3. Определение ПМПк ОУ характера, продолжительности и эффективности создания специальных условий.

4. Составление программы коррекционной работы.

5. Выстраивание системы оптимального взаимодействия специалистов образовательного учреждения.

Важнейшей стороной развития ребенка является овладение языком как средством общения, мышления и регуляции поведения. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей (Выготский Л. С., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Леонтьев А. А., Филичева Т. Б., Флерина Е. А. и др.).

Значительная роль в процессе зарождения речи не только генетических возможностей ребенка (его биологических особенностей, но и факторов внешнего воздействия, проявляемых в общении со взрослыми [4].

Для детей с речевой патологией типичными являются значительные внутригрупповые различия по уровню речевого развития. Одни расстройства речи могут быть резко выраженными, охватывающими все компоненты языковой системы. Другие проявляются ограниченно и в минимальной степени (например, в недостатках произношения отдельных звуков). Они, как правило, не влияют на речевую деятельность в целом. Однако у значительной части детей отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.

Социальное развитие большинства детей с патологией речи происходит неполноценно в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.

Таким образом, речевая патология у детей не только вызывает коммуникативные трудности, но и является причиной школьной и социальной дезадаптации.

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи - дети с выраженными речевыми (языковыми, коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию (отсутствию) сопутствующих нарушений.

Этиология речевой патологии может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений.

Психолого-педагогическая характеристика развития ребенка с нарушениями речи существенно отличается от характеристики нормально развивающегося ребенка.

Приоритетным направлением деятельности по реализации права на образование детей с ОВЗ (в том числе и с тяжелыми нарушениями речи) является «выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении [2]».

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального развития [10].

При изучении детей должны быть учтены следующие принципы: онтогенический, этиопатогенический (учет ведущей возрастной деятельности, взаимосвязь речевого и общего психического развития [9].

В процессе изучения необходимо выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности [10].

При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохраненных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.

По результатам диагностики определяются формы и методы коррекционно-развивающей работы [10].

Основными задачами логопедической работы являются:

- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;

- предупреждение нарушений устной и письменной речи;

- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

-воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

-совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника и школьника;

-пропаганда логопедических занятий среди педагогов, родителей (лиц их замещающих) и воспитанников;

-возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе (классе) с получением специализированной помощи в развитии речи.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи проводится по нескольким направлениям:

- всесторонняя коррекция речи (звукопроизносительной стороны, слоговой структуры, лексико-грамматической и др.);

- развитие неречевых процессов;

- формирование личности ребенка в целом.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, относятся:

• выявление детей группы риска и оказание логопедической помощи на раннем этапе речевого развития;

• организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию и преодоление отклонений речевого и личностного развития;

• получение образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, в соответствии с образовательными возможностями обучающегося и степенью выраженности речевой патологии;

• непрерывность реализуемого коррекционно-развивающего процесса;

создание условий, нормализующих или компенсирующих состояние психических функций, на основе комплексного подхода при обследовании детей и коррекции речевых нарушений;

• осуществление комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семьи, формирование партнерских отношений с целью активного включения родителей в коррекционно-развивающую работу с ребенком;

• возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевой патологии и оптимизации коммуникативных навыков обучающегося;

• обеспечение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации дефекта, нормализации соматического здоровья;

• индивидуальный темп обучения, расширение или сокращение содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий в процессе обучения для разных категорий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

• проведение постоянного мониторинга результативности обучения и сформированности жизненной компетенции обучающегося, уровня и динамики речевого развития;

• применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за речью;

• возможность обучения на дому (дистанционно) при наличии медицинских показаний;

• расширение образовательного пространства, увеличение социальных контактов с целью профилактики и коррекции социальной и школьной дезадаптации; обучение применению коммуникативных навыков.

Социализация детей с ОВЗ будет наиболее успешной при создании следующих условий :

• комплексный подход к решению проблем, возникающих в процессе коррекционно-развивающей работы и социальной адаптации детей;

• взаимодействие специалистов, педагогов, родителей;

• организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ;

• стимулирование заинтересованности ребенка;

• обеспечение ребенка условиями для принятия оптимального решения;

• организация содержательной деятельности, направленной на развитие социальных качеств личности.

Таким образом, логопедическое воздействие обеспечивает образовательный процесс и максимальную социальную адаптацию детей, имеющих речевую патологию, путем развития познавательной деятельности, коррекции речевых нарушений и формирования речи как средства коммуникации.

Литература:

1. Волосовец Т. В. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.» М., 2002г.

2. Зеленкова Т. В., Селезнева Е. В., Солдатов Д. В., Солдатова С. В. «Методические рекомендации по созданию инновационных организационных форм по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогической коррекционной поддержкой при обучении в Московской области». – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014. – 194 с. УДК 373.2

3. Методические материалы по обеспечению психолого- педагогической поддержки и коррекционной работы при обучении детей с ограниченными возможностями г. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014 г. -180с

4. Назарова Е. В. «Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи» Дис…канд. пед. наук, М., 2000г.

5. «Современные тенденции образования детей с ограниченными возможностями здоровья» : материалы науч. -практ. Конф. 10-13 мая 2011г. - М. :ГОУ Пед. акад., 2011г. -260с / статья М. Ю. Криворотовой «Особенности работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»; с. 13-14.

6. Туманова Т. В. «Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи» Автореф. Дис. Канд. пед. наук, М., 1997г.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8. Филичева Т. Б. «Особенности речевого развития дошкольников» «Дети с проблемами в развитии»№1, Спб., 2004г.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», М., 2004г.

10. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М., 2003г.

Публикации по теме:

Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией Тема: «Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией» Выполнена: Аксентьевой Ольгой Александровной.

Создание условий для активизации двигательной деятельности детей в условиях детского сада 2 слайд «Наш любимый детский сад». Наш детский сад – это удивительная страна детства. В ней всё возможно, всё позволено. Здесь слабый и.

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития речи детей» «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве.

Методическая разработка «История болезни детей с речевой патологией» ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ I.Общие сведения (Паспортная часть) 1. Ф. И. О ребёнка: Роман 2. Пол: мужской 3. Дата рождения: 25.03.2012 г. 4. Возраст: 5 лет.

Обобщение педагогического опыта «Создание условий для развития экологической культуры детей» Обобщённый педагогический опыт педагога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Проект «Создание условий для формирования у детей устойчивых навыков ПДД» Тип проекта: Познавательно – игровой Вид проекта: долгосрочный (октябрь 2016г. - май2017г.) Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Создание благоприятных условий для обеспечения легкой адаптации детей раннего возраста Создание благоприятных условий для обеспечения легкой адаптации детей раннего возраста Психологическая готовность ребенка к ДОУ – это один.

Создание безопасных для жизни и здоровья детей условий в группе Педагог при проведении занятий и других видов педагогической деятельности знает и выполняет инструкцию по организации охраны жизни и здоровья.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий для дополнительного образования у детей дошкольного возраста через оригами Создание условий для дополнительного образования у детей дошкольного возраста через оригами Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание специальных образовательных условий для детей с речевой патологией
Опубликовано: 2 октября 2017 в 14:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД