Татьяна Дедова
Создание условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Статью по развитию речи подготовила воспитатель детского сада г. Магнитогорска №77,Смирнова Татьяна Ивановна
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
Публикация «Создание условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Аннотация: Статья раскрывает актуальность проблемы развития речи дошкольников. Автор делится личным опытом по созданию условий для нормального речевого развития дошкольников в условиях ДОО.
Ключевые слова: речевое развитие, традиционные методы, инновационные технологии.
Качество речи - один важнейших показателей уровня развития интеллекта ребенка дошкольного возраста. Чем грамотнее речь, чем больше слов в активном словаре малыша, тем больше он стремится к познанию окружающего мира, а это создает условия для его полноценного развития и освоения новых знаний. По этой причине образовательной области «Речевое развитие» отводится ведущее место в педагогическом процессе ДОО. Ежедневно каждый воспитатель решает задачу поддержания и обеспечения условий для своевременного развития речевых навыков своих воспитанников. Рассмотрим их.
В первую очередь, взрослым, находящимся в окружении детей, стоит обратить внимание на культуру собственной речи, на то, как они строят общение с ребёнком. Об этом стоит поговорить и с родителями ребятишек, ведь, как известно, разговор родителей с детьми (в форме неподготовленного диалога) - основной метод развития связной речи в повседневной жизни. Таким образом, создание полноценной речевой среды в ДОО и семье – один из гарантов успешного речевого развития детей. Слушая правильную речь, они воспринимают ее как образец.
Мы, как и многие педагоги ДОО, часто организуем для детей различные игровые ситуации — рассматриваем картинки, игрушки, составляем описательные рассказы, читаем сказки и рассказы, разучиванием стихи, отгадываем загадки. Занимательная форма перечисленных видов деятельности побуждают малышей к диалогу, активизируя их речь.
Особого внимания заслуживает развитие мелкой моторики, которая, как известно, напрямую влияет на успех в развитии речи дошкольников. Для этого существует множество способов, среди которых: пальчиковые игры, игры с крупой (сухой пальчиковый бассейн, игровой самомассаж с применением традиционного (массажные мячи) или нестандартного оборудования (прищепки, расчески, зубные щетки, а также природных материалов (грецкие орехи, шишки, еловая веточка).
Стоит отметить и эффективность продуктивных видов деятельности, особенно лепки, в которой малыш напрягает кисть руки, пытаясь получить предмет задуманной формы.
Анализ передового опыта коллег и личная практика позволяет отметить, что в последние годы традиционные методы уступают по эффективности более новым, нестандартным педагогическим находкам. Среди инновационных практик развития детской речи можно выделить : использование мультимедийных продуктов (интерактивные игры и презентации, логоритмические упражнения, Су-Джок терапия, составление рассказов с опорой на мнемодорожки (мнемотаблицы в последствии, элементы арт-терапии и др.
Перечисленные методики позволяют внести свежие веяния в воспитательно – образовательный процесс, благодаря сочетанию в себе прогрессивных креативных идей и стереотипных элементов обучения детей, проверенных годами.
В заключение, отметим, что, развивая речь малышей, важно использовать все средства в комплексе. Но главное – заручиться поддержкой родителей и добиться единства требований, предъявляемых к малышу в ДОО и в семье. Воспитать разносторонне развитого здорового ребенка - наша общая единая задача. А речь – область, лежащая в основе полноценного развития личности.
Список информационных ресурсов:
1. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Владос, 2004.