МААМ-картинки

Создание эмоционально-психологического комфорта на первом этапе пребывания несовершеннолетнего в СРЦН

Наталья Кравченко
Создание эмоционально-психологического комфорта на первом этапе пребывания несовершеннолетнего в СРЦН

ГКУ СО КК «Апшеронский СРЦН»

Создание эмоционально-психологического комфорта

на первом этапе пребывания несовершеннолетнего

в реабилитационном центре.

Выступление на методическом объединении.

Воспитатель приёмного отделения

с карантинным блоком Н. С. Кравченко

2016 г.

Ребенок поступил в центр. Первейшая задача оказание ему поддержки в процессе освоения новой жизни. По сути дела мы заменяем ребенку семью. Поэтому приходится выполнять как бы двойные функции: непосредственно свои и родительские. Часто дети поступают с особой запущенностью, неухоженностью, неумением контактировать с другими детьми и взрослыми. У них нарушена способность нормального человеческого общения. Порой даже не владеют элементарными культурно-гигиеническими навыками. Вся работа направлена на то, чтобы:

Публикация «Создание эмоционально-психологического комфорта на первом этапе пребывания несовершеннолетнего в Срцн» размещена в разделах

• побудить воспитанника к той или иной деятельности,

• вникнуть в мир его интересов,

• изучитьть прежние условия его жизни,

создать атмосферу терпения, заботы и внимания.

С этой целью изучаю психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников, условия жизни, выявляем интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников Проблемы в преодолении трудности адаптации, социализации возникают в первые дни жизни детей центре. Они выражаются в трудностях в овладении культурными, санитарно-гигиеническими навыками, в неумении общаться со сверстниками и взрослыми, неумении, незнании, а также нежелании овладеть элементарными навыками самообслуживания. Вся работа направлена на развитие необходимых навыков, эмоций и чувств ребенка согласно возрастным и индивидуальным особенностям.

Спокойная домашняя обстановка, сердечное отношение к детям, небольшое количество детей дают возможность работать с каждым ребенком индивидуально.

Первоначальный период адаптации ребенка не происходит одинаково, и зависит от многих причин, связанных как с характером и поведением самого ребенка, его отношению к своему прошлому и настоящему положению, так и от отношения к нему коллектива. Успешность первых шагов зависит, прежде всего, от того настроя, который продемонстрируют друг другу воспитатель, ребенок и группа, в которой он живет. Обычно, каждый ребенок, которого изъяли из родной семьи, даже признавая, что в ней не все было хорошо, хочет вернуться к своим родным, и помещение в центр считает скорее отрицательным фактом, чем положительным. Поэтому, первым важным шагом должно стать определение положения ребенка в этой группе (плюсы помещения в приё мное отделение: маленькое количество детей даёт возможность воспитателю больше возможностей работать с ребёнком индивидуально). Ребенок не всегда понимает, почему он здесь, сколько будет жить в центре, вернется ли к своим родным, сможет ли с ними встречаться. Необходимо все это объяснить ребенку, найти приемлемые пути для поддержания эмоционального равновесия в отношениях с ребенком. Тогда он быстрее сможет принять жизнь в новой группе. Особенно в первое время дети очень тревожны и беспокойны. И создание для них безопасного окружения на первом этапе чрезвычайно важно. Сюда входит конфиденциальность информации о ребенке (чтобы он был уверен, что факты и события его прошлой жизни не будут обсуждаться детьми и взрослыми, что его не будут дразнить или обвинять). О том, что информация о прошлом не подлежит разглашению и обсуждению, следует говорить сразу ребенку, успокоить его. Другим важнейшим условием преодоления дезадаптации является снятие (освобождение) ребенка от груза негативного прошлого, от травмы, связанной с расставанием с родными и приходом в новые условия. «Почему я здесь, а не у себя дома? Кто в этом виноват?» - это два основных вопроса, на которые дети ищут ответы. Как правило, они редко обвиняют родителей, ищут причину своих несчастий в себе, и тогда испытывают чувство вины; или в окружающих людях, и тогда испытывают гнев, желание отомстить. Непонимание своего положения, неясность перспектив жизни негативно влияют на эмоциональный фон. В связи с этим необходимо проведение работы с прошлым ребенка, а также психологическая и педагогическая поддержка, направленная на повышение его самооценки.

В этот период очень важно для взрослых достичь эмоционального контакта с детьми, ориентироваться на настоящее, верить в будущий успех.

Что мешает адаптации? Среди показателей, свидетельствующих об адаптационных затруднениях ребенка, можно выделить трудности в общении, в поведении, низкую успешность в различных делах, а отсюда - отсутствие авторитета среди окружающих.

Причины адаптационных затруднений разнообразны: это и особенности нервной системы, темперамента детей, специфические черты их характера, адаптационные способности, а также усвоенный прошлый опыт жизни и ценностные ориентации. На этом этапе очень важно провести диагостику, чтобы точнее определить план работы с ребёнком.

Детям зачастую свойственны высокий уровень тревожности (как общей, так и ситуативной, неуверенность, недовольство собой, большое количество страхов. Трудно принять ребенка таким, какой он есть, приспособиться к его привычкам, поведению, чертам характера. Трудно объяснить себе и простить поступки, которые кажутся непозволительными, немотивированными (проявляет жестокость, грубость и т. д.). Иногда дети, пришедшие в группу, пытаются решать свои внутренние проблемы или добиваться желаемого через плохое поведение. Они ведут себя так, как они вели себя в прежней жизни. Многие из них лгали, воровали, то есть вели себя так, чтобы выжить. Они искренне считают, что такое поведение совершенно нормально.

С целью обучения детей хорошему поведению стремимся включить детей в новые отношения, показать ценности, имеющие значение, а также повысить самооценку детей. Методы обучения могут быть самые разные: это и разъяснения, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов, это может быть пример правильного поведения других детей и взрослых, Это и специальные игры, в которых ребенок тренируется в выборе правильных способов поведения. Похвала, одобрение ускоряют процесс овладения хорошим поведением.

Важнейшим показателем адаптивности является способность ребенка организовывать новые привязанности. Они не доверяют другим людям, стараются сохранить эмоциональную близость, которая была в детстве, закончилась травмой, а фазы утешения не было. Поведение взрослых стало причиной психологической травмы, поэтому они стараются сохранить дистанцию при взаимодействии уже с любыми другими взрослыми. Дети плохо идут на контакты, замкнуты, агрессивны, неразборчивы в выражении любви, самоуверенны. Они испытывают постоянные проблемы с самоконтролем.

Все дети, независимо от возраста, в первое время жизни в центре проверяют, насколько хорошо к ним относятся, что позволят здесь делать, какие вещи брать, как будут относиться к плохим поступкам. Во взаимоотношениях воспитателя с ребенком присутствуют различные функции отношений: он выступает для ребенка, во-первых - источником эмоционального тепла и поддержки, во-вторых - властью, высшей инстанцией, распорядителем благ, в-третьих - образцом и примером для подражания, в-четвертых - другом и советчиком. Особенно подростки испытывают большие сложности с освоением новых правил: прийти вовремя, не курить, не сквернословить, не драться и т. п. Иногда помогает заключение контрактов с подростками на обучение правильному поведению, а также применение логических и естественных последствий для поддержания дисциплины и порядка (порвал - зашей, насорил - подмети, нагрубил - извинись, пришел в не оговоренное время - завтра придешь раньше на срок опоздания и т. п.).Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.

Разговаривая с ребенком, нужно стараться находиться на его уровне - присесть, чтобы разговор был «глаза в глаза», называть ребенка по имени, что помогает воспитывать его достоинство. Анализируя поведение ребенка оценивать не личность, а его поступки, чаще хвалить.

Благополучие воспитанников во многом зависит в основном от умения воспитателя понять и принять ребенка душой. Важным звеном в процессе формирования и становления ребенка как личности является группа.

Очень существенно, как складываются взаимоотношения с воспитанниками. Воспитатель должен так организовать жизнь детей в группе, чтобы она была содержательной, чтобы у них было общее дело: игры, занятия, труд.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе самообслуживания. При поступлении в социальный приют дети не обучены трудиться: не умеют стирать свои вещи, убирать постель, да и не хотят трудиться. Но, постепенно наблюдая за трудом других детей и общаясь с ними, вовлекаются в трудовую деятельность.

Положительные качества ребенка, которые выявляет педагог, являются ориентиром в воспитательной работе. Вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства. Поэтому воспитателю приё много отделения необходимо:

• понимать трудности детей;

• применять только положительные воздействия, стараться избегать наказаний;

• включать ребенка в общие дела;

• укреплять веру в себя, давая доступные задания;

создать условия для отдыха и спорта;

• развивать интерес к деятельности;

• строго следить за соблюдением режима дня;

• развитие культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Игра «Взаимоотношения»

Цель: привитие новых форм поведения.

Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

- Входи, не стесняйся, дружок.

На стол самовар поставит.

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет Баба-яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

После чтения дети обсуждают стихотворение и приходят к выводу, что результат зависит от характера, поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Далее они отвечают на вопрос, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-яга, и инсценируют его.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Создание психологического климата в группе и условий доброжелательного отношения между детьми» Цель: создания позитивного психологического климата в группе ДОУ. Задачи: познакомить педагогов с формами и методами работы, способствующие.

Сценарий Дня рождения Срцн «Счастье – быть вместе» Театрализованное представление, посвященное Дню рождения СРЦН. Действующие лица: Малыш Министр-професор педагогики.

Сообщение для педагогов ДОУ «Создание благоприятного психологического климата в коллективе» Цель: содействие формированию оптимального психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития личности педагога.

Создание оптимального социального комфорта в школе Социальный комфорт обучающихся - это показатель соответствия социальных аспектов качества воспитания и обучения социальным ожиданиям школьников.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группах раннего возраста. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группах раннего возраста. Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь.

Статья на тему: Зона комфорта у детей в детском саду. Зона комфорта у детей в детском саду. Что самое главное для родителей отправляющих своих деток в детский сад? Большинство ответит психологический.

Статья «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в ГКУ «Срцн Воротынского района» Кузнецова Т. А. Статья по патриотическому воспитанию дошкольников в ГКУ «СРЦН для несовершеннолетних Воротынского района» ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ.

Теоретические аспекты создание эмоционально-благополучной среды детского сада как фактора успешной социализации дошкольников Статья по теме Теоретические аспекты создание эмоционально-благополучной среды детского сада как фактора успешной социализации старших дошкольников.

Важность взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями и музыкальным руководителем в условиях Срцн При организации воспитательного и коррекционно-развивающего процесса необходимо обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание эмоционально-психологического комфорта на первом этапе пребывания несовершеннолетнего в СРЦН
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 19:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД