Ирина Пантелеева
Конспект занятия «Спасение городища батыров или Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Спасение городища батыров или путешествие в прошлое
Цель: Воспитание интереса детей к героям легенд, былин удмуртских и русских народов
Задачи:
1. Образовательные -
- закреплять знания детей о русских богатырях, об удмуртских батырах и их доспехах
- побуждать к использованию в речи фольклора (пословиц,
- формировать представление о многонациональности страны, важнейших исторических событиях
2. Развивающие -
Публикация «Конспект занятия „Спасение городища батыров или Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- развивать умение выражать в речи прилагательные (определения)
- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения о героях легенд
- развитие речи, памяти, воображения, мышления
- развитие пространственного воображения
3. Воспитательные -
- воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, родного края, гордость за свою Родину
- воспитывать патриотические чувства
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Предварительная работа: чтение былин «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Илья Муромец», «Никита Кожемяка» и легенд про удмуртских батыров «Идна батыр», «Мардан и Тутой», «Ядыгар батыр», «Эштэрек но Вумурт» и др. ; просмотр мультфильма о русских богатырях; раскрашивание раскрасок «Русские богатыри» и «Удмуртские батыры»; рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов; знакомство с пословицами и поговорками о Родине; беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»; экскурсия в национальный театр.
Словарная работа: богатыри, батыры, воины, силачи, борцы; могучие, мужественные, храбрые, отважные, смелые, стойкие, бесстрашные, сильные мудрые, хитрые, умные, крепкие, коренастые, широкоплечие; пегая, вороная, саврасая, рыжая.
Материал, оборудование: телевизор, магнитофон, письмо, Колесо времени (прялка, дидактическое пособие «Дерево знаний», изображения-картинки оружий, доспехов богатырей, доски, дощечки, цветная бумага квадратной формы на количество детей, изображение горы, фотографии детей.,
Ход занятия:
Воспитатель с детьми находят в группе письмо.
Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей)
Дети: Письмо.
Под звучание игры на гуслях воспитатель читает письмо: «Добры молодцы да красны девицы. После долгого отсутствия богатырей на родной земле, где густой бор и щедрая земля, приключилась беда неминучая: напал Соловей-разбойник на наше селение, городище на высокой горе. Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите одолеть врага».
Воспитатель: Поможем, ребята? (Ответы детей) Как можно помочь?
Дети: Не надо бояться. Нужно верить, что мы победим. Стараться справляться с трудностями.
Воспитатель: А как можно отправиться в прошлое? (Ответы детей) Попробуем на колесе времени.
Воспитатель и дети подходят к Колесу времени и крутят против часовой стрелки произнося такие слова:
Крутись, крутись, колесо,
Уведи нас далеко.
В прошлое, за сотни лет,
Не бывал наш человек. (Звучит резкая, магическая музыка. На экране появляется Соловей-разбойник огромного размера.
Воспитатель: Вот мы и в прошлом, ребята. Смотрите, кто это. (Ответы детей) Какой он?
Дети: Соловей-разбойник большой, огромный, громадный, страшный, злой.
Воспитатель: Мы справимся с ним, храбрые мои богатыри? (Дети отвечают).
На экране появляется изображение дремучих лесов.
Воспитатель: Какие раньше леса были дремучие. Подойдём к старому, мудрому дубу. Говорят, что он своей могучей силой помогает богатырям. (Подходят к дидактическому пособию – дереву.)
Работа с деревом: дети выбирают любой листочек с цифрой, называют и переворачивают «листочки» на дереве и называют оружие, доспех под цифрой.
Дети: Мне выпал меч (копьё, палица, булава, дубина, лук, колчан, щит, топор)
Воспитатель: Вот и снарядились мы по-богатырски. А с Соловьём-разбойником что случилось? (Изображение Соловья-разбойника уменьшается. Дети отвечают. На экране появляется изображение поля.) Смотрите поле, у врага мы тут на виду. Чтобы поле перейти и не попасться в лапы врагу, мы будем при каждом шаге говорить, какие бывают батыры и богатыри.
Право шагнуть имеет тот, кто сказал слово. Дети шагают до конца поля, до линии.
Дети: Богатыри (батыры) - могучие, мужественные, храбрые, отважные, смелые, стойкие, бесстрашные, сильные, мудрые, хитрые, умные, крепкие, коренастые, широкоплечие.
Воспитатель: Все справились, настоящие богатыри (батыры). (Воспитатель обращает внимание детей на изображение уменьшённого Соловья)
Воспитатель:
Вот и речка на пути,
Не проехать, не пройти.
Соловей-разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
Богатырские пословицы надо вспомнить,
Из дощечек крепких мостик построить.
Воспитатель берёт одну дощечку и читает начало пословицы, дети продолжают:
1) Не доспехи красят богатыря (а подвиги.)
2) Жизнь дана (на добрые дела.)
3) Кто смел - (тот на коня сел.)
4) Человек без Родины - (что соловей без песни.)
5) Один за всех (и все за одного.)
Дети высказывают свои суждения о каждой пословице. За каждую пословицу даётся дощечка и ребята строят мост. Изображение Соловья уменьшается.
Воспитатель: Вашим умом и умением вы ещё больше напугали разбойника. Чтобы его победить, нам нужно быть быстрыми как ветер. Что для этого нужно? (Ответы детей) Да, батырам удмуртским помогали «золотые (серебряные) лыжи» и, конечно кони.
На экране появляются друг за другом кони (вороной, саврасый, пегий, рыжий,
Воспитатель: Какой это конь? (Дети называют.) У какого батыра? Каких коней они больше любили?
Дети: У Идна-батыра было три лошади – вороная, саврасая и пегая. Пегая лошадь его подвела, в реку с ним провалилась, не почуяла беды. У Ядыгара было два коня – рыжий и пегий. Пегий конь тоже подвёл хозяина, провалились на мосту. Рыжего коня Вумурт подарил Эштереку.
Воспитатель: Испугался Соловей быстрых коней! Умные, сообразительные вы батыры, справились со всеми испытаниями!
Изображение Соловья-разбойника исчезло, на его месте птичка соловушка появилась. Звучит запись трели соловья. Затем на доску вывешивается изображение городища на горе.
Воспитатель: Куда мы добрались?
Дети: Мы добрались до горы, до городища батыров.
Воспитатель: А почему они селились в горах?
Дети: С гор очень удобно наблюдать, не крадётся ли кто-нибудь. Батыры даже маленькие пригорки, возвышенности превращают в горы вытягивая их руками.
Воспитатель: Действительно могущественные батыры! А вы мои отважные, скажите, как мы смогли добраться до горы и победить Соловья-разбойника?
Дети: Слушали сказки о богатырях, легенды и мифы о батырах, назвали оружие богатырское, обмолвились добрым словом о богатырях, знаем пословицы, коней батыров.
Воспитатель: Батыры попросили на память оставить ваши фотографии. Подарим, ребята? Приклеим наши фотографии на эту гору.
Дети наклеивают свои фотографии (с двусторонним скотчем с обратной стороны) на изображение горы на доске.
Воспитатель: Мы со всеми испытаниями справились, узнали многое о богатырях. Будем продолжать и дальше узнавать о них в книжках, мультфильмах. А кого бы вы, мои хорошие, в наше время назвали богатырями? Кто похож на них сейчас? (Ответы детей). А теперь можно возвращаться в наше время.
Подходят к Колесу времени, крутят по часовой стрелке:
Колесо крутись, крутись,
В наше времечко верни!
Литература:
Мифы, легенды и сказки удмуртского народа Составитель Н. П. Кралина Ижевск: Удмуртия, 2019.- 208с.