Ольга Ларькина
Среднесрочный проект «Роль логопедических игр и пособий как средство автоматизации и дифференциации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать
этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Проект для детей логопукта из старшей и подготовительной групп (5-7 лет).
Разработала: учитель-логопед Ларькина О. Н.
Участники проекта : учитель-логопед, воспитатели, дети, родители
Тип проекта : творческий, развивающий.
Сроки реализации проекта : 4 месяца.
Публикация «Среднесрочный проект „Роль логопедических игр и пособий как средство автоматизации и дифференциации звуков“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Цель проекта : постановка и автоматизация звуков у дошкольников посредством логопедических игр и упражнений.
Актуальность проекта :
Дети дошкольного возраста овладевают речью в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском саду перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.
Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Необходимо помочь детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучить детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Постановка звуков и введение в речь осуществляется одновременно с развитием: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Исследования ученых, направленные на изучение вопроса овладения детьми дошкольного возраста речевой культурой, показали, что при педагогическом воздействии речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, что в свою очередь создает условия для полноценного речевого развития дошкольников.
Я поставила перед собой следующие задачи - путем специально подобранных и самостоятельно изготовленных дидактических игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, что имеет большое значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением.
Проанализировав результаты диагностики, проведенной в сентябре 2017 года, пришла к выводу, что при выполнении заданий наблюдались большие индивидуальные различия. Большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных. (Свистящие, шипящие, сонорные звуки) Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, они не умеют определять их на слух. Речевое дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Недостаточная подвижность отдельных органов артикуляционного аппарата является причиной нарушений со стороны звукопроизношения, от его состояния зависит внятность и чистота речи.
При изучении и подборе методической литературы натолкнулись на интересную книгу Быковой И. А. издательство «Детство-пресс», Санкт-Петербург 2005г.
При разработке проекта решила взять за основу сказочные персонажи, которые помогали бы детям выполнять однообразные артикуляционные упражнения в игровой форме в период постановки и автоматизации звуков.
Задачи проекта :
• развивать артикуляционный аппарат;
• закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
• развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
• совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
• Закрепить и автоматизировать поставленные звуки в речи
Способы оценки :
• диагностика уровня сформированной звуковой культуры речи детей;
• наблюдения;
• анализ игровой деятельности дошкольников.
Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции, введение в речь поставленных звуков.
Подготовительный этап
1 неделя
- Подобрала и систематизировала игры и игровые упражнения.
- Изготовила дидактические пособия.
2 неделя
- Разработала индивидуальные листы для домашних заданий с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность.
- Провела консультацию "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей" с педагогами ДОУ, родителями.
Деятельностный этап
3 неделя
- Проведение индивидуальных занятий с использованием дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста", дифференциации звуков [С-Ш], [З-Ж]
- Использование в подгрупповых занятиях, индивидуальной работе с детьми следующие логопедические пособия :
«Помоги язычку найти дорогу домой»; «Звуковой домик», «Лабиринты»;
«Машинки»; «Лото-Машины-феи», «Лото-Зонты-Жуки», "Пальчиковая гимнастика ", «Шары- Найди пару», «Собери бусы»
Заключительный этап
4 неделя
- Провести диагностику умения употреблять поставленные звуки в речи детей старшего дошкольного возраста.
"Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту с воспитателями групп.
Результат проектной деятельности :
- детям поставлены и введены в речь звуки [ш], [з], [ш], [с].
- дети правильно произносят гласные и согласные звуки в сочетание со звуками
[ш], [з], [ш], [с].
- дети умеют различать и дифференцировать на слух и называть слова, со звуками [ш], [з], [ш], [с] в начале в конце, середине слова;
- дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, выделять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
- дети применяют артикуляционную позицию в произношении заданного звука
- дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.
Приложение:
Логопедические игры и пособия в подготовительном этапе постановки звуков.
Индивидуальная работа с детьми "Артикуляционная гимнастика язычка"
Цель: активизация основных движений артикуляционного аппарата.
Дидактическое логопедическое пособие «Приключение язычка»
- ребенок выполняет упражнения, кладет карточку – символ по цифровому порядку, с каждым упражнением продвигаясь ближе к домику (Язычка).
• Упражнение "Солнышко" : язычок выглянул из окошечка, увидел яркое солнышко и решил погреться и позагорать - широкий язык положить на нижний ряд зубов.
• Упражнение "Стрекоза" : язычок увидел стрекозу, которая летала над цветком вверх - вниз, вверх - вниз - острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.
• Упражнение "Лягушка" : язычок дольше пошел гулять, на пруду увидел лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так - растянуть губы в улыбке.
• Упражнение "Уточка" : язычок дальше отправился погулять, во дворе он увидел уточку - вытянуть губы, звукоподражание : «Втянуть щеки между зубами»
• Упражнение "Слоненок" : увидел язычок в зоопарке слоненка - сделать из губ трубочку. «А теперь слоненок я, посмотрите на меня, подражаю я слону, губы хоботом тяну.
• Упражнение "Лошадка" : увидел веселый язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался, - улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка. Покатался язычок на лошадке и отправился домой
• Замкнул заборчик, (Упр. Заборчик)
• лег спать (закрыть рот)
Использование на занятии рукавичку-язычок:
Логопед предлагает ребенку надеть на руку варежку красного, синего или зеленого цвета на варежку крепится закрепляемый звук. Проговаривается слова спряженные гимнастикой.
- Жил на свете язычок (Упр. иголочка)
- Запирался на крючок (закрывают рот)
- Хоть один он проживал, никогда не унывал (Упр. улыбка)
- Утром рано просыпался, за зарядку принимался (Упр. Окно)
- вверх, вниз (языком вверх вниз)
-А потом ты ложись (язык прямой лежит на дне рта кончик упирается в ниж. резцы)
- А, затем подскоки, бег (Грибок)
- Тут совсем не до утех (Часики)
- Устал язычок, даже заколол бочок (Иголочка)
- Умываться он пошёл, щётку в ванной он нашёл (Чистим зубки)
- Зубы чистил, полоскал (имитируем полоскание рта)
- А умылся – засверкал (Улыбка)
1. Дидактическая игра «В каком домике живет картинка?»
Перед ребенком дидактическое пособие «Звуковой домик» логопед уточняет, что на крыше домика красного лежит главная картинка + символ-цвет, а к ним нужно подобрать картинки с соответствующим звуком и разместить их в окошки (на дифференциацию берется два домика.) Контролируя артикуляцию, перед зеркалом соотносим звук с цветом.
2. Дидактическая игра: «Определи, какой звук твёрдый или мягкий»
Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения. (По стрелочке от слова ведём пальцем и попадаем на твердую или мягкую поверхность)
3. Дидактические пособия : Лото «Машины-феи [С-Ш ]»,
«Жуки - зонты [З-Ж]».
Цель: научить детей определять и различать звуки, сходные по звучанию.
Описание игры: картинки-лото с двухсторонними карточками (логопед раздает карточки-основы, ребенок называет, определяет звук и картинку с тыльной стороны карточки и выкладывает пары)
4.«Цветные шары»
Цель: Научить детей подбирать картинки-пары, называя единственное и множественное число, соотнося окончания существительных и числительных.
Описание игры: Логопед раздаёт большие картинки с мн. ч., ребенок находит пару и называет ед. ч. и мн. число сущ.
5. Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: Научить детей подбирать картинки, название которых начинается на заданный звук.
Описание игры: дети нанизывают на шнурок бусинки, на которых изображены картинки (в названии картинок есть заданный звук)
6. Игры на развитие речевого выдоха (Лабиринт).
Описание игры: Перед ребенком пособие лабиринт, в начале лабиринта лежит бомбентонный шарик, ребенок с помощью воздушной струи дует на шарик чтобы он покатился и вышел из лабиринта.
7. Дидактическое пособие «Прятки на полянке»
Цель: Автоматизация звука, ориентация в пространстве, развитие памяти.
Описание игры: Какой звук спрятался под цветочком верхнем правом углу? В первом ряду посередине? В левом нижнем углу? и т. д. (ребенок откручивает и называет звук)
8. «Говорим слово, наматываем ленту»
Цель: Закреплять понятие слог, определять количество слогов в слове.
Описание игры: ребёнок произносит слово по слогам, на каждый слог наматывает один кружок ленты.
9. «Помоги мышке добраться до сыра»
Цель: автоматизация звуков, подбор картинок на заданный звук.
Описание игры: Ребёнок проходит по дорожке, называя четко слова (название картинок, ребёнок выбирает картинки на заданный звук и расставляет их по дорожке, проходит с мышкой и называет чётко слова.
10.«Собери по смыслу пару»
Цель: Определять первый звук в словах и сравнивать слова, учить соединять слова по смыслу, развивать логическое мышление.
Описание игры: Ребёнок соединяет между собой картинки, которые начинаются на одинаковый звук «Поймай первый звук»; Ребёнок соединяет между собой картинки по смыслу («Кто, что ест?», «Съедобное», «Найти детёнышей»)
12 .«Домино»
Цель: Научить детей подбирать картинки-пары, называя единственное и множественное число, соотнося окончания существительных и числительных.
Описание игры: Логопед раздаёт картинки, дети играют по принципу домино соотнося пары и называет ед ч. и мн число сущ.
12.«Назови предмет»
Цель: Узнать предмет по силуэту, определить какой звук объединяет данную группу предметов (В одном яичке 5картинок)
Описание игры: детям раздают «киндер - сюрприз», в них картинки на определённый звук. Ребёнок определяет, какой звук на его картинке.
Закрепляем результат в "Чистоговорках" (звук [С]) на кубиках
Цель: обучение детей произносить звук [С] в словах.
Описание кубика: сом, сова, киска, самолёт, оса, бусы.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
В саду темно, все спят давно
Одна сова не спит, на суку сидит.
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски
Сыта киска - пуста миска.
Самолёт построим сами
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами
А потом вернёмся к маме.
Как, у нашей Дуси красивые бусы
Дуся бусы надевай и за мамой успевай.
"Чистоговорки" (звук [З]) на кубиках
Цель: обучение детей произносить звук [З] в словах.
Описание кубика: зайка, зонт, змей, берёза, коза, гвозди.
Зайка не спит - Зою зовет.
Зайке коза спать не даёт.
Зоя зонт в руках держала
Зоя зонтик потеряла.
Вот весёлая затея запускать на нитке змея,
Змей летит выше берёз, задирает кверху нос!
Зимним утром от мороза на заре звенит берёза.
Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу.
Гвозди гнутся, гвозди мнутся, гвозди извиваются
На место не вбиваются.
"Чистоговорки" (звук [ Ш]) на кубиках
Цель: обучение детей произносить звук [Ш] в словах.
Описание кубика: каша, мышь, шубка, шапка, лукошко, заяц.
У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку,
И покормила кошку.
Мышонку шепчет мышь:
"Ты что шуршишь, шуршишь?"
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".
Шапка да шубка,
Вот и весь Мишутка!
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый Мишка.
С веток ягоды снимаю,
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.
Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Зайка серый скачет ловко,
Зайка кушает морковку.
Чистоговорки на звук [Ж]
Цель: обучение детей произносить звук [Ж] в словах.
Описание кубика: жук, ёжик, сапожки, дождик, буква Ж, мальчик Жора
Жук жужжит – жу, жу, жу, жу
я живу и не тужу,
Я на веточке сижу и жужжу,
жужжу, жужжу,
Бедный ёжик ё жится:
Всё ему не можется.
И синеет кожица-
так ему не можется.
Шьёт своим ежатам ёжик
восемь кожаных сапожек
Каждому на ножки ежовые сапожки.
Дождик, дождик, не дожди,
дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому дедушке седому.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук, издаёт жужжащий звук.
Над Жорой жук весь час кружит
От страха Жора весь дрожит.
Результат: участие в проекте способствовало формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, умению подбирать слова похожие по произношению, подбирать слова на заданный звук, выделять на слух слова, в которых есть этот звук, не зависимо от его положения, определять место заданного звука в слове, выработке хорошей дикции.
В течение полугода я работала над проектом «Логопедические пособия, как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме. Были разработаны системы игр и упражнений по автоматизации звуков. Материал подобранный мной, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у детей совершенствуется и развивается память, внимание, творческое воображение, мелкая моторика, мимика, жестикуляция. Работа по данному направлению способствовала более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи. Во время проведения игр у детей активизировалась память, внимание, воображение, развивалось логическое мышление. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку, дети не скованны, у детей появляется стимул к общению, что способствует быстрому контакту с логопедом и детьми.