Лучший педагог года

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Анжелика Пастухова
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время есть большой выбор художественных дошкольных образований.

Нетрадиционная техника рисования активно используется в дошкольных образовательных учреждениях. Понятие – нетрадиционный, понимается, как изучение инструментов, способов рисования, использования материалов, которые не являются обще принятыми, и хорошо известными.

Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Использование нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только фломастерами, карандашами, но и красками, также свечёй, мыльной пеной, показывают, как использовать для рисования клей, различные подручные материалы (пробки, верёвки, бутылки, упаковочный полиэтиленовый материал и многое другое). Дети изучают и используют природные материалы (шишки, листья, рисуют ребром ладони, кулачком, ладошками, пальчиками.

Смешивать краску с мыльной пеной, экспериментировать, наносить акварель, гуашь, сделанное цветными мелками на изображение, клейстером, разрешается на занятиях с использованием нетрадиционной техники рисования.

В процессе рисования руками, дети чувствуют твердость, густоту, вязкость краски, а при добавлении воды разного количества, естественно получаются различные оттенки цветов. У детей тем самым развивается цвето- различие, чувствительность.

Так повелось, что дети всегда копирую предлагаемый им образец. Этого помогает избежать изображения нетрадиционных техник, так как воспитатель показывает примеры действий инструментами и нетрадиционными материалами. Это позволяет сделать большой толчок к развитию и выражению индивидуальности, творчества, воображения, самостоятельностью. При использовании новых способов изображения в одном рисунке, дети учатся думать и понимать самостоятельно, понимать, какой способ в технике рисования лучше использовать для того, чтобы получился определённый образ лучше. К тому же, анализируя и сравнивая свои работы, учатся высказывать собственное мнение, и в следующей работе они проявляют желание отразить непохожие элементы рисования на другие.

При нетрадиционных техниках изображения необходимо соблюдать последовательность выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

Процесс рисования снимает страх, вызывает радостное настроение, у ребенка стимулируется положительная мотивация и все это повышает работа с нетрадиционными техниками рисования.

Нетрадиционное рисование, развивает у детей зрительную, моторную координацию и память (пример, рисовать мело по бархатной бумаге, расписывание тканей и т. д.)

Рисование, как правило не утомляет ребенка с нетрадиционной техникой, а на оборот повышается активность, работоспособность на протяжение всего времени занятия.

Педагоги при работе нетрадиционной техникой используют индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая интерес и его желания. Коллективная форма рисования, в несколько рук, сильно сближает детей.

Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном поле деятельности, а его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Размашистые и неточные движения руками постепенно становятся более сдержанными и точными. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.

Тем не менее, использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию ребенка, личностной сферы дошкольников и психических процессов.

Рисование имеет следующие виды нетрадиционных техник :

1) «Тычок жесткой полусухой кистью»

Возраст : разный.

Выразительности средства: цвет, фактурность окраски.

Используемые материалы : формат либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного, гуашь, жесткая кисть, бумага любого формата и цвета.

Способы полученного изображения: держа вертикально дети опускают в гуашь кисть и машут ею по бумаге. Когда рисуем, кисть не опускается в воду. Тем самым ребёнок должен заполнить весь лист контур или шаблон. Так получается вид колючей поверхности и пушистой фактуры.

2) «Рисование штампами»

Возраст : от 2 лет

Средства выразительности: цвет, короткая линия, точка, пятно.

Используемые материалы : Простые карандаши, с обрезанной резинкой на 45 градусов, гуашь разных цветов, листы бумаги разных цветов и заготовленные заранее недорисованные сюжетные или предметные изображения разной тематики.

Методы получения изображения: дети берут карандаш в руку (необходимо следить, чтобы они правильно его держали, обмакивают его в гуашь и прижимают обрезанным концом резинки к листку, оставляя при этом круглый отпечаток на нём.

3) «Рисование пальчиками»

Возраст : от двух лет.

Средства выразительности: цвет, короткая линия, точка, пятно.

Используемые материалы : салфетки, лист бумаги, плотная бумага разного цвета и гуашь.

Способ получения изображения: дети опускают в гуашь пальчик и наносит, пятнышки, точки на лист бумаги. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. По итогу работы пальчики протираются салфеткой и гуашь хорошо смывается.

4) «Рисование ладошкой»

Возраст : от двух лет.

Методы выразительности: фантастический силуэт, цвет, пятно.

Используемые материалы : салфетки, бумага большого формата, кисть, плотная бумага разного цвета и гуашь в широкий блюдцах.

Способ получения изображения: дети, опуская в гуашь свою ладошку, возможно окрашивают ее с помощью кисти и делают отпечаток на бумаге (с 5 лет, но может и раньше. Рисуют левой и правой окрашивая в разные цвета. После проведенной работы дети вытирают ручки салфеткой и смывают гуашь.

5) «Оттиск пробкой»

Возраст : от трех лет.

Методы выразительности: цвет, фактура, пятно.

Используемые материалы : Печатки из пробки, плотная бумага любого цвета и размера, пластиковая коробочка, в которую вложена подушка из тонкого поролона, которая пропитана гуашью.

Методы и способы получения рисунка или изображения: дети нажимают на пробку, приложенную к штемпельной подушке с краской, и наносят на бумагу. Для того чтобы получился другой цвет меняется пробка и мисочка.

6) «Оттиск печатками из картофеля»

Возраст : от трех лет.

Методы и средства выразительности: цвет, фактура пятно.

Используемые материалы : пластиковая коробочка, в которую вложена пропитанная гуашью штемпельная подушка из тонкого поролона, бумага любого размера и цвета, печатки из картофеля. Дети, чтобы получилось изображение прижимают печатку к штемпельной подушке с краской и наносят на бумагу. Если ребенок, хочет поменять цвет, тогда берет другую печатку и миску.

7) «Оттиск поролоном»

Возраст : от четырех лет.

Методы и средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Используемые материалы : кусочки поролона, пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка, пропитанная гуашью, бумага разного размера и цвета.

Методы и способы получения изображения: дети нажимают на поролон, приложенный к штемпельной подушке и наносят оттиск на бумагу. Если ребенок хочет изменить цвет, необходимо взять другую миску и поролон.

8) «Оттиск пенопластом»

Возраст : от четырёх лет.

Средства выразительности: фактура, пятно, цвет.

Используемые материалы : плотная бумага разного размера и цвета, кусочки пенопласта, пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка, пропитанная гуашью.

Методы и способы получения изображения: дети прикладывают, и прижимают пенопласт к штемпельной подушке с гуашью нанося оттиск на бумагу. Если ребенок хочет изменить цвет, необходимо взять другую миску и пенопласт.

9) «Оттиск печатками из ластика»

Возраст : от 4 лет.

Средства выразительности: цвет, пятно, фактура.

Используемые материалы : разного размера и цвета плотная бумага, изготовленные из ластика печатки (на ластике ножом или лезвием вырезается рисунок, есть и готовые печатки). Коробочка с вложенной штемпельной подушкой из пропитанного гуашью тонкого поролона.

Способ получения изображения: дети нажимают на поролон, приложенный к штемпельной подушке и наносят оттиск на бумагу. Если ребенок хочет изменить цвет, необходимо взять другую миску и поролон.

10) «Оттиск смятой бумагой»

Возраст : от 4 лет.

Средства выразительности: цвет, пятно, фактура.

Используемые материалы : смятая бумага, плотная бумага разного размера и цвета, коробочка или блюдце с вложенной штемпельной подушкой из пропитанного гуашью тонкого поролона.

Метод получения изображения: дети нажимают на смятую бумагу, приложенную к штемпельной подушке и наносят оттиск на бумагу. Если ребенок хочет изменить цвет, необходимо взять другое блюдце и смятую бумагу.

11) «Восковые мелки + акварель»

Возраст : начиная с конца 4 года.

Средства выразительности: пятно, цвет, фактура, линия.

Используемые материалы : белая плотная бумага, кисти, акварель, восковые мелки.

Получение изображения: вначале дети восковыми мелками рисуют на белой бумаге, далее закрашивают лист краской в один или несколько цветов. В результате рисунок сделанный мелками остаётся не закрашенный.

12) «Свеча + акварель»

Возраст : от 4 лет.

Средства выразительности: Фактура, пятно, линия, цвет.

Используемые материалы : кисти, акварель, бумага плотная. Способ получения рисунка – это когда ребенок рисует свечой по бумаге. Когда дети закрашивают лист акварелью в один или несколько цветов. В процессе рисунок свечой остаётся белым.

13) «Печать по трафарету»

Возраст : от 5 лет.

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Используемые материалы : трафареты из проолифленного полукартона или прозрачной пленки, тампон из поролона (берём квадратик, в него кладётся изготовленный из ткани или поролона шарик, и завязываются края ниткой). Коробочка с вложенной штемпельной подушкой из пропитанного гуашью тонкого поролона, бумага плотная и любого цвета.

Способ получения изображения: дети берут печатку или тампон, прижимают к штемпельной подушке с краской, нанося при этом оттиск при использовании трафарета. Для изменения цветов необходимо взять другой трафарет и тампон.

14) «Монотипия предметная»

Возраст : от 5 лет.

Средства выразительности: симметрия, цвет и пятно.

Используемые материалы : акварель, гуашь, плотная бумага разного цвета.

Способ получения изображения: дети берут самостоятельно сложенный вдвое лист бумаги и на одной из половинок рисуют половину предмета. После того как нарисовали каждый элемент не ждём, когда подсохнет краска, а лист складываем пополам, чтобы получился отпечаток. Далее рисунок можно украсить, действуя заданному принципу.

15) «Кляксография обычная»

Возраст : от 5 лет.

Пятно, как средство выразительности.

Используемые материалы : пластиковая ложка, бумага, гуашь, предварительно разведённая жидко

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В итоге получаются непроизвольные пятна. Далее лист прикрываем другим листком и прижимаем сверху, можно согнуть лист и др. После снимаем верхний лист, рассматриваем изображение, обсуждаем полученный результат (на что оно похоже).

16) «Кляксография с трубочкой»

Возраст : от 5 лет.

Средства выразительности: пятно.

Используемые материалы : трубочка, гуашь или тушь, бумага и пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: дети набирают пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшую капельку. Далее на это пятно дуют из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Если надо, то можно повторить. Недостающие детали необходимо дорисовать.

17) «Кляксография с ниточкой»

Возраст : от 5 лет.

Средства выразительности: пятно.

Используемые материалы : нитка средней толщины, бумага, жидко разведённая тушь или гуашь, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: дети отпускают нитку в краску, после отжимают её. Далее выкладывают из нитки рисунок, в процессе оставляя свободным один из концов и кладем на верх другой лист бумаги, прижимая сверху рукой. Вытягиваем нитку за кончик и недостающие делали дорисовываем.

18) «Набрызг»

Возраст : от 5 лет.

Средства выразительности: фактура, точка.

Используемые материалы : жесткая кисть, гуашь, бумага, кусочек плотного картона либо пластика (6 х 6 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску и стучит кистью об картон, который держит над бумагой, краска разбрызгивается на бумагу.

Для более старшего возраста можно перечислить ещё ряд видов нетрадиционных техник рисования : «Отпечатки листьев», «Акварельные мелки», «чёрно - белый граттаж», «Монотопия пейзажная», «Печать по трафарету».

Как уже было отмечено выше, в нетрадиционной технике рисования так же можно использовать в рисовании различные подручные материалы (всё зависит от фантазии воспитателя) : оттиск, предварительно окрашенного гуашью упаковочного материала из целлофана (для бьющихся предметов). В итоге получаются нарисованные пузырьки, которые в дальнейшем можно дорисовывать. Красивые цветы получаются после того как сделать оттиск окрашенным гуашью дном пластиковой бутылки и т. д.

Список литературы

1. Грановская Р. М. Творчество и преодоление стереотипов. СПб. ,2000.

2. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., 2008.

3. Донин А. Введение в искусствознание. - Н. Новгород: изд-во «Астрель» 2008.

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2». – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

5. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. : изд-во «Сфера», 2008.

6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду, М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

7. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста/ Нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование. М., 2009.

8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.». – М. : «Карапуз», 2009.

9. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования, Санкт-Петербург: изд-во «Каро», 2010.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке» Усидеть сегодня дома Я, конечно же, не мог. Прихватив коньки с собою, Я примчался на каток. На коньках я словно птица Как стрела бегу.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Мастер-класс по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования для детей младшего дошкольного возраста «Букет роз»Мастер-класс по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования для детей младшего дошкольного возраста «Букет роз» Цель. Развивать желание создавать рисунок, используя различные материалы для изображения. Задачи. Учить детей закрашивать предмет отдельными.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 марта 2021 в 13:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД