Получи документы

Доклад «Педагогические условия формирования у старших дошкольников интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре»

Юлия Гореленко
Доклад «Педагогические условия формирования у старших дошкольников интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре»

Педагогические условия формирования у старших дошкольников познавательного интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре

Самостоятельная музыкально-дидактическая игра (далее МДИ) играет большую роль в музыкальном развитии дошкольников. У них гармонично развиваются все психические процессы, дети обучаются организовывать свою деятельность, а главное, повышается познавательный интерес к музыке, ее проявлениям.

Публикация «Доклад „Педагогические условия формирования у старших дошкольников интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре“» размещена в разделах

Познавательный интерес как психологическое понятие включает множество значимых процессов – от единичных до их совокупности и выражается в тенденциях, потребностях, отношениях. Своеобразие познавательного интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на все новое (любопытство, он постепенно переходит в любознательность, и далее в потребность убедиться в истине.

Результаты педагогических исследований подтверждают, что развитие познавательного интереса старших дошкольников – не замкнутый в себе автономный процесс. Он обусловлен социальным окружением; сферой и характером деятельности не только самого ребенка, но и людей его окружающих; процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения познавательного интереса; активностью самой личности, ее позицией. Зависимость интересов не только от окружающих объектов, но и от людей, направляющих, переключающих, коррегирующих их, подтверждает сложность познавательного интереса как психолого – педагогического явления.

Для формирования познавательного интереса к самостоятельной МДИ у старших дошкольников, по мнению большинства авторов, необходимы следующие условия :

1. Создание музыкально - предметной среды в группе.

2. Обучение детей МДИ на музыкальных занятиях.

3. Развитие самостоятельности детей.

Используя музыкальную предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным:

-воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

-воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

-воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.

Для определения эффективности использования педагогических условий в формировании познавательного интереса к МДИ у старших дошкольников на базе двух групп детского сада было проведено экспериментальное исследование.

В эксперименте участвовало 20 человек. Экспериментальная группа А- дети старшей группы (10 человек, контрольная группа Б – дети старшей группы (10 человек).

Предполагалось, что созданная система педагогических условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей повысит уровень интереса к самостоятельной МДИ и обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Формирующий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении уровня формирования познавательного интереса у старших дошкольников к самостоятельной МДИ. Для проведения данного этапа использовались метод наблюдения и беседы.

В результате исследования на констатирующем эксперименте выяснилось, что очень высокий уровень формирования познавательного интереса к самостоятельной МДИ не показал никто из испытуемых. При выполнении заданий дети скованы эмоционально. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью, у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков и нет опыта музыкально-творческой деятельности. У дошкольников слабо развит мелодический, тембровый и высокочастотный слух, а также чувство ритма.

Результаты констатирующего эксперимента наглядно демонстрируют важность проведения специального комплекса занятий для более успешного формирования познавательного интереса к самостоятельной МДИ. Поэтому, в формирующем этапе были разработаны и реализованы педагогические условия, направленные на формирование у детей познавательного интереса. Работа проводилась на занятиях, которые состояли из игр и упражнений, направленных на формирование познавательного интереса к самостоятельной МДИ.

Результаты контрольного эксперимента отчетливо показали, что в отличие от детей контрольной группы у детей экспериментальной группы произошли значительные качественные изменения после проведенной работы. Существенно изменился уровень развития музыкально-сенсорных способностей, что проявилось в качестве активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков, способствуя при этом развитию памяти, воображения, мышления. Изменился у старших дошкольников подход к процессу обучения. Это отразилось в заинтересованности использования дидактического материала, в активности выполнения заданий, в применении умений и навыков, полученных на занятиях в самостоятельной музыкальной деятельности.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают, что создание педагогических условий для формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к самостоятельной МДИ показало свою эффективность.

Список использованной литературы:

1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] : учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова / Под ред. Ветлугиной Н. А. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1989. – 270с.

2. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320с.

3. Дормидонтова, Л. П. Программа музыкального образовния и развития дошкольников «Музыкальные ступеньки детского творчества» [Текст] / Л. П. Дормидонтова // Детский сад от А до Я. – 2010. – №3. – С. 93 – 103.

4. Дубровина, И. В. Психология [Текст] : И. В. Дубровина, Е. Е. Данилина, А. М. Приожан. – М. : Просвещение, 2001. – 160с.

5. Дубогрызова, Г. Н. Музыка как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Дубогрызова // Детский сад от А до Я. – 2010. – №3. – С. 112 – 117.

Публикации по теме:

Методическая разработка для музыкальных руководителей «Знакомство с родителями» .

Консультация для музыкальных руководителей «Чтобы выпускной запомнился» Ребёнок растёт, он учится ходить, говорить, общаться с окружающими. Многие родители с самого раннего детства документально фиксируют все.

Консультация для музыкальных руководителей «Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей»Консультация для музыкальных руководителей «Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей» Администрация г. о. Саранск Департамент по социальной политике Управление образования МДОУ «Детский сад № 125 комбинированного вида».

Консультация для музыкальных руководителей Интеграция различных видов художественных занятий в образовательной деятельности, а так же в области «Музыка», в соответствии с требованиями.

Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха» Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха» Подготовила музыкальный.

Мастер-класс для музыкальных руководителей по изготовлению музыкальных инструментов «Барабанчики»Мастер-класс для музыкальных руководителей по изготовлению музыкальных инструментов «Барабанчики» Оборудование: банка из - под майонеза, самоклеющаяся бумага, бельевая верёвка, ножницы, карандаш, кожа (или крепкая, плотная ткань). Шаг.

Музыкальные традиции в ДОУ. Консультация для музыкальных руководителей Цель:Создать условия для развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребенка к миру — эстетического отношения, в котором.

Консультация для музыкальных руководителей «Особенности развития детского голоса» Всем давно известно, если у ребенка что-либо не получалось, он обычно теряет интерес к делу и старается его избегать. Если это пение, то.

Рекомендации для музыкальных руководителей «Создание условий для развития музыкальных способностей детей» Рекомендации для музыкальных руководителей «Создание условий для развития музыкальных способностей детей» № п/п Элементы предметно-развивающей.

Визитка для музыкальных руководителей Визитка для 3-х музыкальных руководителей (детский сад – 12 групп). Автор: Романова Л. А. Три девицы под окном Собрались в саду своем Обсудить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Педагогические условия формирования у старших дошкольников интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре»
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 16:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД