Получи документы

Формирование навыков социализации в воспитательном процессе у детей с умственной отсталостью

Кузнецова Марина
Формирование навыков социализации в воспитательном процессе у детей с умственной отсталостью

«Формирование навыков социализации в воспитательном процессе

у детей с умственной отсталостью».

Кузнецова М. И

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для детей с ограниченными

возможностями здоровья», kuznetzomar@yandex.ru

Публикация «Формирование навыков социализации в воспитательном процессе у детей с умственной отсталостью» размещена в разделах

Одним из способов улучшения качества жизни ребёнка с умственной отсталостью - является повышение уровня его социальной адаптации в обществе. Усвоение воспитанником принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях школы-интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Социализация - это процесс приспособления к условиям жизни в социуме или овладение и активное воспроизводство социально-культурного опыта общества (опыта отношений, норм поведения, взаимодействия). Социализация предполагает освоение личностью социальных ролей в обществе - гражданина, работника, семьянина. Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно осуществляется в детстве, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения. М. И. Рожков определил: «Воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека».

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда таких условий:

1. Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путём целенаправленной педагогической работы.

2. Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.

3. Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т. е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам.

Для формирования признаков социализированности в воспитательном процессе, помогают эффективные методы:

-информационные (беседы, внеклассное чтение, просмотр фильмов и презентаций, подготовленных для воспитательных занятий, встречи с представителями правоохранительных организаций, работниками МЧС);

-практически - действенные (игра как метод воспитания, воспитывающие

ситуации, организация общественно-полезной деятельности, коллективный труд, социальные акции «Чистый лес»)

-стимулирующие (поощрение и наказание)

-нетрадиционные: арттерапия (воспитание средствами искусства - театр, рисование, экскурсии - музей, библиотеки города, общение с животными - ст. «Юный натуралист», зоопарк г. Тамбова).

Воспитание лишь компонент процесса социализации. Чем наполнить содержание воспитательного процесса, чтобы оно отвечало цели воспитания, должен решать сам педагог.

Чёткости планирования педагогической работы способствует целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, т. е. педагогическая диагностика.

Важно сделать максимально наглядным весь воспитательный материал. Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы. Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях.

Одним из условий успешности воспитания детей является их активная деятельность в процессе восприятия социализированной личности. Это обследование изучаемых предметов, рисование, лепка, конструирование; многократное применение новых слов, фраз.

Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности.

От выполняемой деятельности воспитанник должен получать чувства удовлетворения, т. е. деятельность должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя «умелым». Поэтому формируемые знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности воспитанников. Положительная оценка педагогом их деятельностиутверждает у детей веру в себя. Важно поощрять каждую маленькую «победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание.

Успешность педагогической работы по социализации воспитанников зависит от взаимодействия учителя и воспитателя : согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса социально – бытовой подготовки воспитанников.

Процёсс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, на включение воспитанников в разные виды социальной деятельности, создаёт предпосылки для формирования признаков социализированности воспитанников. Только тогда появится опыт осознанной активной социальной жизни.

Литература:

1. Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А. М. Щербаковой. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.

2. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2000.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков социализации в воспитательном процессе у детей с умственной отсталостью
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 11:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД