Получи документы

Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования

Елена Пан
Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования

Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования

В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле. [2, с. 14]

Публикация «Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования» размещена в разделах

Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования. Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. В процессе экологического образования дошкольников открываются большие возможности для трудового воспитания. [2, c. 14]

Проблема экологического образования детей дошкольного возраста интересовала ученых, педагогов на разных исторических этапах. Существенное значение в процессе экологического образования детей имеют труды известных педагогов о влиянии ознакомления с окружающим миром на психическое развитие ребенка - Е. Н. Водовозовой, Е. Н. Тихеевой, К. Д. Ушинского, Л. А. Венгер, А. В. Запорожеца, Н. Н. Поддъякова, П. Г. Саморуковой, С. А. Веретенниковой, В. Г. Дюкиной, Л. Г. Нисканен, Зебзеевой В. А., С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, И. И. Ивановой.

Особое значение для нашего исследования имеют концепции воспитания экологической культуры И. Л. Беккера, Э. В. Гирусова, И. Д. Зверева, Т. Д. Коростелевой, И. Н. Пономаревой.

Н. А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. [6, с. 45]

Целью экологического образования является становление экологически культурной личности и общества как совокупности, практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Высокая значимость экологического образования детей ставит перед теорией и практикой дошкольного воспитания важную задачу разработки и использования наиболее эффективных методов экологического воспитания в детском саду. [4, c. 12]

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. [4, с. 32]

Совместная забота взрослых и дошкольников о растениях в уголке природы является основным методом экологического образования — методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, формирования трудовых умений и должного взаимодействия с природой ближайшего окружения. [7, с. 78]

В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. [3, с. 56]

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. [3, с. 47]

Трудовые умения - это умения осуществлять труд, если его рассматривать не в широком смысле. Трудовые умения : любая практическая деятельность направлена на реальное изменение наличного материального бытия - не только природного, но и социального. [3, с. 47]

В настоящее время растет число экспериментальных исследований в данной области. Многие педагоги такие как Р. С. Буре, В. Г. Нечаева, Л. В. Куцакова и другие, считают, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга.

В современной науке и практике неупорядоченным и малоисследованным остается вопрос взаимосвязи формирования трудовых умений дошкольников и формирования представлений о природе. Педагоги и психологи уделяют большое внимание формированию трудовых умений дошкольников, так как они выполняют важную функцию в развитии личности человека.

Нами проводилось исследование по проблеме формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования.

Цель нашего исследования состояла в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий, способствующих формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования.

Наша экспериментальная работа проходила на базе ДОУ № 18 г. Бугуруслана. Нами исследован уровень развития трудовых умений у десяти детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за трудом детей в уголке природы. В ходе наблюдения за детьми определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора, вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.) :

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

Анализируя сформированность трудовых умений. Навыков и отношение детей к труду мы определили, к какой группе относится ребенок:низкий, средний и высокий уровень сформированности трудовых умений и результативности труда.

Анализируя данные мы выявили, что у четверых детей (40%) низкий уровень сформированности трудовых умений, в основном это часто болеющие дети. У шестерых детей (60%) трудовые умения сформированы на среднем уровне.

Мы выяснили, что труд в природе не так значим для детей, дети не умеют системно трудится, а только выполняют трудовые поручения. Отвлекаются во время работы, не доводят начатое до конца. Вместе с тем знают где лежит оборудование для труда, но не умеют организовывать пространство, выбирают легкое задание, отказываясь делать то, что не любят.

В ходе этого исследования мы определили: желание старших дошкольников трудиться в уголке природы, и отражается ли их желание в реальном процессе работы, каковы их мотивы, характер поведения в процессе работы : уклоняются ли от процесса труда; хорошо ли работают или только при контроле со стороны воспитателя, детей; выполняют ли назначения воспитателя; помогают ли другим детям.

Полученные результаты говорят о необходимости целенаправленной работы по формированию трудовых умений у детей. Поэтому мы перешли к проведению формирующего эксперимента целью которого было совершенствование процесса формирования трудовых умений в уголке природы по уходу за комнатными растениями у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования. Совместная забота взрослых и дошкольников о растениях в уголке природы является главным методом экологического образования — методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, формирования трудовых умений, должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

С целью проведения формирующего эксперимента нами был разработан экологический проект «Учимся трудиться, ухаживая за комнатными растениями». Для успешной реализации проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе нам потребовалась серьезная подготовка к организации проектирования, методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение.

В результате организованной работы мы обратили внимание, что дети с интересом стали относиться к своим трудовым поручениям. Многие стали проверять сухой или влажный цветок, помогали другим во время дежурства.

После завершения формирующего эксперимента мы провели исследование развития у детей трудовых умений при работе в уголке природы.

Вновь сделали срез по определению уровня сформированности трудовых умений. Проведение повторной диагностики и сравнение полученных результатов с первоначальными, позволило судить о положительной динамике формирования трудовых умений старших дошкольников в процессе экологического образования.

При повторном обследовании детей все дети показали достаточной высокий уровень сформированности трудовых умений, двое (20 %) из них показали высокий уровень сформированности трудовых умений, и средний уровень показателя сформированности трудовых умений повысился до 80% (8 детей).

Сводные результаты сформированности трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования наглядно демонстрируют улучшение показателей в результате проведенной работы по развитию формирований трудовых умений.

Результат работы, проведенной во время формирующего эксперимента, показал, что формирование трудовых умений в процессе экологического образования у детей старшего дошкольного возраста помогают детям развиваться, используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

В процессе ухода за растениями дети узнали, что их рост и развитие зависят не только от наличия объективных условий — солнечного света, тепла, влаги, почвы (для растений, но и ухода, овладели определенными навыками и умениями. Мы обратили внимание на то, что у детей появился интерес к труду в уголке природы.

Таким образом, в процессе эксперимента, мы выяснили, что труд в уголке природы по уходу за комнатными растениями является эффективным методом формирования трудовых умений у старших дошкольников в процессе экологического образования, так как реализация всего намеченного содержания с использованием различных методов и приемов труда в природе в процессе экологического образования положительно повлияла на формирование трудовых навыков у старших дошкольников. Обогатились представления детей о мире растений, о способах ухода за растениями. Основными достижениями развития трудовых умений являются : дети поливают растения, умеют рыхлить землю, убирать с листочков пыль, дети способны найти среди растения те которые нуждаются в уходе и объяснить почему. Дети рассказывают, как могут измениться растения, если за ними правильно ухаживать. Ребята научились подбирать оборудование, для выполнения трудовых заданий. Труд в уголке природы является действенным средством формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Васильева, М. А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 7-11.

2. Гайнуллова Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике / Гайнуллова Ф. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 46-52.

3. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 135 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).

4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение 2001 – 187с.

5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. /Под ред. С. А. Козловой. - М., 2009.

6. Рыжова Н. В тени большого фикуса: [экологическое воспитание в детском саду] / Рыжова Н. // Обруч. - 2007. - № 6. - С. 26-28.

7. Федорова Т. Т. Распространение экологических знаний в дошкольном образовательном учреждении / Федорова Т. Т., Хайруллина Р. Р. // Современный детский сад. - 2010. - № 3. - С. 19-22.

8. Янакиева Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания / Янакиева Э. К. // Современный детский сад. - 2008. - № 8. - С. 49-54.

Публикации по теме:

Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников.

Развитие социально-речевых умений у дошкольников в процессе игр парами В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее.

Игровые методы в процессе образования и воспитания дошкольниковИгровые методы в процессе образования и воспитания дошкольников Стимулирующая функция игры состоит в том, что она направлена на достижение позитивного эмоционального состояния, на поиск и решение нравственной.

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Проводимые реформы образования в настоящее время направлены на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования.

Программа экологического образования дошкольников «Мы открываем мир» Программа экологического образования дошкольников "Мы открываем мир" младшая группа Введите детей в мир познаний. Цель: Дать элементарные.

Опытно-экспериментальная деятельность в процессе экологического воспитания дошкольников Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Наша задача — помочь детям в проведении этих.

Презентация «Методы экологического образования дошкольников» Методы экологического образования дошкольников 1. Понятие и классификация методов экологического образования дошкольников Методы обучения — это.

Театральная деятельность младших дошкольников в системе непрерывного экологического образования Детство начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное.

Учебная практика по МДК 03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников 1. Наблюдение и анализ НОД «Наблюдение за объектами природы». (Возрастная группа по выбору обучающегося). Конспект прогулки в старшей группе.

Эколого–развивающая среда, ее значение для экологического образования дошкольников В настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем является проблема экологического образования подрастающего поколения. Этот вопрос.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 19:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД