МААМ-картинки

Инклюзивное образование: замыслы и реальность

Винникова Ольга
Инклюзивное образование: замыслы и реальность

Винникова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 213 "Открытие"

«Для того, чтобы было легко жить с каждым

человеком, думай о том, что тебя соединяет,

а не о том, что тебя разъединяет с ним»

Л. Н. Толстой

Инклюзивное образование : замыслы и реальность

Публикация «Инклюзивное образование: замыслы и реальность» размещена в разделах

В наше время инклюзивное образование стало неотъемлемой частью нашего общества. Это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с особенностями, а также, имеющие инвалидность, обучаются совместно. Инклюзивное образование - это инновационная практика, это новшество, которое многое меняет в учебном процессе. Каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. И как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий.

В целом, современное общество готово к инклюзии, оно способно предоставить детям с особыми образовательными потребностями возможность учиться в обычных массовых школах.

На 1 сентября 2017 года в 3 классе, где я работаю учителем, детей со статусом ОВЗ не было. Из разных образовательных учреждений в нашу новую школу пришли 32 ребенка в возрасте 8-9 лет с разным уровнем знаний. Первое полугодие дети адаптировались в новой образовательной среде, привыкали к новому учителю. Были отличники, хорошисты, но несколько человек никак не справлялись с учебной программой. После консультаций у узких специалистов (логопед, психолог, дефектолог) мною были составлены беседы с родителями этих детей и рекомендовано прохождение ТПМПК. В 4 классе 3 ученика моего класса имеют заключение ТПМПК со статусом ОВЗ. К чему же это меня обязывает как учителя начальных классов?

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании специальных образовательных условий.

1. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования с учетом диагноза.

2. Индивидуальный учебный план по основным предметам с обязательным посещением остальных предметов.

3. Очная форма обучения с полной включенностью в образовательный процесс.

4. Индивидуально-ориентированная система оценивания ребенка, адекватная его возможностям.

5. Сопровождение процесса обучения специалистами (логопед, психолог, дефектолог) коррекционно-развивающими занятиями, отслеживание динамики развития.

6. В работе с обучающимися использовать специальные педагогические методы обучения:

• дифференцированное, «пошаговое» обучение, реализация индивидуального подхода;

• предъявление учебного материала с опорой на зрительные образы; учёт замедленного темпа деятельности;

• определение объема заданий в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка;

• чередование видов и методов деятельности;

• постоянная поддержка познавательного интереса.

7. Проведение промежуточной аттестации в форме, учитывающей особые образовательные потребности и возможности обучающегося:

• Адаптация контрольно-оценочного материала;

• Оценивание его собственного продвижения, а не соответствия нормативу;

• Заблаговременное предупреждение обо всех возможных изменениях, поддержка в ситуациях неожиданных изменений в заведённом распорядке;

• Предоставление ребёнку возможностей для отдыха.

Мною были разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы, подстроенные под возможности каждого ребёнка. Особенность таких программ в том, что они не вынуждают детей следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, они лишь предполагают индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, обучающиеся получают такое же образование, как и их одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками педагоги помогают им специальными методами.

По основным предметам (русский язык, математика и литературное чтение) ученики со статусом ОВЗ занимаются по индивидуальному учебному плану, соответствующему их уровню знаний. При выполнении проверочных и контрольных работ они также получают индивидуальные задания без ограничения по времени выполнения.

В школе работают специалисты, сопровождающие учеников с особыми образовательными потребностями в процессе обучения. Это психолого-педагогический консилиум.

Согласно расписания, дети со статусом ОВЗ индивидуально и в малых подгруппах занимаются со специалистами.

Педагог-психолог проводит занятия, направленные на развитие когнитивной сферы; создаёт условия для обеспечения ребёнку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Учитель-логопед проводит занятия по развитию и коррекции нарушений письменной и устной речи.

Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно, равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП и его родители готовы прикладывать для этого необходимые усилия. С родителями ведется регулярная работа. Согласно заключению ТПМПК, они должны осуществлять систематический контроль за учебным процессом, оказывать помощь в выполнении домашних заданий.

С моей стороны систематически ведется информационная работа в классе, которая направлена на изменение негативных стереотипов, на формирование положительного общественного мнения. И это дает свои результаты. Дети, родители, педагоги толерантно, с пониманием, вниманием и необходимой помощью относятся к детям с особыми образовательными потребностями. Дети нашего класса часто используют взаимовыручку в работе над ошибками.

Именно педагог должен стать координатором инклюзивного процесса в детском коллективе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями. Именно педагог должен творчески перерабатывать образовательный план, адаптировать свои методы обучения с учётом особенностей детей.

И, конечно, постоянно нужно помнить о том, что необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО Благодаря реформации образования в настоящее время стратегия образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Инклюзивное образование детей в ДОО. Современное состояние, перспективы развития на примере своего ДОО Сухомлинский В. А. : «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (понятие, цель, задачи, принципы,.

Инклюзивное образование студентов с сенсорными и двигательными нарушениями. Рекомендации педагогам Среднее профессиональное и высшее образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Оно дает свободу жизненного.

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС В первую очередь необходимо разобраться с тем, чем же в действительности является инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС. Суть этого подхода.

Консультация для педагогов «Инклюзивное образование» Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция.

Консультация «Нужно ли нам инклюзивное образование?» Нужно ли нам инклюзивное образование?Совсем недавно в нашей стране во все образовательные учреждения начали вводить инклюзивное образование.

Самообразование «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО». 1. Актуальность инклюзивного образования в ДОУ.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инклюзивное образование: замыслы и реальность
Опубликовано: 27 марта 2019 в 12:38
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД