Получи документы

Инклюзивное образование: замыслы и реальность

Винникова Ольга
Инклюзивное образование: замыслы и реальность
▼ Скачать + Заказать документы

Винникова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 213 "Открытие"

«Для того, чтобы было легко жить с каждым

человеком, думай о том, что тебя соединяет,

а не о том, что тебя разъединяет с ним»

Л. Н. Толстой

Инклюзивное образование : замыслы и реальность

Публикация «Инклюзивное образование: замыслы и реальность» размещена в разделах

В наше время инклюзивное образование стало неотъемлемой частью нашего общества. Это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с особенностями, а также, имеющие инвалидность, обучаются совместно. Инклюзивное образование - это инновационная практика, это новшество, которое многое меняет в учебном процессе. Каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. И как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий.

В целом, современное общество готово к инклюзии, оно способно предоставить детям с особыми образовательными потребностями возможность учиться в обычных массовых школах.

На 1 сентября 2017 года в 3 классе, где я работаю учителем, детей со статусом ОВЗ не было. Из разных образовательных учреждений в нашу новую школу пришли 32 ребенка в возрасте 8-9 лет с разным уровнем знаний. Первое полугодие дети адаптировались в новой образовательной среде, привыкали к новому учителю. Были отличники, хорошисты, но несколько человек никак не справлялись с учебной программой. После консультаций у узких специалистов (логопед, психолог, дефектолог) мною были составлены беседы с родителями этих детей и рекомендовано прохождение ТПМПК. В 4 классе 3 ученика моего класса имеют заключение ТПМПК со статусом ОВЗ. К чему же это меня обязывает как учителя начальных классов?

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании специальных образовательных условий.

1. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования с учетом диагноза.

2. Индивидуальный учебный план по основным предметам с обязательным посещением остальных предметов.

3. Очная форма обучения с полной включенностью в образовательный процесс.

4. Индивидуально-ориентированная система оценивания ребенка, адекватная его возможностям.

5. Сопровождение процесса обучения специалистами (логопед, психолог, дефектолог) коррекционно-развивающими занятиями, отслеживание динамики развития.

6. В работе с обучающимися использовать специальные педагогические методы обучения:

• дифференцированное, «пошаговое» обучение, реализация индивидуального подхода;

• предъявление учебного материала с опорой на зрительные образы; учёт замедленного темпа деятельности;

• определение объема заданий в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка;

• чередование видов и методов деятельности;

• постоянная поддержка познавательного интереса.

7. Проведение промежуточной аттестации в форме, учитывающей особые образовательные потребности и возможности обучающегося:

• Адаптация контрольно-оценочного материала;

• Оценивание его собственного продвижения, а не соответствия нормативу;

• Заблаговременное предупреждение обо всех возможных изменениях, поддержка в ситуациях неожиданных изменений в заведённом распорядке;

• Предоставление ребёнку возможностей для отдыха.

Мною были разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы, подстроенные под возможности каждого ребёнка. Особенность таких программ в том, что они не вынуждают детей следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, они лишь предполагают индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, обучающиеся получают такое же образование, как и их одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками педагоги помогают им специальными методами.

По основным предметам (русский язык, математика и литературное чтение) ученики со статусом ОВЗ занимаются по индивидуальному учебному плану, соответствующему их уровню знаний. При выполнении проверочных и контрольных работ они также получают индивидуальные задания без ограничения по времени выполнения.

В школе работают специалисты, сопровождающие учеников с особыми образовательными потребностями в процессе обучения. Это психолого-педагогический консилиум.

Согласно расписания, дети со статусом ОВЗ индивидуально и в малых подгруппах занимаются со специалистами.

Педагог-психолог проводит занятия, направленные на развитие когнитивной сферы; создаёт условия для обеспечения ребёнку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Учитель-логопед проводит занятия по развитию и коррекции нарушений письменной и устной речи.

Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно, равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП и его родители готовы прикладывать для этого необходимые усилия. С родителями ведется регулярная работа. Согласно заключению ТПМПК, они должны осуществлять систематический контроль за учебным процессом, оказывать помощь в выполнении домашних заданий.

С моей стороны систематически ведется информационная работа в классе, которая направлена на изменение негативных стереотипов, на формирование положительного общественного мнения. И это дает свои результаты. Дети, родители, педагоги толерантно, с пониманием, вниманием и необходимой помощью относятся к детям с особыми образовательными потребностями. Дети нашего класса часто используют взаимовыручку в работе над ошибками.

Именно педагог должен стать координатором инклюзивного процесса в детском коллективе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями. Именно педагог должен творчески перерабатывать образовательный план, адаптировать свои методы обучения с учётом особенностей детей.

И, конечно, постоянно нужно помнить о том, что необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО Благодаря реформации образования в настоящее время стратегия образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Инклюзивное образование детей в ДОО. Современное состояние, перспективы развития на примере своего ДОО Сухомлинский В. А. : «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (понятие, цель, задачи, принципы,.

Инклюзивное образование студентов с сенсорными и двигательными нарушениями. Рекомендации педагогам Среднее профессиональное и высшее образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Оно дает свободу жизненного.

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС В первую очередь необходимо разобраться с тем, чем же в действительности является инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС. Суть этого подхода.

Консультация для педагогов «Инклюзивное образование» Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция.

Консультация «Нужно ли нам инклюзивное образование?» Нужно ли нам инклюзивное образование?Совсем недавно в нашей стране во все образовательные учреждения начали вводить инклюзивное образование.

Самообразование «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО». 1. Актуальность инклюзивного образования в ДОУ.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инклюзивное образование: замыслы и реальность
Опубликовано: 27 марта 2019 в 12:38
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивное образование: замыслы и реальность» (включая файлы) размещена пользователем Винникова Ольга (УИ 1531417) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД