Получи документы

Нейроигры и упражнения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Якименко Яна
Нейроигры и упражнения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Нейроигры и упражнения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

С каждым годом увеличивается количество детей с различными нару-шениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к рабо-те, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов до-школьных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, ин-структора по физической культуре, педагога – психолога.

Публикация «Нейроигры и упражнения с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недо-развитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоциональ-но-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии дви-гательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недоста-точная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утом-ляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокой-ству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформи-рованность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Наличие данных характеристик способствует возникнове-нию трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и мо-торного развития ребенка. Теоретическая основа метода нейропсихологиче-ского изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками. Алек-сандр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возни-кают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процес-сов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются пред-посылки для становления таких процессов как речь и мышление. Нейро-психологические методы обследования успешно применяются как для диа-гностики, так и для коррекции высших психических функций у детей до-школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая де-тей с тяжелыми нарушениями речи. Применение педагогами системы упраж-нений с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии.

Нейроигра - это тот инструмент, который сможет скорректировать пси-хические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет. Для наибольшей эффектив-ности занятий были разработаны определённые принципы коррекционной работы. Первое, что нужно знать – любые коррекционные занятия не яв-ляются заменой полноценному обучению ребёнка, поскольку они отвечают за помощь в формировании основных функций и процессов, которые необхо-димы для последующего развития малыша. Начало коррекции предполагает воздействие на фоновые элементы, и уже впоследствии выстраивается инди-видуальная программа с учётом особенностей течения процессов в головном мозге ребёнка. На начальных этапах применяют базовые комплексы игр, по-степенно их усложняя. Таким образом, ребёнок учится выполнять сложные задания без какой-либо помощи. Проводятся мероприятия в игровой форме, чтобы ребёнок не испытывал напряжения и был замотивирован и заинтере-сован в них.

Обратиться к специалисту стоит, если ребё нок:

• Жалуется на плохую память;

• Имеет низкую работоспособность;

• Не желает общаться со сверстниками;

• Имеет задержку речевого развития, логопедические дисфункции;

• Испытывает трудности с учёбой и усвоением материала;

• Имеет дисфункции психомоторного развития.

Помимо этого, нейропсихологические игры показаны детям, если у них имеются:

• Речевая недоразвитость;

• ЗПР;

• Аутизм;

• ОВЗ;

• СДВГ и пр.

Цели нейроигр :

• развитие высших психических функций;

• функциональная активация подкорковых образований мозга;

• обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;

• стабилизация межполушарного взаимодействия;

• обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической ин-формации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической, зрительной, слуховой;

• обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.

Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений :

• дыхательные упражнения;

упражнения - растяжки;

• глазодвигательные упражнения;

упражнения для артикуляционного аппарата;

упражнения для развития мелкой моторики рук;

упражнения релаксационные;

упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;

упражнения с правилами и т. д.

Нейроигры направлены на работу с детьми, с общей моторной нелов-костью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижени-ем памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной затормо-женностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблема-ми, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.

Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые мною в работе:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Глазодвигательные упражнения.

Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие дви-жением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положе-ние – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её акти-визирует.

4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмер-ка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.

5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролиро-вать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движе-ниями.

6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение рас-тяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость, зажи-мов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

Например, растяжка «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спи-ны, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памя-ти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.

- Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надкостную мышцу).

- Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу. Одно-временно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытя-гивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, гу-бы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».

- Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.

- Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» переме-щайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5-6 «УХ» в одну сторону).

- Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.

- Поменяйте руку и повторите то же самое.

7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на разви-тие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др., развитие саморегуляции.

Примеры функциональных упражнений.

«Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля.

Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противопо-ложной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавли-ваться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым послед-ним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор об-суждает с группой трудности в выполнении упражнения.

«Руки-ноги». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного кон-троля, погашение импульсивности, развитие навыков удержания программы. И. п. – стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Но-ги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

«Колпак мой треугольный» (старинная игра). Цель: развитие концентра-ции внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произ-носят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза по-вторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяюще-го жестом (легкий хлопок ладошкой по голове); затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторе-нии фразы в третий раз, заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

Примеры коммуникативных упражнений.

«Тачка». Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участ-ники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем при-седает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д

Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на ру-ках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движе-ния.

«Сороконожка».

Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Со-роконожку».

«Животные».

Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т. д - Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превра-щаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т. д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислуши-ваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и пере-двигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставать-ся закрытыми.

9. Упражнения для релаксации.

Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Все упражнения использовались как в совокупности и представляли собой комплекс психомоторной гимнастики (имели чёткую структуру с риту-алом начала занятия, релаксацией, ритуалом окончания, так и выступали элементом непосредственной образовательной деятельности, применялись в режимных моментах.

Например,

– зарядка или утренняя совместная деятельность (5-7 мин.) – ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки;

– физминутка (во время занятия, 1-2 мин.) – глазодвигательные упражнения, или на развитие межполушарного взаимодействия;

– игры на свежем воздухе (лето до 20 минут, зима – 10 минут) – простран-ственные упражнения, коммуникативные и игры на регуляцию движения;

– пробуждение (2-3 минуты) – дыхательные упражнения, растяжка.

Имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повыше-ния умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных про-цессов.

Применение данного метода позволяет:

Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представ-ления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить рабо-тоспособность к произвольному контролю.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определё нные условия:

• Занятия проводятся по 10-15 минут.

• Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

• Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

• От детей требуется точное выполнение движений и приёмов

Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

• Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осозна-ния субъективных признаков изменений, после этого обучать дошколь-ников.

Рекомендую коллегам освоить этот метод коррекции и внедрять его в работе с детьми.

Есть ограничения : дети с эпилептической готовностью, дети с психиат-рическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недоста-точностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроигры и упражнения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 11:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроигры и упражнения с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Якименко Яна (УИ 1621191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД