Якименко Яна
Нейроигры и упражнения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Нейроигры и упражнения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
С каждым годом увеличивается количество детей с различными нару-шениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к рабо-те, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов до-школьных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, ин-структора по физической культуре, педагога – психолога.
Публикация «Нейроигры и упражнения с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недо-развитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоциональ-но-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии дви-гательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недоста-точная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утом-ляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокой-ству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформи-рованность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Наличие данных характеристик способствует возникнове-нию трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.
Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и мо-торного развития ребенка. Теоретическая основа метода нейропсихологиче-ского изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками. Алек-сандр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возни-кают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процес-сов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются пред-посылки для становления таких процессов как речь и мышление. Нейро-психологические методы обследования успешно применяются как для диа-гностики, так и для коррекции высших психических функций у детей до-школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая де-тей с тяжелыми нарушениями речи. Применение педагогами системы упраж-нений с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии.
Нейроигра - это тот инструмент, который сможет скорректировать пси-хические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет. Для наибольшей эффектив-ности занятий были разработаны определённые принципы коррекционной работы. Первое, что нужно знать – любые коррекционные занятия не яв-ляются заменой полноценному обучению ребёнка, поскольку они отвечают за помощь в формировании основных функций и процессов, которые необхо-димы для последующего развития малыша. Начало коррекции предполагает воздействие на фоновые элементы, и уже впоследствии выстраивается инди-видуальная программа с учётом особенностей течения процессов в головном мозге ребёнка. На начальных этапах применяют базовые комплексы игр, по-степенно их усложняя. Таким образом, ребёнок учится выполнять сложные задания без какой-либо помощи. Проводятся мероприятия в игровой форме, чтобы ребёнок не испытывал напряжения и был замотивирован и заинтере-сован в них.
Обратиться к специалисту стоит, если ребё нок:
• Жалуется на плохую память;
• Имеет низкую работоспособность;
• Не желает общаться со сверстниками;
• Имеет задержку речевого развития, логопедические дисфункции;
• Испытывает трудности с учёбой и усвоением материала;
• Имеет дисфункции психомоторного развития.
Помимо этого, нейропсихологические игры показаны детям, если у них имеются:
• Речевая недоразвитость;
• ЗПР;
• Аутизм;
• ОВЗ;
• СДВГ и пр.
Цели нейроигр :
• развитие высших психических функций;
• функциональная активация подкорковых образований мозга;
• обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
• стабилизация межполушарного взаимодействия;
• обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической ин-формации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической, зрительной, слуховой;
• обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.
Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений :
• дыхательные упражнения;
• упражнения - растяжки;
• глазодвигательные упражнения;
• упражнения для артикуляционного аппарата;
• упражнения для развития мелкой моторики рук;
• упражнения релаксационные;
• упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
• упражнения с правилами и т. д.
Нейроигры направлены на работу с детьми, с общей моторной нелов-костью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижени-ем памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной затормо-женностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблема-ми, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.
Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые мною в работе:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Глазодвигательные упражнения.
Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие дви-жением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положе-ние – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.
3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её акти-визирует.
4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмер-ка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролиро-вать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движе-ниями.
6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение рас-тяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость, зажи-мов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.
Например, растяжка «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спи-ны, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памя-ти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.
- Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надкостную мышцу).
- Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу. Одно-временно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытя-гивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, гу-бы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».
- Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.
- Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» переме-щайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5-6 «УХ» в одну сторону).
- Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.
- Поменяйте руку и повторите то же самое.
7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на разви-тие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др., развитие саморегуляции.
Примеры функциональных упражнений.
«Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля.
Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противопо-ложной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавли-ваться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым послед-ним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор об-суждает с группой трудности в выполнении упражнения.
«Руки-ноги». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного кон-троля, погашение импульсивности, развитие навыков удержания программы. И. п. – стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Но-ги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
«Колпак мой треугольный» (старинная игра). Цель: развитие концентра-ции внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности.
Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произ-носят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза по-вторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяюще-го жестом (легкий хлопок ладошкой по голове); затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторе-нии фразы в третий раз, заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).
8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
Примеры коммуникативных упражнений.
«Тачка». Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участ-ники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем при-седает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д
Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на ру-ках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движе-ния.
«Сороконожка».
Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Со-роконожку».
«Животные».
Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т. д - Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превра-щаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т. д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислуши-ваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и пере-двигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставать-ся закрытыми.
9. Упражнения для релаксации.
Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Все упражнения использовались как в совокупности и представляли собой комплекс психомоторной гимнастики (имели чёткую структуру с риту-алом начала занятия, релаксацией, ритуалом окончания, так и выступали элементом непосредственной образовательной деятельности, применялись в режимных моментах.
Например,
– зарядка или утренняя совместная деятельность (5-7 мин.) – ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки;
– физминутка (во время занятия, 1-2 мин.) – глазодвигательные упражнения, или на развитие межполушарного взаимодействия;
– игры на свежем воздухе (лето до 20 минут, зима – 10 минут) – простран-ственные упражнения, коммуникативные и игры на регуляцию движения;
– пробуждение (2-3 минуты) – дыхательные упражнения, растяжка.
Имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повыше-ния умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных про-цессов.
Применение данного метода позволяет:
Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представ-ления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить рабо-тоспособность к произвольному контролю.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определё нные условия:
• Занятия проводятся по 10-15 минут.
• Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
• Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
• От детей требуется точное выполнение движений и приёмов
• Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
• Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осозна-ния субъективных признаков изменений, после этого обучать дошколь-ников.
Рекомендую коллегам освоить этот метод коррекции и внедрять его в работе с детьми.
Есть ограничения : дети с эпилептической готовностью, дети с психиат-рическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недоста-точностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.